Частицы 7. Частицы в русском языке: классификация и правописание

Три урока по теме «Частица» в 7 классе общеобразовательной школы. Учитель Поломошнова Татьяна Алексеевна МБОУ «СОШ №11» города Кемерово Телефон 8 904 969 86 28

Три урока по теме «Частица» в 7 классе (учебник под редакцией С.И.Львовой для общеобразовательной школы)
Вступление Тема «Частица» относится к числу наиболее трудных в курсе русского языка. Понимание семантики и происхождения частиц, вопросы их правописания вызывают у учащихся затруднения. Начиная изучение этой темы, прежде всего надо выяснить, что учащиеся уже знают о частицах, ведь частицы встречались нам при изучении самых разных тем и разделов языка. Такие маленькие частицы, оказывается, могут так много! Они передают разные чувства и переживания, создают настроение текста. В работе представлены первые уроки по теме «Частицы». Главная цель этих уроков – пробудить интерес к служебной части речи. Для этого необходимо ввести в урок исследование, когда учащиеся сами могут понаблюдать, обобщить, сделать выводы.
Темы уроков 1. Частица как служебная часть речи – 1 ч.2. Смысловые частицы – 1 ч.3. Формообразующие частицы – 1 ч.

Урок 1. Частица как служебная часть речи Задачи урока: - Освоить семантику частиц, их функции в языке и речи.- Научить отличать частицу от других частей речи. Ход урока 1. Коллективный ответ на вопрос: Что вы уже знаете о частицах? Частица – это служебная часть речи. Частица – значит маленькая часть. В предложении к частице нельзя поставить вопрос, самостоятельного лексического значения она не имеет. Но от частицы зависит немало: она может отрицать, вносить сомнение, указывать и уточнять, усиливать или смягчать требование, выражать различные чувства, она может образовать форму слова. При помощи частиц мы можем оценить содержание высказывания. Следовательно, частицы придают различные дополнительные оттенки словам и предложениям.2. Наблюдение и анализ текста (текст отпечатан на карточке) Именно у птиц забавные встречаются имена. Едва ли поверишь, что водится птица поганка. Поганка да ещё и рогатая. Ведь и птичка завирушка есть. Или просто юла.А вот совсем милые имена: овсянка, просянка, коноплянка и даже чечевица. А разве плохое название чиж или чечётка? Неужели непонятными будут для нас имена: зеленушка, синехвостка, белолобик? Все же русские названия так точны! (По Н.Сладкову) Задание: Используя учебник, найдите и выпишите частицы. Определите функции этих частиц, их семантику. Что будет, если их убрать из предложений? Как доказать принадлежность слова к частицам?
3. Беседа по тексту В этом небольшом тексте множество частиц: именно, едва ли, да ещё и, ведь, а вот, даже, а разве, неужели, все же. Например, если убрать частицу именно , то предложение утратит значение уточнения.Частица едва ли вносит в предложение семантику сомнения. Частица да ещё усиливает чувство удивления… Учащиеся комментируют текст, выясняют по таблице, к какому разряду по значению и функции относится каждая из частиц.
4. Закрепление (выполнение упражнений из учебника) Упражнение №635, устно. Комментарий. Обращаем внимание, что разные по семантике частицы изменяют смысл и интонацию предложений. На смысл высказывания влияет и то, перед каким словом в предложении используется частица. Упражнение №636. Записать диалог по выбранному фотосюжету. Объяснить, роль частиц в диалоге. Упражнение № 639. Выяснить роль формообразующих частиц в образовании повелительного наклонения глагола.5. Обобщение знаний. 6.Домашнее задание № 637.
Урок 2. Смысловые частицы, разновидности смысловых частиц Задачи урока: - Научить различать разновидности смысловых частиц.- Выявить функциональные особенности смысловых частиц в определенных стилях речи.
Ход урока 1. Проверка домашнего задания Какие функции выполняют найденные вами частицы и какие смысловые отношения выражают? Зачитать и обсудить внутренний монолог героя. Почему в таком тексте уместно употребить частицы?2. Работа по таблице стр. 130. - Какие есть разновидности смысловых частиц?- Что выражают смысловые частицы?- В каких стилях речи они чаще употребляются?3. Выполнение задания по карточке 1. Перепишите предложения, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы. Определите разновидности смысловых частиц. 1. Цветет вовсю черемуха и даже сирень начинает ра..пускаться. 2. Разве тебе эта девч..нка так понравилась? 3. Что за прелесть русские сказки! 4. Вон за рощей деревня; вон подальше другая с белой церковью…5. Стол был весьма р..скошный: одних только свежих фруктов изобилие! 6. А бабочка распустила ш..лковые крылья и все (таки) улетела. 7. «Не знаете ли, как в Ивановку проехать?» - спросил кучер. 8. А ведь гроза точно начнется скоро: вон из(за) леса туча надвигается! 9. Вот эта синяя тетрадь с моими детскими стихами. 10. (Не)ужели в самом деле все сгорели карусели? 11. Как же мне не веселит..ся, не грустить от разных бед!4. Проверка задания, выводы: В предложениях представлен разряд смысловых частиц: усилительные, вопросительные, восклицательные, указательные, выделительно-ограничительные частицы. Чтобы правильно определить значение частицы, надо вдуматься в смысл предложения, в котором эта частица «работает».
5. Выполнение задания по карточке 2. Сопоставьте тексты, определите стиль речи. Выпишите частицы. Каковы их функции в том и другом текстах? В каких стилях речи чаще употребляются смысловые частицы и почему? Отец Христофор помолился и сказал: - Бог милости прислал. Ну, как здоровье? - Теперь уж хорошо, - ответил Егорушка. - Слава Богу.. А я из обедни…Да ходил с знакомым ключарем повидаться. Он как раз звал меня чай пить. Отец Христофор снял рясу, погладил себя по груди и развернул сверток. Егорушка увидел жестяночку с икрой, кусок балыка и французский хлеб. - Вот шёл мимо лавки и купил, - сказал Христофор. – Подумал, что дома болящий, так оно как будто и простительно. А икра хорошая, осетровая… (А.П. Чехов «Степь»)
К морю лишь подходит он, Та бедняжка так и плещет, Вот и слышит будто стон… Воду вкруг мутит и хлещет… Видно, на море не тихо; Тот уж когти распустил, Смотрит – видит дело лихо: Клюв кровавый навострил, Бьется лебедь средь зыбей, Но как раз стрела запела, Коршун носится над ней; В шею коршуна задела… (А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане»)
6. Проверка работы, выводы : Смысловые частицы чаще всего употребляются в художественном и разговорном стилях речи. Они вносят в предложение утверждение или отрицание, передают различные смысловые оттенки. Частица не называет предмет, действие или качество, не связывает слова и предложения. «Работа» частиц – вносить дополнительные оттенки в высказывание или служить для образования какой-либо определенной формы слова.
7. Домашнее задание упр. №640 (Выписать частицы, определить их разряд и разновидность; написать сочинение-рассуждение по заданию, употребив несколько частиц).

Урок 3 Формообразующие частицы Задачи урока: - Выявить функции формообразующих частиц, закрепить умение отличать частицу от других частей речи.- Выполнить морфологический разбор смысловой и формообразующей частиц.
Ход урока 1. Проверка домашнего задания, обсуждение сочинений.
Глаза – зеркало души Как высказался известный русский художник – карикатурист Виталий Песков, глаза – это «визитная карточка характера человека и его намерений». Автор очерка приводит несколько доказательств тому, что по глазам можно определить характер и душевное состояние человека. Я считаю, что В. Песков прав. Ведь если внимательно рассмотреть портреты, выполненные известными русскими художниками (они помещены в приложении к нашему учебнику), то можно увидеть, что именно глаза «оживляют» любой портрет. Например, портрет дочери художника В.И. Репина имеет второе название «Стрекоза». У девочки задорное и лукавое выражение глаз. Именно такой взгляд у непоседливого и любознательного ребенка. Картина пронизана радостью и ожиданием летнего чуда. Портрет Мики Морозова, написанный художником В.А.Серовым, создает совершенно иное настроение. Глаза ребенка полны удивления, словно мальчик пытается ответить на какой-то вопрос, возникший в его сознании. Глаза даже не по-детски серьезны. Вероятно, Мика – очень внимательный и чувствительный ребенок. Как же верно сказано: глаза – зеркало души!2. Беседа по материалу учебника и записанным под диктовку предложениям.
1. Если бы я умел рассказывать сказки, я рассказал бы сказку о каждой травинке, о каждом деревце. 2. Пусть не будет ни одного несчастливого человека! 3. Он написал Акулине письмо самым четким почерком и самым бешеным слогом. 4. В этой ситуации надо действовать более решительно! 5. Красуйся, град Петров, и стой неколебимо, как Россия, да умирится же с тобой и побежденная стихия. 6. Поди-ка сюда, верный мой работник Балда!
У частиц два разряда: смысловые и формообразующие. Какие же формы образуют формообразующие частицы? Например, при помощи частицы БЫ образуется условное наклонение глагола. Частица ПУСТЬ (ПУСКАЙ) служит для образования повелительного наклонения. Для образования повелительного наклонения служит и частицы ДА, ДАВАЙТЕ ((ДАВАЙ). Частицы БОЛЕЕ, МЕНЕЕ, САМЫЙ служат для образования степеней сравнения прилагательных и наречий. Частица –КА при глаголе в повелительном наклонении придает глаголу просторечное звучание или смягчает требование.
3. Работа- исследование по карточкам. Как отличить частицу от омонимичных частей речи?
Какой частью речи является слово ТОЛЬКО в приведенных примерах:1. Тишина встретила нас, как только мы выехали из деревни в поле. (союз)2. Писателем может стать только тот, у кого есть жизненный опыт. (частица)3. Сквозь туман неярко светило только что вставшее солнце. (наречие)
Какой частью речи является слово ЕДВА в приведенных примерах:1. Едва Владимир выехал за околицу, как поднялся ветер.2. Но отослать его к отцу едва ль приятно будет вам?3. Ибрагим, оставшись наедине, едва мог опомниться.
4. Формулировка выводов (устно).
5. Выполнение морфологического разбора частиц по образцу.
Но вы, к моей несчастной доле хоть каплю жалости храня, вы не оставите меня.Что вы ещё сказали бы мне на прощанье? Хоть - частица; не является членом предложения; неизменяемая служебная часть речи; смысловая, выражает выделительно-ограничительное значение. Не – частица, входит в состав сказуемого; неизменяемая служебная часть речи; смысловая, выражает значение отрицания. Бы – частица, входит в состав сказуемого; неизменяемая; формообразующая, образует условное наклонение глагола.
6. Домашнее задание упр. №639
После осмысления теории можно предложить написать сочинение-миниатюру, начав её словами: Что за удивительная встреча! , а закончив – Вот счастье знакомства с талантливым человеком! Это может быть восторженное эссе о художнике, композиторе, актёре, писателе и т. п. На всех последующих уроках речь пойдет о правописании частиц, но нельзя забывать о заданиях по речевому развитию.

ЛИТЕРАТУРА1. Н.В.Егорова. В помощь школьному учителю. Уроки в 7 классе. М., ВАКО, 2006г.2. С.И.Львова, В.В.Львов. Русский язык. Учебник 7 класс, 2 часть. М., Мнемозина, 2012г.3. М.М.Разумовская. Методические рекомендации к учебнику «Русский язык. 7 класс». М., Дрофа, 2002г4.Г.П. Соколова. Уроки русского языка и словесности. М., Дрофа, 2003г. (Мастер-класс)

Объяснительное списывание. Все в природе непрерывно развивается, но по-разному происходят эти изменения. За изменениями, происходящими, например, с одуванчиком, можно проследить в течение нескольких недель. Зеленые ростки дадут желтые цветы, которые вскоре превратятся в легкий воздушный шарик. Зонтики-семена покинут стебелек и улетят с ветром. Развивается и человек, изменяются его отношения с миром. Язык – тоже живое явление. Он формируется, живет и даже может умереть, как это случилось с древнегреческим и латинским языками. Но многие современные слова таят в себе древнегреческие и латинские корни. Русский язык также утрачивает многие слова, но и приобретает новые.Новые слова иногда легко приживаются в нашем языке, а иногда с трудом. Развивается общество, развивается культура, наука, техника – развивается и язык.

Служебная. Она предназначена для обозначения различных эмоциональных и смысловых оттенков. Также с ее помощью образуются совершенно новые слова, их формы.

Все частицы в русском языке делятся на два больших разряда:

1) те, которые выражают оттенки разнообразных смыслов и эмоций (модальные);

2) формообразующие и словообразующие.

Такое деление основывается на том, какое значение и какую роль выполняет эта часть речи в предложении.

Модальные частицы в русском языке

В зависимости от выражаемых ими оттенков смыслов и эмоций, частицы в свою очередь подразделяются на такие группы:

1) побудительные: пусть, ну, -ка, а ну, давайте, давай;

2) отрицательные и утвердительные: нет, да, не, точно, отнюдь не;

3) восклицательно-оценочные частицы: ну и, еще бы, что за, ишь как, ишь какой;

4) вопросительные: а что, неужели, разве, ли;

5) усилительные частицы: да и, и, же, даже;

6) уступительные хотя бы, все-таки, все же;

7) сравнительные: как, будто, как будто, точно, словно;

8) выделительно-ограничительные частицы: только, единственно, лишь, исключительно, почти;

9) уточняющие: как раз, именно, ровно, точно;

10) указательные: вот и, вон и, вот, это, вон, то.

Формообразующие и словообразующие частицы в русском языке

В качестве последних выступают:

1) частицы ни и не, если они используются в роли приставок для образования имен прилагательных, существительных, наречий, а также местоимений (неопределенных и отрицательных): неправда, некто, ничто и др.;

2) частицы -либо, -нибудь, -то, кое-. Они употребляются в роли аффиксов. Образуются с их помощью неопределенные местоимения и наречия: что-нибудь, где-либо, кое-где и др.

Формообразующая частица - бы. С ее помощью наклонение глагола можно изменить на сослагательное: помог бы, победил бы.

Частицы в русском языке. Классификация по происхождению

В русском языке одни частицы берут начало от разнообразных частей речи, другие же - нет. На этом основании и производится следующая их классификация на:

1. Производные. Они могут происходить от наречий: едва, прямо, только и др.; от глаголов: давай, пускай, вишь и др.; от местоимений: -кое, всё, -то, что, оно и др.; от союзов: и, да, же, а, ли, -либо и др.

2. Непроизводные частицы. Их происхождение не связано с какими бы то ни было частями речи: -ка, вон, вот и др.

Частицы в русском языке. Правописание "не" слитно со словами

Безударная частица не употребляется, когда намереваются выразить отрицание. Она пишется слитно со словами только в следующих случаях:

а) если служит приставкой для существительных, наречий и прилагательных: неласковый, невесело, неудача;

б) если слово без неё в употреблении не встречается: нелепый, невпопад, неряха;

в) если формы неопределенных и отрицательных местоимений беспредложные: некому, некто, нечем, некий;

г) если при полном причастии нет зависимых слов: негреющее солнце, неисправленная ошибка.

Частицы в русском языке. Правописание "ни" слитно со словами

Эта безударная частица используется для выражения усиления. Она пишется слитно со словами в тех случаях, когда выступает в роли приставки:

а) в отрицательных наречиях: никак, ниоткуда, нигде, нимало, нисколько, ничуть, никуда;

б) в отрицательных местоимениях (в их беспредложных формах): не довелось никого провести в дорогу.

§ 66. Частица как часть речи — Русский язык 7 класс (Ладыженская, Баранов, Тростенцова)

Краткое описание:

К служебным частям речи, кроме предлога и союза, относятся частицы. Они употребляются в предложениях для придания высказыванию определенного оттенка значения или для формирования конкретной формы слова.
Если предложений без союзов и предлогов в русском языке не так уж много, а некоторые из них просто невозможно построить, то частицы в этом плане играют менее значимую роль.
В речи смыслоразличительные частицы могут добавлять определенное значение высказыванию говорящего, однако, возможно построение предложения и без них. Другое дело – формообразующие частицы.
К примеру, форма условного наклонения глагола возможна только благодаря формообразующим частицам. Если эти частицы убрать из предложения или словосочетания, то условное наклонение изменится на изъявительное. Это значит, что оно потеряет свою главную функцию. Поэтому частицы играют важную роль при образовании отдельных форм слов.


Конспект урока русского языка

7 класс

Тема: Обобщение по теме «Частицы»

Тип урока: повторительно-обобщающий

Цели:

    Закрепление понятия о функциях частицы как служебной части речи.

    Формирование и развитие познавательных, исследовательских компетенций.

Задачи:

    Показать своеобразие частиц.

    Развивать познавательный интерес.

    Формировать мотивацию исследовательской и творческой деятельности.

    Формировать умение осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей и определять наиболее эффективные способы достижения результата.

    Развивать умение проводить познавательную и личностную рефлексию.

    Развивать умение слушать собеседника и вести диалог; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения.

    Развивать умение публично выступать.

Планируемые результаты:

    Учащиеся знают функции частицы как служебной части речи

    Учащиеся выбирают наиболее эффективные способы решения проблемы, поставленной на уроке.

    Учащиеся осуществляют коммуникативные действия – участвуют в коллективном обсуждении проблемы, излагают свое мнение, аргументируют свою точку зрения.

    Учащиеся используют приобретенные знания в творческой работе.

    Учащиеся совместно с учителем проводят исследовательскую работу

    Учащиеся проводят личностную рефлексию

Оборудование:

ПК, проектор, презентация, сигнальные карточки, раздаточный материал.

Ход урока:

    Орг. момент.

Добрый день, ребята!

Все готовы к работе? Сегодня вы работаете в группах, а значит, придется соблюдать определенные правила. Говорят, что правила – это немного скучно, но я считаю, это не так. Посмотрим?

КАК РАБОТАТЬ В ГРУППЕ

    Будь добросовестным по отношению к товарищам, работай в полную меру своих сил.

    Слушайте каждого члена группы внимательно, не перебивая.

    Говорите коротко, ясно, чтобы все могли высказаться

    Поддерживайте друг друга, несмотря на интеллектуальные разногласия.

    Отвергая предложенную идею, делайте это вежливо и не забывайте предлагать альтернативу.

    Координатором выбирайте того, кто сможет распределить нагрузку, уладить разногласия, выбрать лучшее решение вместе со всеми.

    Выступать от имени группы почетно . Это делает не камикадзе, а подготовленный всей группой ее полномочный представитель (слайд 1)

Начиная урок, улыбнёмся друг другу и гостям и пожелаем всем прекрасного настроения и плодотворной работы.

    Работа с текстом (слайд 2-3)

А вы любите ходить в гости? Конечно, приятно, когда тебе рады, уделяют внимание, угощают чем-то вкусным. Всегда ли это приятно? Давайте послушаем одну историю, рассказанную великим баснописцем И.А. Крыловым ещё в начале 19 века.

ДЕМЬЯНОВА УХА

«Соседушка, мой свет! Пожалуйста, покушай».- «Соседушка, я сыт по горло».- «Нужды нет, Еще тарелочку; послушай: Ушица, ей-же-ей, на славу сварена!» - «Я три тарелки съел».- «И, полно, что за счеты: Лишь стало бы охоты,- А то во здравье: ешь до дна! Что за уха! Да как жирна: Как будто янтарем подернулась она. Потешь же , миленький дружочек! Вот лещик, потроха, вот стерляди кусочек! Еще хоть ложечку! Да кланяйся, жена!» Так потчевал сосед-Демьян соседа-Фоку И не давал ему ни отдыху, ни сроку; А с Фоки уж давно катился градом пот. Однако же еще тарелку он берет: Сбирается с последней силой И - очищает всю. « Вот друга я люблю!» Вскричал Демьян: «зато уж чванных не терплю. Ну, скушай же еще тарелочку, мой милой!» Тут бедный Фока мой, Как ни любил уху, но от беды такой,

Схватя в охапку Кушак и шапку, Скорей без памяти домой - И с той поры к Демьяну ни ногой.

Писатель, счастлив ты, коль дар прямой имеешь: Но если помолчать во время не умеешь И ближнего ушей ты не жалеешь: То ведай, что твои и проза и стихи Тошнее будут всем Демьяновой ухи.

Не бывали в такой ситуации?

Проследим поведение хозяина. Каков он в начале басни ? (Анализируя текст, помогаем учащимся увидеть, что Демьян вначале выглядит просто радушным хозяином, хлебосолом, широкой натурой.) в кого превращает его чрезмерное гостеприимство, радушие? (Уже после третьей тарелки он становится мучителем и деспотом)

Как показано в басне, что Фока ел уху через силу? Почему он продолжал есть? (был очень воспитанным, деликатным)

В каких случаях употребляется выражение “демьянова уха”? С точки зрения лексики, как называются такие выражения, пришедшие в речь из художественных текстов? (крылатые выражения, фразеологизмы)

Обратите внимание на выделенные слова. Посмотрите, как изменится текст без них. (слайд) Поменялся ли смысл? Все ли теперь так ясно? (делается вывод). К какой части речи относятся выделенные слова? (частицы)

Частицы вносят в предложение различные оттенки значения, а также выражают чувства и отношение говорящего к тому, о чём говорится в предложении, а еще они участвуют в образовании … (форм слова). Частицы, как вы могли заметить, необходимы в нашей речи.

    Формирование темы учащимися (слайд 4)

О какой части речи мы сейчас говорили. Исходя из этого, давайте сформулируем тему нашего сегодняшнего урока. (Обобщение и повторение по теме «Частицы»).

    Составление вопросов по теме урока (слайд 5-6)

Ребята, давайте попробуем составить вопросы по теме «Частицы».

1) Какова роль …?

2) Как называются частицы, которые образуют …?

4) Какие … частиц ты знаешь?

5) Какие частицы пишутся через …?

6) Чем отличаются частицы от … частей речи?

7) Какие частицы с другими словами пишутся …?

5. Определение цели урока (слайд 7)

Итак, ребята, ответив на поставленные вопросы, мы сможем достичь цели сегодняшнего урока: мы повторим и закрепим знания по теме «Частицы».

6.Работа по теме урока.

6.1. Распределить частицы по разрядам. Найти «четвертое лишнее»(слайд 10)

(по одному заданию каждой группе))

1) Когда, где, неужели, откуда.

2) Пускай , даже, лишь, именно.

3) Разве, ли, едва ли , неужели.

4) Даже, ведь, что за , же.

5) Пусть, пускай, бы, только .

6) Вон, вот, это, почти .

6.2. Лингвистический эксперимент (слайд 12)

Задание: дополните текст необходимыми частицами.

у птиц встречаются забавные имена. Ну …, например, птица поганка. Поганка, … ещё рогатая!

Или птичка завирушка. Или юла. А … совсем милые имена: овсянка, просянка, коноплянка, малиновка и … чечевица. А … плохое название чиж или чечётка?

Да … могут птицы быть «обыкновенными»!

Живое … бывает обыкновенным.

Слова, которые нужно вставить: (Вот, даже, не, да, разве, именно).

Лингвистический эксперимент результат (слайд 13)

    1. Исследовательская работа: «Смысловые значения частиц» (слайд 14)

Частицы могут путешествовать по предложению, но их место всё – таки строго закреплено: каждая частица употребляется говорящим или пишущим перед тем словом или словосочетанием, которое важно для автора.

Задание:

Употребите разные частицы в предложении. Как изменится его смысл, какое место будут занимать в нём частицы?

В апреле наступила настоящая весна.

неужели вот что за даже

разве вон как ведь

ли всё – таки

же

Частицы вносят различные оттенки значения в предложение и подчёркивают именно то слово, которое важно.

6.4. Правописание частиц (слайд 15)

(учащимся предлагается прочитать теоретические сведения о правописании частиц, затем задания, выделить те пункты в теории, которые пригодятся при выполнении упражнения)

Правописание частиц

ОТДЕЛЬНО пишутся частицы:

БЫ (Б), ЖЕ (Ж), ЛИ (ЛЬ), например: купил бы, вот бы, все же, едва ли .

ВЕДЬ, ВОТ, МОЛ, ДАЖЕ, ДЕСКАТЬ, ВОН, БУДТО, КАК БУДТО, например: Он ведь обязательно поможет .

ЧЕРЕЗ ДЕФИС пишутся частицы:

ТО, -КА, -ТКА, -ТКО, -ДЕ (со значением глагола «говорят»), -С (производное от слова «сударь»), например : покажите-ка, он-де, ну-тка, гляди-тко, извольте-с.

Также следует запомнить, что:

Частица ТАКИ пишется через дефис только после наречий (ПРЯМО-ТАКИ), глаголов (ПРИШЕЛ-ТАКИ) и других частиц (НЕУЖЕЛИ-ТАКИ), а в остальных случаях пишется отдельно (ОН ТАКИ УСПЕЛ ВОЙТИ В ВАГОН).

Если частица, которая пишется через дефис, стоит после другой частицы, то дефис не ставится, например: ВСЕ ЖЕ ТАКИ, ОН БЫ ДЕ ЭТОГО НЕ СКАЗАЛ. Сказанное не касается частицы -С, например: КАК ЖЕ-С. Если же частицы -ТО, -ДЕ, -ТАКИ находятся внутри сложного слова, части которого соединены дефисом, то дефис пишется только перед частицей, а после нее опускается, например: ПОДОБРУ-ТО ПОЗДОРОВУ, ПОСТОЯЛ-ТАКИ ПОСТОЯЛ И УШЕЛ.

Алгоритм ответа.

Информация о правописании частиц ____________________ была (знакома нам, нова для нас).

При выполнении упражнения мы работали с частицами ______________, которые пишутся _____________.

Группа 1.

1. Страшно подумать, какой богатой почвой послужило_бы все это для тысячи слабостей, телесных и душевных. (Л. Стерн)

2. Пойду_ка я скорее за священником, пусть он изгонит беса. (Вольтер)

3. Но жизнь течет все в тех_же угрюмых берегах, а огни еще далеко. (В. Г. Короленко)

4. Хотя я невежда и старосветский помещик, а все же_таки, негодник старый, занимаюсь наукой и открытиями… (А. Чехов)

Группа 2.

1. Он сказал, что вернется, и_таки вернулся! (Из газет)

2. Гоненье на весь мир вам все_ж не помешало... (Ж.-Б. Мольер)

3. Но после этих слов едва_ли есть сомненье, Которому из двух он дарит предпочтенье. (П. Корнель)

4. Таким образом, очищение мое отложили, как_буд_то необходимо было, чтобы, оставшись жить, я еще больше вывалялся в грязи. (Августин)

Группа 3.

1. Все вздор! Можно зарезать, украсть и все_таки быть счастливым... (Л. Н. Толстой)

2. Обыкновенное времяпрепровождение нашего человека – смотреть, как_бы чего не свистнули, другие – наоборот, и оба заняты. (М. Жванецкий)

3. – Ну_ка, как вы из этого выйдете? – сказал он. (Л. Н. Толстой)

4. Что_бы я стал с ним делать, если_бы подписавший его нарушил условия? (А. А. Фет)

Группа 4.

1. Так как в русском языке почти уже не употребляются фита, ижица и звательный падеж, то, рассуждая по справедливости, следовало_бы убавить жалованье учителям русского языка, ибо с уменьшением букв и падежей уменьшилась и их работа. (А. П. Чехов)

2. Иностранцы возникают потому, что бизнесмены из силовиков никудышные, а бизнесом_таки надо управлять. (Ю. Латынина)

3. Так_то, граф, – говорил Берг, закуривая трубку и пуская колечки. (Л. Н. Толстой)

4. Был, знаете_ли, такой случай. (А. П. Чехов)

Группа 5.

1. – Глянь_ка, глянь, – говорил один солдат товарищу, указывая на русского солдата, который с офицером подошел к цепи и что-то часто и горячо говорил с французским гренадером (Л. Н. Толстой)

2. Но во взгляде его, дружеском, ласковом, все_таки выражалось сознание своего превосходства. (Л. Н. Толстой)

3. А давно_ли, читатель, невесты ходили в кринолинах, а женихи щеголяли в полосатых брюках и во фраках с искрой? (А. П. Чехов)

4. Долохов разжалован в солдаты, а сын Безухова выслан в Москву. Анатоля Курагина – того отец как-то замял. Но выслали_таки из Петербурга. (Л. Н. Толстой)

Физминутка (слайд 16)

Упражнения для тренировки зрения.

«Бабочка». Быстро-быстро поморгайте глазами и похлопайте ресницами.

«Маятник». Голову держите прямо. Смотрите перед собой. Посмотрите влево, потом вправо (работайте только глазами)

«Восьмерка». Голову держите прямо. Смотрите перед собой. Мысленно представьте себе горизонтальную восьмерку и плавно опишите ее глазами.

«Жмурки». Несколько раз сильно зажмурьтесь, потом закройте глаза и посидите 20-30 секунд спокойно.

6.5.Фразеологизмы (слайд 17-18)

Частицы часто входят в состав устойчивых сочетаний. Особенно НЕ и НИ. В чем их отличие, вы помните? (НЕ отрицательная, НИ усилительная) .Следующее задание предлагает вам закончить данные словосочетания. Как они называются?

Комар носу …

Палец в рот …

Палец о палец …

Ни рыба…

Ни жив …

Ни свет…

Ни дать…

Ни два…

Ни то…

Какой бы то …

Во что бы то…

Ни мычит …

Ни нашим …

Ни с того …

Ни уму …

6.6.Тестовая работа.

1. Отметьте частицу.

1) чтобы

2) если

3) пускай

4) потому что

2. Укажите усилительную частицу.

1) только

2) как раз

3) все-таки

4) вот

3. Отметьте дефисное написание частицы.

1) что(за)

2) вряд(ли)

3) все(таки)

4) найди(же)

4. Отметьте словосочетание с частицей НЕ.

1) Н… минуты простоя.

2) Нет н… одного свободного места.

3) Н…бывать этому.

4) В лесу н…звука.

5. Укажите номер предложения с частицей НИ.

1) (Н…)делай ошибок.

2) (Н…)единого исправления.

3) На небе (н…) видно звезд.

4) (Н…)забыли учебники?

Ключ 1-3, 2- 3, 3- 3,4-3, 5-2 (слайд 19)

    Обобщение урока. Итог (слайд 20)

Перед вами, ребята, высказывание известного публициста Дмитрия Сергеевича Лихачева, отрывок из его замечательной книги «Письма о добром и прекрасном» (чтение). Назовите основную мысль текста. С каким произведением она созвучна?

В разговоре с другими умейте слушать, умейте помолчать, умейте пошутить, но редко и вовремя. Занимайте собой как можно меньше места. Поэтому за обедом не кладите локти на стол, стесняя соседа, но также не старайтесь чрезмерно быть «душой общества». Во всем соблюдайте меру, не будьте навязчивыми даже со своими дружескими чувствами.

Впереди у вас, ребята, еще столько нового и интересного. Сегодня мы работали сообща, и в дальнейшем вокруг вас будут люди. Давайте и мы запишем правила, которые надо соблюдать, если хочешь хорошего общения. А начнем мы их со слова «Давайте», которое является. … Какой частью речи?

(записывают советы, прикрепляют на доску)

    Рефлексия. (Слайд 21-22)

    Домашнее задание (слайд 23)