Enslaved: Odyssey to the West - обзор игры. Enslaved: Odyssey to the West — яркие краски катастрофы

Если вы видели Heavenly Sword , предыдущую работу Ninja Theory , то в Enslaved: Odyssey to the West узнаете их почерк без труда. У этих игр много общего. Энди Серкис (среди хоббитов также известный как Голлум) - на месте. Лицевая анимация - загляденье. История - снова с оглядкой на древнеазиатскую литературу: на этот раз вдохновлялись классическим китайским романом «Путешествие на Запад», переместив все события в XXII век. Много крупных планов в кат-сценах. Драться, опять же, приходится.

Но главное сходство в другом. Обе эти игры очень легко ругать - за недоделанную механику, сырость, скучных боссов... а оторваться все равно невозможно. Всем бы такие «проблемы».

Лепесток за лепестком

Если вы не особенно следили за разработкой Odyssey to the West (что не так уж трудно: по-человечески игру показывали только на последней Е3), то уж по крайней мере в курсе, в каких декорациях тут все происходит. После «зеленого апокалипсиса» природа взяла свое: небоскребы обвиты лианами, кусты пробили асфальт и вымахали до десятого этажа, каждая первая стена расцвела бутонами и маковыми ростками, могучие деревья можно повстречать в самых неожиданных местах. Люди тем временем пережили крупную войну и кучкуются на защищенных базах, а вокруг бродят механические роботы и постреливают по случайным движущимся целям.

История, однако, стартует без лишних пояснений: во время крушения воздушного корабля на капсуле спасаются девушка-хакер Трипитака и безымянный верзила, который просит называть себя Обезьяной. Трип, которой в одиночку ни за что не добраться до базы своего отца, пошла на хитрость - надела на своего нового знакомого специальный шлем, пока тот был без сознания. Правила простые: Обезьяна погибнет, если отойдет от хозяйки слишком далеко или если ее сердце перестанет биться. Слово «пожалуйста» в XXII веке вышло из моды.

От Enslaved, как и от Heavenly Sword, веет каким-то таинством, легендой, эпическим похождением, хотя в кадре только два человека. Из простой в общем-то истории (мужчина помогает женщине поневоле, но вскоре они проникаются симпатией друг к другу) у британцев снова получилась киношная авантюра пополам с уютным книжным приключением. Для разработчиков герои и декорации по-прежнему важнее всего остального, плюс - они точно знают, каких людей нужно приглашать со стороны. Так, Энди Серкис не только кривлялся для motion capture, но и выступил как режиссер, помогал в разработке сюжета, а музыку написал Нитин Соунэй - необычный композитор индийского происхождения (послушайте, пожалуйста, его мелодии к фильму «Тезки »), способный, к счастью, сочинять что-то отличное от привычного приключенческого «па-ра-ра».

Собственно сценарий - дело рук Алекса Гарленда («28 дней спустя», «Пекло»), и это, конечно, чувствуется: Enslaved проходится от диалога до диалога или хотя бы до немой сцены, в которой Трип хлопает глазками. Гарленду удалось весьма тонко избежать классической скрипт-конструкции «знакомство - приключение - трансформация героев - романтический хеппи-энд» (как именно - мы, ясно, не расскажем!), а во второй половине игры, когда старые герои чуточку наскучивают, появляется Пигси, толстопузый человек-свинтус, о некоторых особенностях характера которого мы также умолчим.

Много диких обезьян

Поглощенные футуристической одиссеей, вы, вероятно, не сразу заметите, что в Enslaved еще и нужно нажимать на кнопки. Если продолжать сравнения с Heavenly Sword, то новая механика, безусловно, проще. Обезьяна, за которого и приходится играть, обучен всего двум ударам и нескольким эффектным добиваниям, плюс стреляет плазмой и электромагнитными импульсами из своей дубинки. Учитывая, что на всю игру - один тип врагов (не считая боссов), применений такому скромному набору находится немного. «Голый» робот - мутузим руками. Стоит далеко - стреляем. Прикрывается щитом - обезвреживаем магнитным лучом и добиваем.

Но сражаться приходится не так уж и часто. По устройству и темпу уровней Enslaved - это скорее пространственная головоломка, чем экшен. Дело в том, что (помним про шлем) Обезьяна не может далеко убежать, ему постоянно приходится тянуть за собой Трип, а она девушка хрупкая. Поэтому штатная ситуация тут выглядит следующим образом. Вас оставляют на каком-то отрезке локации, где необходимо, скажем, добраться до люка на крыше. Трип сканирует местность при помощи напичканной электроникой стрекозы, вокруг обнаруживаются защитные турели, мины, ямы и те самые роботы, а дальше начинается мартышкин труд. Прыгая, словно орангутанг, по платформам, карабкаясь по трубам и уступам, опуская мосты и лестницы, ломая автоматические пушки и сваливая на непроходимые выбоины целые грузовики, Обезьяна в конце концов расчищает путь, подзывает подругу к себе (или тащит на горбу) - все, дальше следующий набор преград. Вмешательство Трип сведено к минимуму: можно попросить девушку голограммой отвлечь врагов и турели, пока вы пробегаете мимо.

Боссов всего двое, но обоих приходится убивать многократно.

Важно понимать, что ни головоломки, ни экшен, ни тем более акробатику Enslaved не назовешь безнадежными, но при этом цельной картины из них не складывается. Просто у Ninja Theory нет четкого понимания, как собрать из всего этого приключенческую игру, а не набор интерактивных сцен. Вспомните Uncharted 2 - там сценарий неотделим от геймплея. Ограбление музея, исследование храмов, погони в горах, танковая атака деревушки - во всем вы участвуете лично. В Odyssey to the West ровно два ярких момента: в одном Обезьяна ловит стрекозу, в другом Трип учится езде на броневике. В остальное время авторы просто расставляют роботов и ловушки, чтобы заставить вас бежать вперед, а под конец еще и загоняют на грязный вонючий завод. Но как только у вас забирают управление, а персонажи открывают, наконец, рот - о получасе монотонных прыжков ни капельки не жалеешь.

* * *

Если на секунду отвлечься от неизбежных аналогий с Heavenly Sword, то несложно сделать вывод, что, по ощущениям, Enslaved напоминает первую часть Uncharted. Такая же милая и такая же неровная. Но ведь ради эффектных драк можно купить Bayonetta . Скакать по крышам интересно в inFamous . Для любителей экшен-головоломок не за горами Portal 2 . А вот Enslaved - вся такая яркая и теплая - одна на миллион, как песня Эдиты Пьехи про оранжевое солнце.

В такие моменты четко ощущаешь, что пришел твой черед встать на путь политики двойных стандартов. Когда речь идет о гипотетическом , то гипотетически упрощенное управление раздражает меня до зубовного скрежета и хруста суставов сжимаемых пальцев. Ну… терпеть не могу убийцу, который не только легко расправляется с жертвами, но и сам управляется как-то слишком легко. Где же вызов каким-то навыкам, способностям? Даже если они и ограничиваются виртуозным шлепаньем по клавишам да дерганьем мыши – хотя бы так.

Enslaved: Odyssey to the West

Enslave my heart

От Трип лучше далеко не отходить...


Enslaved – совсем другое дело. Второй громкий проект довольно известной студии Ninja Theory, главным достижением которой до сих пор был PS3-эксклюзив Heavenly Sword, который, судя по информации в сети, продался не очень хорошо. Проблема, наверное, в том, что в Enslaved нет красавицы с огромным фаллическим символом в руках – мечом, то бишь, - с которым она так возмутительно легко управляется. Поэтому Heavenly Sword может спать спокойно: конкуренции со стороны Enslaved не предвидится. Если искать аналогии, то лично мне на ум первой приходит – пример отличной игры, откровенно непонятой современниками (точнее – массами). Как результат: сиквел строгают удивительно медленно, а неофиты ожидают HD-ремейка. Конечно, Enslaved культовый статус «гениальной недооцененной игры» не грозит: нет в нем той россыпи изюминок, из которых состоит BG&E. Enslaved откровенно ориентирована на акробатические головоломки, нехитрые, но зрелищные бои, на развитие отношений главных действующих лиц. Но всё это выполнено на более высоком уровне в 2008 года выпуска. Остается еще и философский подтекст, но до него дотянет далеко не каждый игрок, ведь демо-версия на глубокую мысль, заложенную в самую суть игры, никоим образом не намекает, а 30 минут в компании сутулого качка с ведром геля для волос на голове вряд ли убедят кого-то отправиться в магазин за игрой. Впрочем…

Примерно через полтора столетия человечество практически исчезнет с лица Земли. Вопреки мрачным прогнозам с его бесконечными пустынями, практически полное вымирание homo sapiens приведет к тому, что мир (во всяком случае – восточное побережье США) будет захвачен растительностью. Огромными густыми лесами, зелеными лугами, прекрасными цветами. И роботами. Последние нещадно преследуют представителей человеческой расы и в лучшем случае убивают, а в худшем – сажают в корабль и куда-то перевозят. Неизвестно, что делают с похищенными, никто не видел, куда их транспортируют, и уж совсем наверняка можно говорить о том, что оттуда (где бы это место ни было) еще никто не сбегал. Главному герою игры с абсолютно негеройским именем Манки (Monkey – «обезьяна») «посчастливилось» оказаться в каюте эконом-класса рабовладельческого корабля: как он туда попал, чем занимался до этого, – всё это не важно. Важно то, что на корабле происходит авария, некоторым пленникам удается вырваться из своих клеток, и теперь для них самая главная задача – спастись с падающего в самом центре (когда-то) Нью-Йорка корабля. В последней спасательной капсуле разместилась миловидная девушка, которая страшного потного мужика пускать внутрь не захотела, а потому после кратковременного полета Манки всеми частями тела соударяется с приятно твердой после разваливающегося корабля, но чертовски жесткой поверхностью земли…

…придя в себя, он видит перед собой ту самую девушку – Трип (Trip – «путешествие»). Тут бы и обучить мерзавку правилам хорошего тона, но она с дрожью в голосе сообщает, что пока Манки валялся в отключке, она нацепила ему на голову контролирующее устройство рабовладельцев: стоит ей отдать команду, и Манки будет вынужден подчиниться, иначе ему предстоит испытать сильнейшие боли. Ежели девушка умрет, то умрет и ее раб… В будущем слова «пожалуйста» не существует: девице надо добраться до безопасного места – поселения, где верховодит ее отец. Но до него 300 миль, и одной ей не справиться. А учитывая характер и внешность Манки, рассчитывать на то, что он просто так согласился бы сгонять черт знает куда ради непонятно кого, не приходилось.

And I think to myself:
What a wonderful world!

Пара главных персонажей, из которых полноценно управлять можно только одним, – не новость для игровой индустрии. Есть великолепный дуэт из гениальной ICO, вспоминаются эпизоды из , Prince of Persia, опять же… Но Enslaved сложно тягаться с этими колоссами, ибо на их стороне новаторство, великолепные бои, хитроумные загадки или же потрясающая работа виртуального оператора. Enslaved берет другим: какой-то удивительной атмосферой уюта, приятным дизайном, нетривиальной историей. После многих лет, проведенных в выжженной пустыне, на такой постапокалипсис любо-дорого смотреть. Буйство жизни и красок – вот так в нескольких словах можно описать мир будущего, балом в котором правит робот, не человек. Величественные развалины городов, грандиозные свалки истории, когда-то бывшие заводами или фермами, неказистые поселения немногочисленных выживших… Суровый быт человека XXII века не особо сочетается с жизнерадостной палитрой и вдохновляющей сочностью расцветок интерьеров полуразрушенных зданий. Глядишь, создали бы авторы черно-серый мир с брутальным героем и напарницей в латексе – и продали бы свои миллионы копий, а так…

Некоторые даже не понимают, что у Манки нет хвоста, – просто он что-то повязал у себя на поясе. Хотя и без этого аксессуара герой смотрится, мягко говоря, сомнительно. На лицо – откровенно не Питт, не Уиллис, ловок как обезьяна и столь же неказист на вид. К Трип это не относится, но она и не является главным героем, тем, по кому многие и будут судить о самой игре. Тут встает вопрос: насколько сильно ваши впечатления от проекта зависят от внешности персонажей? Можно не переносить на дух аниме, ужасаться гипертрофированным головам в очередной jRPG, но когда в самой игре другой персонаж спрашивает у главного героя, не злоупотребляет ли он гелем для волос… хм, это наводит на определенные мысли... Кстати, технологически игра не представляет из себя ничего особенного: UE3 гарантирует впечатляющие ракурсы, отличную лицевую анимацию и неплохие спецэффекты, напоминая о прошлом размазанной текстурой какой-нибудь стены. Стандарт, не более того.

So, I die – You die


Трип не так прыгуча, как Манки,
а потому некоторые препятствия она преодолевает исключительно... в полете.
А Манки только и рад лишний раз швырнуть нахалку.


Игровой процесс Enslaved прост и непринужден. Если говорить об акробатической стороне вопроса, то ничего выдающегося в игре, к сожалению, нет. В большинстве случаев нам покажут примерный маршрут следования, разжуют, что и как делать, и останется всего-навсего аккуратненько попрыгать по указанным балкам, уступам, стенам… Причем, что интересно, особых усилий прикладывать не придется: если в Дрейк сам руку тянет к следующему камню, то в Enslaved в пору вручать «достижение» «сорвался и упал». Потому что сделать это практически невозможно. Лично я (когда замечаю подобное в играх) быстро теряю интерес к «простецкой» акробатике и, как правило, прекращаю знакомство с игрой. Enslaved не спасло бы даже «облако» - транспортное средство, на котором перемещались хулиганы из «Назад в будущее 2», которое активируется в некоторых локациях. Действительно, жить становится веселее, но… не более того.

Бои, кажется, тоже особыми изысками не балуют. «Слабый» удар, «сильный» удар. «Широкий» взмах разбрасывает противников, предоставляя Манки пространство для маневра, «парализующий» - временно выводит противника из строя. Вот, в общем-то, и всё. По продуманности и сложности боевой системы Enslaved нельзя сравнивать даже с (хотя многие почему-то пытаются), не говоря уже о действительно крепких, неподатливых слэшерах. Хотя определенный шарм, несомненно, имеет место быть: если у робота проблемы с «внутренностями», его можно «закоротить», толкнуть в сторону его товарищей и увидеть приятный глазу (ибо UE3) и сердцу (ибо с собой он на тот свет может утащить одного-двух противников) взрыв. У некоторых врагов можно оторвать манипулятор-пулемет и порезвиться с теми, кому не удалось превратиться в металлолом немного раньше. В конце концов, можно оседлать турель и выкашивать противников мощнейшими очередями… но всё это делается по велению скрипта, читай - дизайнеров и сценаристов. Потому что, например, не на каждую турель можно усесться. Но уж если можно – будьте уверены: Манки обязательно, безальтернативно сядет и, опять же, обязательно будет расстреливать орды роботов. Хотя есть у боев и свои достоинства. В отличие от подавляющего большинства своих коллег из гораздо более известных и успешных игр, противники в Enslaved не ждут, пока вы спокойно расправитесь с ними поодиночке. Они действуют сообща, без промедления ударят в спину, пока вы разбираетесь с их товарищем, и вообще крайне грубо обращаются с игроком. По меркам современных реалий видеоигр.

Ведь тут нет регенерации по умолчанию! Представьте себе: 2010 год, Xbox360/PS3 и… нет регенерации. Ключевое понятие – «по умолчанию», потому что эту способность можно приобрести со временем. Господам, предпочитающим «чтоб посложнее», предстоит самостоятельно решать, качать ли полезнейший навык или гордо прописаться на экране загрузки чекпоинта. Во время своего путешествия Манки будет собирать специальные сферы, которые можно использовать для модернизации экипировки. Этим вопросом занимается Трип, которая также может носить при себе несколько аптечек на «всякий пожарный». Но надобность в них быстро отпадет, если начать «прокачивать» ветку здоровья и брони. Самоуверенные товарищи, предпочитающие не подставляться, а бить, могут плюнуть на длину полоски жизни, мощь щитов и регенерацию и того, и другого и вложить все очки в усиление ближнего боя. Наверняка найдутся и те, кто решат развивать бой дистанционный. Есть и такой. Палочка-выручалочка Манки не только больно бьет, но и неплохо стреляет - обычными зарядами и оглушающими. Последние полезны практически всегда: и в боях с боссами, и при столкновении с рядовыми противниками (если те закрываются энергетическим щитом, то именно оглушающие удары или выстрелы помогут его снять), хотя применять их тоже надо уметь. А вот вроде бы не выдающиеся плазменные заряды на самом деле довольно сильно упрощают жизнь, а потому их много не бывает. Кстати, поиск сфер для апгрейда экипировки занимает чуть ли не большую часть игрового времени: запрятаны они действительно хорошо, равно как и секреты на грани спойлеров, не найти которые не страшно, но в ином случае взглянуть на всё происходящее в игре удастся немного под другим углом.

The Longest Journey


Ближе к финалу случаются действительно сложные бои.
Не поздновато ли?


Эпичное «дорожное приключение» длится не очень долго. Специально не засекал, но что-то около 8-12 часов. Конечно, при ценах на видеоигры в России (да и в мире) за такие деньги хочется играть подольше. В Enslaved нет ни многопользовательской игры, ни какого-либо аналога New Game +, а значит, эта игра – на один раз. Незамысловатая акробатика, крайне редко напрягающие бои, – вот и вся игра. С другой стороны, есть действительно красивая концепция (миром 3,5 персонажа назвать сложно), есть интригующий сюжет, есть действительно классные главы, великое множество отсылок к известнейшим книгам, фильмам и играм прошлого, но… в этот раз мне не приходится сетовать на близорукость современных игроков: авторы сами сделали всё что могли, дабы отпугнуть потенциальных фанатов игры (даже дему выпустили такую, что она не раскрыла и десятой части того, что есть в Enslaved). Сколько хитов вышло и еще выйдет этой осенью: одна Castlevania, одновременно с которой появилась Enslaved, чего стоит! А Ninja Theory сделала упор на киношность: пригласила бывшего «Горлума» озвучить главного героя, не ударила в грязь лицом и с прочими персонажами, поместила всех их в красивый и интересный мир, но наполнить его действительно сложными боями и по-настоящему увлекательными акробатическими трюками не смогла. Или не захотела.

P.S.:

Лично я очень сомневаюсь в том, что Ninja Theory действительно способна перезапустить Devil May Cry.

Минимальные требования Процессор Intel Core 2 Duo E4400 2,2 ГГц/AMD Athlon 64 X2 2,0 ГГц, 2 Гбайт RAM, видеокарта с поддержкой DirectX 9.0c и 256 Мбайт памяти, например NVIDIA GeForce 9600/AMD Radeon HD 4850, 15 Гбайт на жестком диске Дата выхода 8 октября 2010 года (PS3, X360),
25 октября 2013 года (PC) Возрастной ценз от 12 лет Платформы PC, PS3, Xbox 360 Официальный сайт

Игра протестирована на PC

Известно, что порты не самых свежих консольных игр следует ругать уже за сам факт их существования. Обычно такими проектами занимаются какие-нибудь сторонние студии, не участвовавшие в своё время в разработке и настроенные выполнить задачу «на отцепись». Издатели не против: оригинальная версия для приставок вышла ещё несколько лет назад, а теперь можно выпустить и кое-как сделанную сборку для Windows с кривым управлением, ужасными текстурами и прочими мелочами, которые могут так сильно испортить впечатление; в общем, плевать — на ожидаемо скромные продажи это всё равно не повлияет.

Правда, под конец этого поколения запоздалые порты уже не отличаются настолько плачевным качеством. Brutal Legend, Deadly Premonition и Castlevania: Lords of Shadow перенесены неплохо, а теперь в Steam пожаловала и Enslaved: Odyssey to the West, вышедшая на консолях ровно три года назад. Остаётся ещё вопрос, связанный с актуальностью таких релизов, но, наверное, хороших игр много быть не может. Особенно на ПК.

⇡ Романтика пустоты

Действие происходит в XXII веке — планета пережила серьезный катаклизм, после чего большинство людей исчезло. История стартует без лишних предисловий и даже не собирается вводить в курс дела — нам толком не объясняют, что конкретно случилось с нашим миром, кто управляет вездесущими роботами и летающими рабовладельческими баржами, на которых везут остатки выживших к некой пирамиде. Enslaved следует воспринимать как сказку о фэнтезийном мире, где на первый взгляд много знакомых деталей, но в подробности и контекст углубляться нет никакой нужды.

Протагонист со странной кличкой Манки приходит в себя на одной из таких барж, которая, кажется, вот-вот рухнет. Вместе с рыжеволосой девушкой по имени Трип герою всё-таки удаётся спастись, а после жесткого приземления новая знакомая просит об услуге — сопроводить её за несколько сотен миль домой. Хотя, слово «просит» не совсем подходит к действиям дамы: Трип надевает на Манки шлем, подавляющий волю, — здоровенному мужику приходится принять все условия; тем более что, если девушка вдруг погибнет, то устройство на голове убьёт и самого героя.

Enslaved — это своеобразная адаптация китайской сказки «Путешествие на Запад», только в постапокалиптических декорациях, где на развалинах мира нет никого, кроме собранных из мусора металлических андроидов. Но здесь нет акцента на темной стороне катастрофы, как, например, в Fallout или The Last of Us; наоборот, мир выглядит так, словно и без человека ему вполне неплохо. Трава пробивается сквозь когда-то асфальтированные дороги, небоскребы постепенно ветшают и рушатся, а остовы автомобилей гниют на пустынных улицах. В игре, полной ярких красок, почти всегда светит солнце и хорошая погода — это очень необычный, интересный и в чём-то даже позитивный взгляд на разрушенную Землю. Мол, люди ушли, а жизнь всё равно продолжается.

Но основное внимание акцентируется на характерах главных героев. Между Трип и Манки по понятным причинам сначала чувствуется напряжение, однако в процессе длинного и, надо сказать, полного разочарований путешествия персонажи сближаются. Без романтического подтекста: мужчина скорее берёт на себя роль старшего брата для хрупкой девушки. В истории появляется и третий участник, уже комедийного плана: свиноподобный механик Пигси, который вроде как должен был помочь дуэту протагонистов.

Ninja Theory, создателям Heavenly Sword и DmC: Devil May Cry , всегда отлично удавались истории и по-настоящему живые персонажи. На экране вроде бы ничего особенного и не происходит, но всё равно не оторваться от, казалось бы, самых обычных сцен: скажем, Трип просто удивлённо хлопает глазами, а Манки нервно осматривает местность. Потрясающая актёрская игра и убедительная режиссура.

⇡ Драки, команды и прыжки

Куда хуже у английских разработчиков с непосредственно игровой стороной (так, во всяком случае, продолжалось до DmC) — Enslaved неровная и производит очень неоднозначное впечатление.

Во-первых, сражения. У Манки достаточно ограниченный список приёмов и способностей (хотя персонаж с течением времени прокачивается): рукопашная атака да несколько бесхитростных движений волшебной палкой, которая иногда стреляет. Врагов, по сути, здесь вообще всего одна разновидность, не считая боссов. Впрочем, с последними битвы проходят по строгому сценарию — в основном герои каким-то образом сбегают, прячутся или долго и нудно бьют по слабым местам. Не сказать, что от этого вообще не получаешь никакого удовольствия, но после нормальных слэшеров экшен в Enslaved кажется уж слишком простым и заурядным.

Во-вторых, платформинг. Манки чаще карабкается по стенам, прыгает через пропасти и решает примитивные пространственные головоломки, нежели собственно сражается. Это не «Принц Персии» и даже не Uncharted — в Enslaved практически невозможно разбиться, а путь, заботливо подсвеченный «правильными» кирпичиками, всегда один-единственный. Другое дело, что в рамках узких уровней иногда требуется время, чтобы понять, куда следовать дальше — для линейной игры это, в общем-то, тоже некоторая недоработка.

В-третьих, взаимодействие с Трип. Подобно тому, как это было в Prince of Persia (2008), спутница практически не отходит от главного героя (вернее, наоборот: шлем не даёт им разлучиться). Девушка, разумеется, не так сильна и ловка, как Манки, поэтому для неё необходимо обезопасить путь, заботливо взять на руки или швырнуть со всей силы через пропасть. Зато она, в свою очередь, может отвлекать врагов силовым щитом и открывать всякие замки. Всё это реализовано предельно просто и после BioShock Infinite и The Last of Us выглядит даже несколько наивно (но не забываем, что сама по себе Enslaved появилась ещё в 2010 году).

Ещё здесь есть полёты-покатушки на глайдере, зрелищные погони и чуть-чуть исследования мира. Каждый из элементов сложно хвалить, но всё вместе это складывается в сравнительно неплохую, пусть и не идеальную игру. Однако дизайн разрушенного мира, персонажи и сама история получились значительно лучше всего остального.

Портирование на компьютеры прошло сравнительно безболезненно. Да, здесь исключительно консольный интерфейс (ужасное главное меню), комфортно играть только с геймпада, а текстуры и детализация плохо смотрятся в Full HD-разрешении. Но при этом количество кадров в секунду не проседает, да и каких-то багов нами не было замечено. Кроме того, ПК-версия поставляется вместе с DLC: дополнительными костюмами для героев и дурацкой предысторией с Пигси в главной роли.

В любом случае Enslaved остаётся одной из самых красивых игр этого поколения. Недоработки самой игры не особо раздражают — она проходится просто очень легко, зато сюжет и атмосфера необычного постапокалипсиса точно стоят ваших 500 рублей.

Достоинства:

  • визуальное оформление;
  • работа с персонажами;
  • сценарная часть.

Недостатки:

  • если разобрать геймплей на детали, то ситуация так себе.
Графика Всё здорово с дизайном, но по меркам современных ПК-игр детали, конечно, местами грубоваты. 9
Звук Enslaved не радует классным саундтреком и звуковыми эффектами, зато здесь хорошее озвучение. 7
Одиночная игра Увлекательная история с живыми героями про путешествие в необычном мире. Наблюдать за происходящим чуть интереснее, чем играть, — но это, наверное, сложно назвать критическим недостатком. 8
Коллективная игра Не предусмотрена. -
Общее впечатление Всем неравнодушным к хорошим приключенческим боевикам с тонкой историей точно не стоит пропускать. 8

Enslaved: Odyssey to the West

Видео:

Разработчик : Ninja Theory
Издатель : Namco Bandai Games
Жанр : action-slasher
Мультиплеер : отсутствует
Платформы : PlayStation 3, XBOX 360
Обозреваемая версия : PlayStation 3

Многие из нас уже привыкли считать Unreal Engine 3 устаревшим, сгинувшим в лето движком. Но то, что удалось выдавить Ninja Theory, авторам одного из самых первых эксклюзивов для PlayStation 3, из этого чудесного творения EpicGames – просто не поддается описанию. Да, графика не из лучших на данный момент, но то, как «Анриал» показывает красочные просторы полуразрушенного мира стоит только похвал. Я заканчиваю очередной пролог к обзору и снял бы шляпу, если б она у меня была…

Непривычно для себя я начну свой обзор с сюжета игры. А объясняется это тем, что он здесь просто великолепен, ведь главным сценаристом Enslaved является Алекс Горланд, известный всему миру по своим культовым книгам «Пляж», «28 дней спустя» и киноадаптацией Halo. Наш главный герой – Манки (или обезьяна, как вам будет угодно, но я буду величать его манки). Действие игры происходит в будущем, после того как большая часть человечества была уничтожена. Разработчики не объясняют точной причины, почему это произошло, однако окружение на уровнях, и небольшие обрывки из диалогов персонажей говорят нам о том, что когда-то на Земле была ожесточенная война между людьми и роботами. Люди проиграли ту битву, и настала эра машин. Нашего протагониста ловят работорговцы и увозят в специальном инкубаторе, но по счастливому стечению обстоятельств Обезьяне удается сбежать из неволи во время побега другого узника. Чуть позже наш герой приходит в себя после падения огромного корабля работорговцев на землю и обнаруживает, что он подчинен воле юной девушки по имени Трип. Она сделала его своим рабом, просто надев специальный обруч на голову парня. Девушка требует, чтобы протагонист помог найти ей дорогу домой. Судьба Обезьяны отныне связана с судьбой Трип — если её сердце остановится, то он умрет.

Во многих обзорах мне приходится констатировать, что сюжет игры прост, но в случае с Enslaved это не так, в ходе игры ты начинаешь всерьез сочувствовать героям, их драме…

Особого упоминания требует геймплей. В последнее время мы наблюдали не так много игр с грамотным и сбалансированным взаимодействием персонажей, последняя на моей памяти – Lara Croft and the Guardian of Light. Но если в случае с неутомимой грудастой искательницей приключений мы наблюдали похождения героев в изомерии, то перед нами предстал более чем достойный слэшер от третьего лица, ощущения здесь другие, нежели в «ларе крофт». Герои «помогают» друг другу по-разному, можно сказать по мере своих возможностей: более мускулистый Манки, где надо подбросит, а иногда и пронесет на спине свою физически менее развитую напарницу; Трип в свою очередь не только красивая девушка, но и прекрасный хакер, она взламывает двери, камеры и еще много всякого, еще она умеет хорошо кричать и отвлекать соперников, впрочем, это они умеют делать оба… Моя любимая связка с взаимодействием, когда манки выскакивает и отвлекает робота, Трип в это время незаметно пробегает мимо смертоносного противника. Причем таковых связок большое количество и скучать вам врядли придется.

Enslaved – это одна из самых зрелищных игр современности, причем тут нет эпилептических смен кадров и событий, как в Bayonetta или Vanquish. Продолжительность игры колеблется от 11 до 14 часов, и на протяжении всего этого времени игра будет доставлять вам все новые и новые впечатления. Через заставки или случайные диалоги, или же просто прогулку от места к месту. Enslaved строит свою историю методично и органично, показывая, как герои борются за выживание и пытаются понять друг друга.

Мой эпичный пролог не говорит все о графике в игре. Все не так радужно, как я описал, просто работа Unreal впечатлила меня. Без проблем в графике и оптимизации в игре, к сожалению не обошлось. На протяжении всей игры вы встретите порой очень странные графические глюки и сбои в игре. Иногда кат-сцены откровенно глючат: персонажи начинают разговаривать, но вы слышите только их голос, сами же они не двигаются, а их губы не шевелятся. Проседание кадров на протяжении всей игры, особенно это заметно на PS3. Не всегда удачная камера. Но к счастью, вы редко встретитесь со всеми этими проблемами…

Звук и саундтрек к игре получился не то что отличным, но очень приятным и, как говорится, «в тему». Автором звуковой дорожки является прекрасный композитор Нитин Соуней (Nitin Sawhney).

А вот от чего вы не сможете убежать, так это от управления. Оно слишком несвязанно для экшен игры. Обезьяна действует слишком медленно по сравнению с тем, как нужно. Мы часто замечали задержки для большинства действий. У Heavenly Sword была похожая проблема, так что вам придется привыкнуть к этому.

К счастью, Enslaved отлично показал себя, как платформер. В пост-постапокалиптическом мире есть масса препятствий, которые будут всячески мешать парочке героев в их путешествии. И вот здесь за дело берется наш герой. Парень способен на ловкие прыжки и акробатические кульбиты, и другие номера. Но чаще всего у вас будет появляться в голове такая мысль, что перед вами не огромный пазл, а платформер. Уровни сделаны так, что бы их исследовать, только в некоторых местах нам придется быстро найти путь к Трип, прежде чем до нее доберутся роботы. Так же иногда Обезьяна будет носить девушку на своей спине, для того чтобы закинуть её на какое-нибудь препятствия и т.д., но это происходит только в самые опасные моменты игры. Все остальное время мы спокойно бегаем и убиваем ненавистных роботов.

Выводы:Enslaved Odyssey to the West как минимум очень хорошая игра – это великолепный представитель жанра экшн-слэшеров. У нее есть свои недостатки и достоинства, но зрелищность и геймплей перекрывают все. Путешествие через уникальный интересный красивый мир, с сильными персонажами, которым хочется верить… Эта игра, предоставляет нечто уникальное этой осенью. Если вы все же решитесь в нее сыграть и забыть о недостатках, описанных выше, то возможно игра удивит вас так же сильно, как и меня.

Оценки :
Графика : 7.5
Геймплей : 8
Сюжет : 9
Звук и озвучка : 8
Управление : 7.5

Общий балл : 8.0

Возможно ли то, что когда-нибудь произойдёт некая глобальная катастрофа, которая сотрёт большую часть человечества с лица Земли? Такая тема ещё с XIX века обсуждается во многих областях, сначала в литературе, затем в кино и уже после в игровой индустрии. Ответ вполне предсказуем. Естественно - возможно. В начале нас пугали природными катаклизмами, затем - третьей, так называемой ядерной войной, потом вообще скатились до загадочного вируса, который в обязательном порядке превратит половину населения планеты в зомби, а то и вампиров. Но чаще всего во всех историях и откровениях обсуждались психологические проблемы одного, единственного человека, оставшегося в живых. И лишь в некоторых из них упор ставился на окружающий мир: города, целые страны, которые спустя время отвоёвывались природой обратно в свои владения. Разрушенные временем и поросшие мхом и лианами бетонные стены небоскрёбов, покосившиеся магазинные лавочки и густым полотном затянутые травой мостовые. Эта картина не внушает такого страха перед природными катаклизмами, как уничтожение человечества и падение его остатков до состояния варварства, даже в некотором смысле она вызывает некие утопические чувства и идеи. Такой пост-апокалиптический мир редко где увидишь, а тем более в игровой индустрии. Представленный совсем не грустным, но ярким и живым миром, где можно встретить изящную лань гарцующую по асфальтовому покрытию уже порядком заросшему мхом, зайца перебегающего проезжую часть без страха быть сбитым, и волка с упоением выслеживающего добычу, и практически нигде не увидишь человека, биологический вид которого почти и не сохранился спустя века. В пример такой истории до недавнего времени можно было привести разве что несколько книг и некоторые из документальных фильмов BBC. Однако, с недавних пор, умельцы из Ninja Theory поставили себе целью - изменить мировой порядок вещей и привнести в копилку игровой индустрии целую повесть про путешествие на запад именно в таком пост-апокалиптическом состоянии окружающей среды. И это надо сказать у них отлично получилось. Проект «Enslaved: Odyssey to the West», является единственным представителем такого жанра. Кроме того рекомендует себя ещё и отличным приключением со времён Beyond Good & Evil.

If I Die - You Die

Сюжет без спойлеров можно рассказать вкратце. Просыпается однажды наш герой в загадочной тюремной камере на борту некого воздухоплавательного средства, похожего не то на гигантский проржавевший авиалайнер, не то на такой же проржавевший до мозга костей фрегат из школьного курса научной фантастики. Обнаруживает, что на борту кроме него есть и ещё несколько заключённых, включая только что, не пойми как, сбежавшую рыжеволосую девушку. В приступе ярости наша гора мышц уничтожает сдерживающий его контейнер, выбирается из него и, почуяв запах свободы, кидается беглянке вслед. Корабль начинает разрушаться и в самый последний момент, забравшись на последнюю оставшуюся капсулу, обнаруживает там ту самую рыжую бестию, которая и катапультирует их с погибающего корабля. Затем следует падение и не совсем мягкая посадка (если вы когда-нибудь падали верхом на ведре этажа этак с десятого, то вы наверняка сможете понять главного героя, которого, кстати, зовут Monkey). Нормальный человек едва ли мог бы пережить такое, но это явно не про него. Очнувшись на нагромождении мусора и камней, он вновь обнаруживает девушку, сидящую рядом с собой, говорящую странные речи о повязке раба и подобной мути, затем вдруг осознаёт всё, истерично ощупывает свою голову и понимает, что он, как и та охрана на корабле теперь находится под контролем. Под контролем какой-то мерзкой маленькой девчушки (не подумайте ничего плохого, на самом деле Манки тот ещё добряк и мягкосердечный тип). Затем девушка Трипитака (далее Трип), а именно так её зовут, сообщает Г.Г. «хорошую» новость о том, что если она умрёт, то и он последует за ней. И лишь, единственное, чего искренне желает Трип - попасть домой.

В чём нам и предстоит ей помогать, проходя огонь воду и медные трубы. Преодолевая тучи роботов, проводя безумные акробатические этюды и изредка используя специальные способности Трип. К сожалению, геймплей Enslaved по сути представляет собой ничем не примечательный дубовый и квадратичный слешер, с непонятно зачем, прикрученным деревом развития. У альтер-эго есть особая палка имеющая несколько видов способностей. Боевые - это два стандартных вида ударов - слабые, но быстрые и сильные, но медленные. И защитные - оглушение и энерго-щит. Кроме того волшебная дубинка умеет выстреливать двумя типами дальнобойных снарядов - электро-магнитным, который глушит роботизированную жестянку и обычным плазменным, наносящим немного урона. Но, как бы вы не старались - в бою все эти комбинации, в любом случае скатятся до бездумного и истеричного закликивания одной единственной кнопки. Так же не впечатляет акробатика. Если в том же Prince of Persia надо было постоянно думать, куда сделать следующий прыжок, и чаще всего долгое время уходило на поиск какой-нибудь неприметной балки, то здесь каждая интерактивная финтифлюшка местности подсвечивается и ошибиться со следующим прыжком, явно не получится. Наверное, единственное, что по-настоящему стоит внимания - это персонажи и сам окружающий мир. Как и во всех играх Ninja Theory, главные герои обладают великолепной лицевой анимацией, поэтому наблюдать за всякими ужимками и диалогами доставляет искреннее удовольствие. Кроме того самого главного героя озвучивал и служил прототипом, известный актёр - Энди Серкис, которого вы наверняка знаете по роли Голлума из «Властелина Колец» Питера Джексона. Вот, собственно, и все плюсы.

Приключение, после всего вышесказанного, вызывает двоякие впечатления. С одной стороны - отличный сюжет, именитый актёр принимавший участие в разработке, очаровательные персонажи, сама идея завораживает, а мир - его хочется изведать «от и до». А вот с другой - сюжет хоть и в самом деле многое черпал из литературы, сценарист Алекс Гарленд, известный бестселлерами «Тессеракт» и «Пляж» (дай Бог ему не хворать) сработал на отлично, но спасти весь проект никак не получается. И, пожалуй, главная заноза в пятой точке тайтла - это геймплей и куцая реализация в таком, казалось бы, идеально сформированном пост-апокалиптическом мире. Дополнительный балл Enslaved: Odyssey to the West получает за свою индивидуальность, ведь на самом деле, игры такого плана появляются не так уж и часто.