Исследования пассажиропотока. Изучение пассажиропотоков и их значение в организации перевозок населения

Решение различных задач организации пассажирских перевозок связано с рассмотрением распределения пасса­жиропотока по длине маршрутов в прямом и обратном на­правлениях, наглядно представляемое в виде графиче­ской схемы, имеющей ступенчатый вид (рис. 2.7).

Для пассажиропотоков характерна неравномерность по участкам, направлению (прямое и обратное) маршрутов и по времени.

Неравномерность пассажиропотока по участкам маршру­та оценивают коэффициентом неравномерности пассажиро­потока по длине (участкам) маршрута

η уч = Q п max /Q п

где Q п max -максимальный пассажиропоток наиболее загруженного участка маршрута или группы участков; Q п - средняя на­пряженность пассажиропотока.

Рис. 2.7. Картограмма пассажиропотоков одного из автобусных

маршрутов:

a- с 6 до 7 ч; б - с 8 до 9 ч; в -с 9 до 10 ч. Стрелки означают направ­ление пассажиропотоков на маршруте

Средняя напряженность пассажиропотока одного на­правления

где - пассажиропоток на i- м участке маршрута (i = 1, 2, .... n ); n - число участков (перегонов) маршрута; l i - длина i -го участка маршрута.

Для городских автобусных перевозок характерна су­щественная неравномерность перевозок по часам суток с явно выраженными утренними и вечерними часами пик (рис. 2.8).

Рис. 2.8. Распределение объемов перевозок пассажиров по часам суток

Неравномерность пассажиропотоков по часам суток ха­рактеризуется коэффициентом неравномерности пассажиро­потоков по часам суток

где Q ч.р. max - число пассажиров, перевозимое в наиболее загру­женный час работы автобусов; Q ч. p - среднее число пассажиров, перевозимое за час работы автобусов.

Для средних городов коэффициент неравномерности по часам суток равен 1,5-2,0.

Характерные закономерности наблюдаются и в колеба­ниях пассажиропотоков по месяцам (рис. 2.9, а) и дням не­дели (рис. 2.9, б). Первые зависят от множества факторов сезонного характера. Вторые определяются в основном ре­жимом работы предприятий и организаций.

Рис. 2.9. Неравномерность городских пассажиропотоков по месяцам

(а) и дням педели (б)

Неравномерность по дням недели характеризуется пи­ками числа пассажиров в оп­ределенных направлениях в дни отдыха, праздничные дни. Неравномерность по сезонам особенно влияет на пасса­жиропотоки курортных горо­дов и крупных культурных центров. Наибольшее коли­чество пассажиров приходит­ся на летние месяцы (отпуск, курортный сезон, экскурсии). Для крупных городов коэффициент неравномерности пассажиропотока по дням недели равен 1,15-1,2, по месяцам- 1,1-1,2.

Решение задач расчета потребного числа автобусов и анализа их использования на маршрутах требует рассмотрения связи между количественными измерителями объема перевозок и пассажиропотока.

Соотношение длины рейса l р и среднего расстояния поездки пассажира l п определяет сменность пассажиров, характеризуемую коэффициентом сменности пассажиров

(2.3.)

Объем выполняемых пассажиро-километров

где Q - число перевезенных пассажиров.

Средний пассажиропоток на маршруте

С учетом зависимости (2.3)

Для организации эффективного транспортного обслуживания пассажиров необходимо систематически получать информацию о пассажиропотоках. В зависимости от преобладающих целей получения информации обследования пассажиропотоков делятся на два класса. К первому отно­сятся обследования, направленные на выявление транспорт­ных потребностей населения, ко второму - связанные с совершенствованием действующей системы транспортного обслуживания.

Обследования транспортных потребностей дают сведе­ния о закономерностях формирования спроса на пассажир­ские перевозки, обследования транспортного обслужива­ния дают информацию об уровне удовлетворения спроса населения на поездки при существующей системе транспорт­ного обслуживания. Эти обследования в соответствии с це­левым назначением разделяются на: обследование передви­жений, поездок, пассажиропотоков и наполнений подвиж­ного состава.

Обследования могут быть сплошными - на всех видах пассажирского транспорта или только на отдельном виде транспорта (автобусном, метро, трамвайном, троллейбус­ном) и выборочными - на отдельных маршрутах или группе маршрутов. Сплошные обследования пассажиропо­токов на всех маршрутах проводятся не чаще 1 раза в год. Выборочные обследования проводятся по потребности - в случае недостаточного использования транспортных средств на отдельных маршрутах или при их чрезмерном наполнении на отдельных маршрутах. Практика показала, что выборочное обследование 25 - 28 % трамваев, 24 - 26 % троллейбусов и 45 - 50 % автобусов обеспечивает достаточную для статистических оценок точность. Больший или меньший процент обследования зависит от количества подвижного состава на маршрутах и интервалов их движе­ния. Чем больше подвижного состава работает на маршру­те и чем меньше интервал его движения, тем меньше прини­мается процент его обследования. Выделять к обследованию подвижной состав необходимо так, чтобы самые ранние и самые поздние выпуски его были учтены.

Наиболее распространенными методами обследования пассажиропотоков являются: отчетно-статистический, таб­личный, счетно-табличный, анкетный, талонный, глазо­мерный и методы автоматизированного обследования пас­сажиропотоков.

На рис. 2.10 приведен перечень методов обследования пассажиропотоков, применяемых на автомобильном транс­порте.

Рис. 2.10. Методы изучения пассажиропотоков

Отчетно-статистический метод дает возможность определять число перевезенных пассажиров, используя сведения о проданных билетах на маршрутах. Эти сведения должны дополняться данными, которые оп­ределяют долю пассажиров, имеющих право на бесплатный проезд или имеющих другие виды билетов, оплаченные на определенный календарный срок (проездные па месячный срок или квартал, единые билеты с правом проезда на двух или нескольких видах транспорта и др.).

Табличный метод, основанный на опросе пас­сажиров, дает наиболее полные сведения о пассажиропото­ках и, в том числе, данные, характеризующие распределе­ние поездок пассажиров между остановочными пунктами маршрута, пересадки пассажиров и своевременность осу­ществления перевозок. Табличный метод дает сведения и о пересадках на другие виды транспорта или на другие мар­шруты того же вида транспорта.

Для обследования пассажиропотоков на пригородных и междугородных автобусных маршрутах на каждый одно- или двухдверный автобус назначают по одному учетчику. Учетчик при посадке в автобус пассажира узнает у него и отмечает в специально разработанной учетной карточке ос­тановку, до которой он следует. В учетной карточке каждо­му остановочному пункту или группе пунктов присваивает­ся шифр.

Материалы обследования табличным методом позволяют определить объем перевозок по отдельным участкам, на­правлениям, рейсам и маршрутам. А в последующем - объем перевозок пассажиров, пассажирооборот, пассажирообмен остановочных пунктов, корреспонденцию поездок пассажиров между остановочными пунктами, среднюю даль­ность поездки пассажиров, использование вместимости автобуса и другие сведения для последующего совершен­ствования перевозок по магистралям и всей транспортной сети.

Счетно-табличный метод основан на под­счете пассажиров учетчиками, находящимися на остановоч­ных пунктах или внутри автобуса. В первом случае учет­чики ориентировочно определяют пассажирообмен основных остановочных пунктов (число вошедших, вышедших и остав­шихся на остановке пассажиров, не вошедших в автобус из-за его переполнения).

Во втором случае учетчики подсчитывают число входя­щих и выходящих пассажиров по каждому остановочному пункту. Число учетчиков должно соответствовать числу дверей автобуса.

Анкетный метод обследования пас­сажиропотоков основан на заполнении населе­нием, пассажирами или учетчиками специальных анкет о совершаемых поездках. Обследование проводят, рассы­лая анкеты по почте или непосредственно опрашивая пас­сажиров и заполняя анкеты по месту жительства, работы, учебы, во время поездки, в местах пересадки с одного вида транспорта на другой, на конечных остановочных пунктах. Этот метод имеет повышенную трудоемкость, но применение его может дать представление и о желаниях пассажиров по организации перевозки на ближайшую перспективу.

При талонном методе каждому пассажиру выдают талон при входе в автобус (в талоне указана оста­новка посадки).

При выходе пассажир возвращает талон учетчику, ко­торый помечает в нем остановочный пункт выхода пасса­жира.

Глазомерный (визуальный) метод основан на учете непосредственно водителем автобуса сте­пени наполнения салона автобуса пассажирами и оценки ее по пятибалльной системе. Оценка помечается в приго­товленной для этого карточке с указанием остановочных пунктов.

Принято применять следующие баллы оценки заполне­ния автобусов на городских перевозках:

1- в салоне автобуса есть свободные места для сиде­ния;

2- все места для сидения заполнены, а стоящих пас­сажиров нет;

3 - все места для сидения заняты, в проходе между си­деньями пассажиры стоят свободно;

4- пассажировместимость (расчетная) использована полностью;

5 - автобус переполнен, пассажиры стоят в стесненном состоянии, часть пассажиров осталась на остановочном пункте.

Методы автоматизированного обследования получают все большее распространение, придя на смену трудоемким обследованиям пассажиропотоков. Они одновременно более дешевые и требуют на обследование значительно меньше за­трат времени.

Методы автоматизированного учета числа входящих в салон транспортного средства и выходящих из него пасса­жиров на остановочных пунктах разделяются на некон­тактные и контактные.

К неконтактным методам автомати­зированного обследования относятся ме­тоды, основанные на использовании фотоэлектрических приборов. При входе (выходе) в транспортное средство пас­сажир пересекает пучок световых лучей, падающих на фо­тодатчик. Электрические импульсы от фотодатчиков по­ступают в блок дешифровки направления движения (вход, выход), а затем соответственно в регистр входящих и вы­ходящих пассажиров. Блок цифровой индикации переносит данные о числе вошедших и вышедших пассажиров на оста­новочных пунктах маршрута на перфоленту. Этот метод обеспечивает необходимую точность только при строго раз­дельном входе пассажиров. К сожалению, это трудно обес­печить на городских транспортных средствах, особенно в часы пик.

Контактный метод автоматизиро­ванного обследования наполнений транс­портных средств предполагает учет входящих и выходящих пассажиров по их воздействию на контактные ступеньки, связанные с дешифраторами. Дешифраторы в зависимости от последовательности воздействий на ступеньки опреде­ляют число входящих (выходящих) пассажиров и посылают информацию на счетчики или фиксируют эти импульсы на магнитной ленте (перфоленте). Использование математиче­ских моделей, описывающих процесс посадки-высадки пас­сажиров на остановочных пунктах, разработанных в Ки­евском автомобильно-дорожном институте, позволил раз­работать аппаратуру, обеспечивающую приемлемую точ­ность учета пассажиров.

Для обследования пассажиропотоков при управлениях (объединениях) пассажирского автотранспорта создают ла­боратории, оснащенные соответствующим оборудованием.

Пассажирские перевозки представляют собой одну из важных отраслей экономики. Одной из главных проблем предприятий пассажирского транспорта является недополучение значительных сумм доходов, что в итоге сказывается на качестве самих перевозок и обслуживании пассажиров. Практически перед всеми предприятиями стоит вопрос повышения эффективности работы и экономии ресурсов, поэтому учет количества пассажиров становится одной из важнейших задач.

Преимущества САС

Система автоматического счета (САС) пассажиров может принести пользу как автобусным и железнодорожным операторам, так и пассажирам: у первых появляется возможность сопоставлять количество пассажиров с информацией об оплате для успешной борьбы с «безбилетниками», а вторые могут получать в реальном времени информацию о нахождении транспортного средства (ТС) на маршруте и о наличии в нем свободных мест.

Кроме того, возможности системы могут быть расширены для планирования технического обслуживания с учетом интенсивности использования транспорта, что позволит оптимизировать нагрузку ТС по регионам или периодам времени, а также контролировать качество обслуживания.

С помощью таких систем могут быть развернуты следующие приложения:

  • оптимизация наличия ТС;
  • выявление «зайцев» в общественном транспорте;
  • повышение эффективности использования ТС за счет управления автопарком и планирования техобслуживания;
  • ограничение количества людей для обеспечения безопасности;
  • анализ транспортных потоков в городах.

Диаграмма (рис. 1) демонстрирует вариант работы САС пассажиров. Датчики установлены в региональных поездах на маршруте Венеция–Беллуно. Они считают количество входящих и выходящих людей на каждой станции и в привязке к системе оплаты позволяют выявлять наличие безбилетных пассажиров.

Рис. 1. Пример построения отчета в системе подсчета пассажиров

Вопросы учета количества пассажиров являются актуальными не только для городского общественного транспорта, но также и для пригородных поездов и метро. Кроме такой важной задачи, как отлов «зайцев», САС помогают оптимизировать график движения поездов по различным направлениям, так как с их помощью можно собрать статистику о том, сколько пассажиров, на каких станциях, а также в какое время производят посадку и высадку. Данные системы могут улучшить предоставляемый сервис не только на самом транспорте, но и в аэропортах, на вокзалах и?т. д. Счетчики могут контролировать, например, количество людей, находящихся в очереди на паспортный контроль, чтобы при необходимости варьировать количество работающих пунктов проверки; информация об ожидающих посадки в самолет позволяет оптимизировать движение автобусов от терминала до самолета. Учет количества пассажиров также может быть полезен и для речного/морского транспорта, чтобы, например, избежать перегрузки паромов и теплоходов, которая может привести к трагическим последствиям.

Проблемы и решения

Внедрение новых технологий позволяет улучшать работу системы транспорта. Подсчет пассажиров в прошлом был достаточно сложной задачей. Первоначально водителям приходилось самим вручную
подсчитывать количество пассажиров, что было достаточно сложной задачей и не давало точных результатов. Несмотря на развитие технологий датчиков (светочувствительные, инфракрасные, тепловые датчики), системам, построенным на их базе, так и не удается точно подсчитывать пассажиропоток. Пассажиры могут быть разного роста, находиться в инвалидном кресле, перемещаться с разной скоростью, учет может вестись в разных погодных условиях в течение суток. Большинство датчиков в таких условиях не способно обеспечить достоверную работу. Для более эффективного подсчета требуются новые технологии, способные работать в жестких условиях, при различном освещении и проводить точный счет при одновременном проходе большого потока людей. Одной из таких технологий, используемых в датчиках компании Eurotech, является стереоскопическое видение.

Технология стереоскопического видения

Рис. 2. Счетчик людей DynaPCN 10-20 компании Eurotech

Счетчик DynaPCN 10-20 производства компании Eurotech (рис. 2) - это компактное устройство, базирующееся на бесконтактной технологии стереоскопического видения, специально разработанное для подсчета количества вошедших/вышедших пассажиров поездов, автобусов, вагонов метро и т. д.

Естественно, наиболее важной характеристикой для подобных устройств является точность подсчета. Хорошо спроектированный датчик должен быть интеллектуальным и гибко настраиваемым, чтобы учитывать различия роста пассажиров или прохождение несколькими пассажирами границы счета одновременно. В DynaPCN 10-20 высокая точность достигается благодаря применению двух стереоскопических камер и четырех инфракрасных светодиодов высокой яркости.

Стереоскопические камеры захватывают изображение под датчиком и обрабатывают эти данные в режиме реального времени с помощью специального сложного алгоритма. Алгоритм анализирует высоту, форму любых попадающих в поле зрения объектов и направление их движения. Он точно идентифицирует человека по характерным частям тела - достаточно выделить лишь голову или плечи, чтобы распознать человека с минимальным уровнем погрешности. Когда датчик определяет направление движения человека, соответствующие счетчики инкрементируются, сохраняя при этом и информацию о текущем времени. Временной срез интенсивности потока пассажиров позволит оптимально планировать маршруты движения в зависимости от загруженности в конкретные временные отрезки. Благодаря применению передовых технологий подсчета пассажиров DynaPCN 10-20 позволяет получить точность 97% при эксплуатации в реальных условиях.

Гибкий монтаж

Конструктив DynaPCN обеспечивает легкий и незаметный монтаж заподлицо в межпотолочном пространстве над дверным проемом и может быть адаптирован к дверям и крышам различных конструкций. Угол оптической панели может изменяться, что дает возможность размещать датчик в различных местах, в том числе на негоризонтальных поверхностях. Наличие специализированных каналов дискретного ввода/вывода для подключения к датчикам состояния дверей и легкая интеграция нескольких датчиков в одну систему счета упрощают установку в любой вид транспорта.

САС от Eurotech постоянно эволюционирует. Она стала более гибкой в плане высоты установки счетчика для широких дверей. Для дверей шириной до 1,8 м теперь необходим только один DynaPCN, установленный на высоте порядка 2 м. Предыдущие версии счетчиков требовали установки для таких широких дверей двух датчиков, но обновленное программное обеспечение позволяет захватывать изображение с двух камер в одном устройстве и строить на его основе 3D-модель.

В случае если размер дверей превышает контролируемую датчиком область, можно установить два датчика и более, определив в настройках каждого устройства свою зону нечувствительности в перекрывающихся областях для обеспечения корректного счета (рис. 3).

Рис. 3. Пример использования датчиков для узких и широких дверей

Защищенное исполнение

Счетчики пассажиров должны работать в широком диапазоне различных условий и воздействий окружающей среды. Разная освещенность и другие внешние факторы могут приводить к ошибкам во время счета у многих решений, доступных сейчас на рынке. Счетчик DynaPCN специально разработан для работы на транспорте и был протестирован в широком температурном диапазоне и при воздействии вибрации. Таким образом, это решение может быть применено для работы в жестких условиях эксплуатации. Чтобы получить высокую точность при различном освещении, DynaPCN использует интегрированную светодиодную инфракрасную подсветку
высокой яркости, что позволяет производить точный подсчет пассажиров при любом освещении, даже в темноте.

DynaPCN предлагает набор дискретных входов/выходов, с помощью которых он может непосредственно связываться с интеллектуальными дверями или системами управления движением, гарантируя тем самым лучшую производительность при счете. Например, дискретные входы могут быть подключены к датчикам открытия/закрытия дверей, что позволит включать/отключать счет при соответствующих условиях.

Подключение счетчика с помощью Power-over-Ethernet (PoE)

DynaPCN подключается к бортовому компьютеру через интерфейс RS-485, и по мере развития в транспортных средствах таких технологий, как использование информационно-развлекательного сервиса, переходит к работе в сети Ethernet. Используя стандартное Ethernet-подключение, DynaPCN 10-20 может легко интегрироваться в существующие бортовые сети. Поддерживается также технология Power-over-Ethernet (PoE), где питание подается по кабелю Ethernet, что упрощает установку DynaPCN в транспортном средстве. Возможность настройки IP-адресов позволяет организовать удаленное управление и обновление программного обеспечения датчика. Опциональная поддержка RS-485 позволяет применять DynaPCN не только на транспорте, но и в других отраслях, например в розничной торговле.

Работа в системе

Каждый датчик является законченным решением. Его достаточно установить и подключить к бортовому компьютеру по RS-485 или Ethernet, произвести настройку, и он готов к работе. При помощи простого набора команд информация о событиях счета может быть считана с датчиков. Счетчики имеют встроенную память, в которой можно хранить более 1 млн событий счета. Есть ряд сценариев работы с датчиком:


Другие варианты применения САС

Альтернативным вариантом использования DynaPCN является применение его для подсчета количества посетителей магазинов. Датчик может быть подключен к облачному сервису Eurotech Everyware Device Cloud для быстрого доступа к данным. Заказчик может соотнести количество людей, входящих в различные магазины (в составе сети), с количеством совершаемых покупок, чтобы определить эффективность работы различных магазинов и проблемы, связанные с их место­положением. Кроме того, в зависимости от количества людей в помещении можно осуществлять регулировку работы системы вентиляции, освещения и т. д.

Другим вариантом использования DynaPCN является организация уборки туалетов в зависимости от количества посетителей. Обычно уборка туалетов в крупных зданиях базируется на временных циклах, рассчитанных по нормативам. Эти нормативы определяют также и количество персонала, необходимого для выполнения работ по заданному графику. Такой подход имеет ряд подвод­ных камней:

  • Не учитывается фактическое использование туалетов. Это означает, что наиболее посещаемые из них убираются с той же периодичностью, что и менее посещаемые. Соответственно, одни убираются неоправданно часто, в то время как другие не убираются должным образом.
  • В расчет не берется время суток (интервал между уборками практически постоянен) и изменение загруженности в зависимости от дня недели, что опять-таки приводит как к неэффективности уборки, так и к неэффективности занятости персонала.
  • Не учитываются пиковые события.

Проведенный статистический анализ показал, что нет никакой зависимости как от времени суток, так и от дня недели. Строить график работ только по ним весьма неэффективно. Для оптимизации работы была использована система счета людей от компании Eurotech. На каждой двери устанавливаются счетчики, данные с которых собираются в центральном компьютере. При достижении заданного значения прошедших посетителей выдается команда на уборку конкретного помещения. Такой подход в отличие от стандартных методов позволяет значительно повысить качество и эффективность работ по уборке.

Выгода для пользователей: с точки зрения посетителя, качество содержания объектов значительно улучшается, в периоды пиковой нагрузки туалеты убираются чаще, чем ранее, так что они редко остаются грязными.

Преимущества для менеджмента зданий: данная система позволяет собирать в режиме реального времени информацию о закономерностях использования всех туалетов в здании. На основе этих данных можно отследить закономерности использования и их взаимосвязи с другими событиями, что позволит делать прогнозы и оптимизировать график работы персонала, переориентируя сотрудников на другие работы, и т. д. При этом оптимизируется и расход моющих средств.

Счетчик пассажиров компании Eurotech, основанный на технологии стереоскопического видения, позволяет получать точные результаты в различных, в том числе и жестких условиях эксплуатации. При подключении к бортовому компьютеру он становится высокоэффективной САС, способной лучшим образом организовать работу транспорта, а также решать другие задачи, такие как контроль посетителей в магазинах и общественных местах.

Пассажирооборот

Пассажиропоток

П. п. Измеряются числом перевезённых пассажиров и объёмом выполненных пассажиро-километров, то есть произведением числа пассажиров на расстояние перевозки (пассажирооборот).

С ростом размера города увеличивается и показатель учетной подвижности. Увеличение дальности передвижений приводит к сокращению пешеходных передвижений и росту поездок на транспорте.

Пассажирооборо́т - показатель отражения объёма перевозок пассажиров в пассажиро-километрах и исчисляется как произведение количества пассажиров на расстояние перевозок по каждому виду транспорта.

Термин более показателен для оценки эффективности того или иного транспорта, чем количество перевезённых пассажиров, но не даёт понимания о скорости этой перевозки и её прибыльности.

Рассчитывается пассажирооборот каждого конкретного транспортного предприятия.

Употребляются также понятия пассажирооборота на каждом направлении (по парному рейсу) в течение определённого срока, пассажирооборота станции, пристани, аэропорта .

В таких случаях, пассажирооборот определяется, как количество пассажиров, прошедших через терминал (и отбывающих, и прибывающих), либо воспользовавшимся рейсом (рейсами на данном направлении) без учёта километража перевозки.

В 2015 году в России наметилась тенденция к уменьшению пассажирооборота следующих видов транспорта:

Ссылки

  1. .

Отрывок, характеризующий Пассажирооборот

– Да, эти стихи сам Николай написал, а я списала еще другие; она и нашла их у меня на столе и сказала, что и покажет их маменьке, и еще говорила, что я неблагодарная, что маменька никогда не позволит ему жениться на мне, а он женится на Жюли.

Ты видишь, как он с ней целый день… Наташа! За что?…
И опять она заплакала горьче прежнего. Наташа приподняла ее, обняла и, улыбаясь сквозь слезы, стала ее успокоивать.
– Соня, ты не верь ей, душенька, не верь. Помнишь, как мы все втроем говорили с Николенькой в диванной; помнишь, после ужина? Ведь мы всё решили, как будет.

Я уже не помню как, но, помнишь, как было всё хорошо и всё можно. Вот дяденьки Шиншина брат женат же на двоюродной сестре, а мы ведь троюродные.

И Борис говорил, что это очень можно. Ты знаешь, я ему всё сказала. А он такой умный и такой хороший, – говорила Наташа… – Ты, Соня, не плачь, голубчик милый, душенька, Соня.

Пассажирооборот и пассажиропоток. Перспективные расчёты пассажирских перевозок.

– И она целовала ее, смеясь. – Вера злая, Бог с ней! А всё будет хорошо, и маменьке она не скажет; Николенька сам скажет, и он и не думал об Жюли.
И она целовала ее в голову. Соня приподнялась, и котеночек оживился, глазки заблистали, и он готов был, казалось, вот вот взмахнуть хвостом, вспрыгнуть на мягкие лапки и опять заиграть с клубком, как ему и было прилично.
– Ты думаешь?

Право? Ей Богу? – сказала она, быстро оправляя платье и прическу.
– Право, ей Богу! – отвечала Наташа, оправляя своему другу под косой выбившуюся прядь жестких волос.

Пассажирооборот – суммарная величина посадки и высадки пассажиров по каждому ост пункту на какомлибо маршруте, собирается по всем видам транспорта, либо по одному виду конкретно

Пассажирооборот исчисляется как произведение количества пассажиров на расстояние перевозок показатель отражения объема перевоза пассажиров в пассажиро-километрах

Пассажиропоток — кол-во пассажиров, проезжающих в единицу времени через какое-либо сечение в сети пассажирского транспорта

Пассажиропоток характеризуется:

мощностью или напряжённостью, то есть количеством пассажиров, которое проезжает в определённое время на заданном участке маршрута в одном направлении (любым видом транспорта);

объёмом перевозок пассажиров, то есть количеством пассажиров перевозимых рассматриваемым видом транспорта за определённый промежуток времени (час, сутки, месяц, год)

Характерной особенностью пассажиропотоков является их неравномерность, они изменяются по времени (часам, сутки, дням недели, сезонам года).

Различают внутригородские, пригородные, междугородные, международные, в том числе межконтинентальные , П.

Пассажирооборот

Измеряются числом перевезённых пассажиров и объёмом выполненных пассажиро-километров, то есть произведением числа пассажиров на расстояние перевозки (пассажирооборот).

Величина пассажирооборота города определяется в зависимости от количества и подвижности населения. Существуют следующие понятия подвижности населения: подвижность населения, подвижность на массовом пассажирском транспорте, подвижность на автомобильном транспорте, учетная транспортная подвижность(число перевезенных всех видов городского общественного транспорта, приходящееся на 1 жителя в год).

С ростом размера города увеличивается и показатель учетной подвижности.

Увеличение дальности передвижений приводит к сокращению пешеходных передвижений и росту поездок на транспорте.

Построение сети маршрутного транспорта

⇐ Предыдущая567891011121314Следующая ⇒

| Защита персональных данных |

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Методы определения пассажирских и пассажирских перевозок

Для реализации мер по повышению эффективности должны быть установлены методы определения объема пассажирских, пассажирских и пассажирских перевозок.

Количество пассажирских перевозок Q определяется количеством пассажиров, которые планируется перевозить или фактически перевозить в течение рассматриваемого периода. Значение Q определяется как количество пассажиров, въезжающих в транспортное средство в начале поездки или в конце поездки в (из) транспортных средств на период (полет, время в иске) одного транспортного средства или на период эксплуатации парка.

Общий объем трафика определяется как сумма отдельных величин.

Объем трафика тесно связан с объемом трафика, то есть объемом трафика в определенное время за единицу времени в транспортной сети в направлении.

Пассажирский трафик определяет среднее значение и его изменение в сезонах, днях недели, часах дня и инструкциях. Неравенства в дни недели характеризуются пиками путешествий путешественниками в определенных направлениях в дни отдыха, праздников и предвосхищения; неравномерность в часах дня — значительное увеличение числа пассажиров между коническими часами, до начала и конца работы, а также между временем открытия и закрытия развлекательных мероприятий.

Формирование транспортных объемов и пассажирских перевозок определяет сроки движения населения.

Годовая транспортная мобильность населения рассчитывается по формуле

Π = Q / H (3.1)

где Q — количество поездок (объем трафика) от общей численности населения в год; N — количество жителей, чел.

При вычислении подвижности трафика теоретически определяется количество поездок (на основе принятых стандартов или расчетных зависимостей) или на основе пассажиропотока. Население определяет прогнозы на основе статистических данных.

Количество поездок определяется как сумма

Q = Q1 + Q2 + Q3 (3.2)

Где Q1 + Q2 + Q3 — или количество людей, постоянно путешествующих в городе, и которые временно проживают в городе.

Годовое количество постоянных жителей

Q1 = Hk (Qpdp + Qydy) kdkbkv (3.3)

KT — коэффициент, учитывающий использование пассажирских перевозок; Qp и Qy — годовое количество поездок, т. Е. Один работник-резидент на должность и один студент на место учебы; dp и dy — доля работников и студентов; kd, kb, kv — коэффициенты, учитывающие деловые, культурные, бытовые, возвратные поездки и пересадки.

Значения, включенные в этот термин, могут быть взяты из данных исследований и отчетности.

Пассажирские перевозки относятся к завершенным или планируемым транспортным средствам для перевозки пассажиров.

502: плохой шлюз

Объем перевозок определяется как сумма путевых расстояний всех пассажиров, перевозимых или как сумма трафика индивидуальных перевозок (на рейсах, подвижном составе, в дни календарного периода).

Средний объем движения движения определяется следующим соотношением: L = P / Q;

Среднее расстояние пассажиров используется для определения транспортных работ и количества перевозимых пассажиров и рассчитывается на основе данных отчетности и результатов проверки пассажирских перевозок.

Пассажирские и пассажирские перевозки раскрываются статистическими методами и обследованиями, используя следующие методы: вопросник, купон, табличный, табличный, статистический, визуальный и автоматический.

Метод документооборота основан на анализе суммы выручки, билетов на регистрацию билетов и списков продаж билетов. Такая информация позволяет нам определить количество перевозимых пассажиров, колебания пассажиропотока по участкам маршрута, направлениям, часам дня, дням недели и сезону, а также на большие расстояния и переписку пассажиров.

Исследования могут быть непрерывными по всей сети пути или выборочно охватывать отдельные области или типы движения (работы, культуры, повседневные, образовательные). К тому времени, когда опрос может проводиться целый день или в определенные часы (например, максимальные часы, часы рецессии для пассажирских перевозок), на протяжении всей недели или в отдельные дни (например, в рабочий день, в субботу и воскресенье) и в сезоны,

Исследование предполагает подготовку к его реализации (разработка форм документов и методов управления), проведение обследований и обработку данных. Мы рекомендуем обрабатывать специальные программы на вашем компьютере.

Метод вопросника основан на вопросе населения по вопросам его транспортной мобильности:

переписка с пассажирскими поездками, включая транспортные средства и пункты назначения, обмен поездками, места пересадки;

Перейти на страницу: 1 2

Движение пассажиров в одном направлении маршрута называется пассажиропотоком. Пассажиропоток может быть в прямом направлении и в обратном направлении.

Характерной особенностью пассажиропотоков является их неравномерность, они изменяются по времени (часам, суткам, дням недели, сезонам года).

Пассажиропоток характеризуется:

Мощностью или напряжённостью, то есть количеством пассажиров, которое проезжает в определённое время на заданном участке маршрута в одном направлении;

Объёмом перевозок пассажиров, то есть количеством пассажиров перевозимых рассматриваемым видом транспорта за определённый промежуток времени (час, сутки, месяц, год).

Распределение пассажиропотоков на маршруте (по часам суток и участкам маршрута) представлены в Таблице 1 и Таблице 2.

Таблица 1

Часы суток Количество пассажиров Часы суток Количество пассажиров
Прямое направление Обратное направление Прямое направление Обратное направление
6-7 16-17
7-8 17-18
8-9 18-19
9-10 19-20
10-11 20-21
11-12 21-22
12-13 22-23
13-14 23-24 - -

Расчетно-технологический раздел

Характеристика пассажиропотока

Пассажиропотоком называется количество пассажиров, которое фактически перевозится в данный момент времени на каждом перегоне автобусного маршрута или в целом на автобусной сети всех маршрутов в одном направлении в единицу времени.

Как правило, пассажиропотоки не одинаковые по величине в различные часы суток, дни недели, месяцы и сезоны года, а также по участкам маршрутам и направлениям движения автобусов.



Для выявления пассажиропотоков, распределения их по направлениям, сбора данных об изменениях пассажиропотоков во времени, проводятся обследования. Задача обследования: получение достоверных данных о мощности, распределении и колебаниях пассажиропотоков на автобусных маршрутах.

Пассажиропотоки изображаются в виде графиков, картограмм, эпюр или фиксируют в таблицах.

Методы обследования классифицируются по ряду признаков:

По длительности охватываемого периода:

Систематические (ежедневно, еженедельно и т.д.);

Разовые (кратковременные);

По ширине охвата:

Сплошные (одновременно по всей транспортной сети обслуживаемого района) в среднем 1 раз в 3 года;

Выборочный (по отдельным районам движения) 1 раз в квартал;

По виду:

Анкетный метод (путем заполнения предварительно разработанных специальных опросных анкет);

Отчетно-статистический метод основывается на билетно-учетных листах и количестве проданных билетах;

Талонный метод (путем выдачи учетчикам специально заготовленных талонов разных цветов);

Табличный метод (проводится учетчиками расположенными внутри автобуса возле каждой двери, путем заполнения заранее заготовленных таблиц);

Глазомерный метод (проводится путем сбора данных на маршрутах со значительным пассажирообменом, проводится визуально по бальной системе от 1 до 5 баллов). Им могут пользоваться водители или кондуктора.

Силуэтный метод – разновидность визуального (по 5-ти бальной системе, путем набора силуэтов по типам автобусов);

Опросный метод – путем опроса учетчиком в салоне пассажиров, этот метод позволяет определить данные о корреспонденции пассажиров.

Пассажиропотоки по часам суток и участкам маршрута (прямое и обратное направление) представлены в Таблице 3, Таблице 4, Таблице 5.

Таблица 3

Часы суток Перевезено пассажиров
Прямое направление Обратное направление В обоих направлениях
6-7
7-8
8-9
9-10
10-11
11-12
12-13
13-14
14-15
15-16
16-17
17-18
18-19
19-20
20-21
21-22
22-23
23-24 - - -
24-1 - - -
Итого

Таблица 4

Прямое направление

Таблица 5

Обратное направление

1. Транспортная подвижность населения

2. Основные понятия о пассажиропотоке

3. Методы обследования пассажиропотоков

4. Определение потребного числа автобусов

Транспортная подвижность населения

Основой для разработки мероприятий по совершенствованию процесса транспортного обслуживания населения является информация об особенностях формирования общей и транспортной подвижности населения, о величине и направлениях пассажиропотоков, их изменения в пространстве и времени.

Подвижностью населения называют число передвижений, совершаемых в транспорте и пешим ходом на одного жителя в год (Р):

где П – количество передвижений за год

К – число участников передвижений

Транспортная подвижность – число передвижений, совершаемых на транспорте на одного жителя в год (без пешеходных):

где: Q – количество перевезенных пассажиров за год

N – численность населения города (количество жителей)

Подвижность на автомобильном транспорте – число передвижений, совершаемых на автомобильном транспорте на одного жителя в год.

Учетная транспортная подвижность – число перемещенных пассажиров на всех видах городского пассажирского общественного транспорта, приходящееся на обного жителя в год (с учетом приезжих и пригородных пассажиров, а также пересадок с одного маршрута или вида транспорта на другой).

Потенциальная подвижность - число передвижений, соответствующее запросу населения, определяемое его биологической и общественной потребностью, социально-экономическими характеристиками эпохи, производственной необходимостью, исторически сложившимся укладом жизни, развитием средств информации и связи, культурными потребностями.

Реализуемая подвижность - фактическое число передвижений в заданных условиях места и времени.

Абсолютная подвижность - фактическое реализуемое число передвижений определенной группы населения, которое устанавливается натурными обследованиями.

Общая подвижность (P 0б) - число передвижений в единицу времени (год, сутки, час) всеми группами населения, участвующего в передвижении, отнесенное к числу жителей, проживающих в административных границах населенного пункта.

Представители разных социально-возрастных групп имеют различную подвижность, которая зависит от профессионально-деловой деятельности, внепроизводственного общения, размера семьи, возраста, пола и т. д. Подвижность населения зависит и от сезона года, месяца, дня недели, времени суток и др.

При принятии решений по организации перевозок пассажиров потребность населения в перевозках классифицируют. Например, все передвижения жителейгорода делятся на две группы: добровольные и вынужденные. Добровольная подвижность характеризуется поездками, совершаемыми в свободное время, вынужденная - поездками, совершаемыми при выполнении социальных функций (например, поездки на работу, на учебу).



Согласно традиционным подходам к организации пассажирских перевозок общественным транспортом все передвижения жителей можно разделить следующим образом:

Передвижения с трудовыми целями.

Передвижения с учебными целями.

Передвижения к зрелищным и культурно-просветительным учреждениям (театрам, концертным залам, кино, клубам, музеям, библиотекам и др.).

Бытовые передвижения населения (к магазинам, рынкам, столовым, кафе, ателье, детским садам, яслям, поликлиникам, больницам, различным мастерским).

Передвижения с целями активного отдыха.

В городах поездки населения подразделяются на следующие виды:

> Трудовые поездки, связанные с трудовой деятельностью населения

> Культурно-бытовые поездки, связанные с отдыхом, культурными развлечениями и бытовыми нуждами.

В пригородном сообщении добавляются поездки в загородную зону (на дачи,природу и т.д.)

Междугородние автобусные перевозки призваны обеспечить:

> Потребность городского населения в бытовых поездках на дальние расстояния (переезд на новое место жительство, посещение родных, поездки на ярмарки и т.д.)

> Поездки населения в курортные места

> Поездки служебного характера (командировки)

> Поездки молодежи на соревнования и студентов к местам жительства и учебы в период каникул

> Прочие поездки.

Из общей совокупности факторов, влияющих на транспортную подвижность населения, можно выделить четыре основные группы: социально-экономические, территориальные, организационные и природно-климатические.

К социально-экономическим факторам относятся: материальное благосостояние населения; размеры национального дохода, приходящегося на душу населения: общий культурный уровень населения; стоимость проезда; доступность сообщений; принадлежность жителей к той или другой социально-культурной группе и др. Рост жизненного уровня, изменение образа жизни повышает потребность в передвижении.

К организационным факторам относятся разветвленность и плотность дорожной сети, удобство использования подвижного состава и поездки, качество обслуживания, регулярность движения; время работы, соблюдение графиков и расписаний движений, интервал движения, скорость перевозки пассажиров, затраты времени на передвижение.

К территориальным факторам относят производственно-хозяйственное и историческое значение городов (населенных пунктов), количество жителей, площадь города (населенного пункта); плотность застройки, планировочные особенности, размещение в них центров тяготения (от пространственно-временных характеристик зон тяготения и проживания), характер расселения жителей в пригородах, сельской местности, в регионах и по территории страны.

При определении транспортной подвижности населения выявлено влияние на нее климатических условий.

Передвижения населения городов и крупных населенных пунктов осуществляются частью пешком, а частью на транспорте. В соответствии с этим общую подвижность делят на пешеходную и транспортную, а транспортную - на подвижность на индивидуальном транспорте и на городском пассажирском общественном транспорте. В настоящее время учитывается только вторая составляющая группа передвижений. Первая группа - пешеходные передвижения рассматривается только при учете затрат времени на подход к остановке и объекту тяготения при транспортных передвижениях.

Автомобильный транспорт в основном является городским и пригородным видом транспорта.

Под личным (индивидуальным) транспортом следует понимать автомобильный транспорт, находящийся в частной собственности населения и не используемый по найму.

Общественный пассаэюирский транспорт - это транспорт, который находится в собственности государственных (муниципальных) предприятий, различных акционерных компаний и в частной собственности, на который получена лицензия на право заниматься перевозкой пассажиров.

Основные понятия о пассажиропотоке

Пассажиропотоком называется количество пассажиров, которое фактически перевозится в данный момент времени на каждом перегоне автобусного маршрута или в целом на автобусной сети всех маршрутов в одном направлении в единицу времени.

Пассажиропотоки характеризуются:

> Мощностью, т.е. количеством пассажиров, проезжающих в определенное время через конкретное сечение маршрута или всей транспортной сети населенного пункта в одном направлении. Только имея данные о размере, направлении и распределении по территории пассажиропотоков можно выбрать: трассу маршрутов, подобрать вид транспорта и тип подвижного состава, а также определить число транспортных средств.

> Напряженностью по отдельным участкам маршрута или в целом по его длине, а также количеством перевезенных пассажиров по каждому участку маршрута в единицу времени, в прямом и обратном направлениях движения автобусов.

> Объемом перевозок (Q), т.е. количеством перевезенных пассажиров в целом по маршруту или маршрутной сети в единицу времени в прямом и обратном направлениях.

Пассажиропотоки изображаются в виде графиков, картограмм, эпюр или фиксируют в таблицах.

Как правило, пассажиропотоки не одинаковые по величине в различные часы суток, дни недели, месяцы и сезоны года, а также по участкам маршрутам и направлениям движения автобусов. Эпюры пассажиропотоков на транспортной сети города позволяют подобрать и рассчитать необходимое число транспортных средств по направлению движения.

Колебания пассажиропотоков по времени специфичны для различных видов автобусных перевозок:

> На внутригородских перевозках – пассажиропотоки резко колеблются по часам суток (возрастают в часы поездок населения на работу и с работы и уменьшаются в утренние, дневные и вечерние «не пиковые» часы)

> Для пригородных перевозок – характерны колебания пассажиропоток по дням недели, сезонам года (возрастание объема перевозок в субботние и вечерние дни, в летний период)

> Для междугородных перевозок – наиболее характерно увеличение пассажиропотока в весенне-летний период и спад в осенне-зимний периоды года.

Соотношение длины маршрута (Lм) и средней дальности поездки пассажира (Lср), определяет сменность пассажиров, характеризуемую коэффициентом сменности пассажиров (Ксм), предназначенным для анализа эффективности использования автобусов на маршруте.

Ксм = Lм: Lср

где: Lср – средняя дальность поездки пассажира

Lм – длина маршрута.

Средняя дальность поездки пассажиров изменяется и зависит от многих факторов:

> Размера и планировки города

> Протяженности и конфигурации автобусной сети

> Распределение маршрутов по сети

> Системы тарифов и др.

Различают среднюю дальность поездки как по видам перевозок (городские, пригородные, междугородные), так и по отдельным маршрутам, она может быть определена путем обработки материалов обследования пассажиропотоков.

Методы обследования пассажиропотоков

Для выявления пассажиропотоков, распределения их по направлениям, сбора данных об изменениях пассажиропотоков во времени, проводятся обследования.

Методы обследования классифицируются по ряду признаков:

> По длительности охватываемого периода: систематические (ежедневно, еженедельно и т.д.), разовые (кратковременные).

> По ширине охвата: сплошные (одновременно по всей транспортной сети обслуживаемого района) в среднем 1 раз в 3 года; выборочный (по отдельным районам движения) 1 раз в квартал.

> По виду:

а) анкетный метод (путем заполнения предварительно разработанных специальных опросных анкет)

б) отчетно-статистический метод основывается на билетно-учетных листах и количестве проданных билетах

в) талонный метод (путем выдачи учетчикам специально заготовленных талонов разных цветов)

г) табличный метод (проводится учетчиками расположенными внутри автобуса возле каждой двери, путем заполнения заранее заготовленных таблиц)

д) визуальный или глазомерный метод (путем сбора данных на маршрутах со значительным пассажирообменом, проводится визуально по бальной системе от 1 до 5 баллов). Им могут пользоваться водители или кондуктора.

е) силуэтный метод – разновидность визуального (по 5-ти бальной системе, путем набора силуэтов по типам автобусов)

ж) опросный метод – путем опроса учетчиком в салоне пассажиров, этот метод позволяет определить данные о корреспонденции пассажиров.

Корреспонденция поездок пассажиров - распределение поездок перевозимых пассажиров между начальными и конечными отправлениями и прибытиями к месту назначения. Она позволяет установить пункт формирования пассажиропотока.

> Методы автоматизированного обследования:

а) неконтактный метод основывается на использовании фотоэлементов, эффективен только при строке раздельном входе-выходе пассажиров

б) контактный метод основан по учету входящих и выходящих пассажиров по их воздействию на контактные ступеньки, связанные с дешифраторами.

Результаты обследования пассажиропотоков используют как для улучшения организации перевозок пассажиров на действующих маршрутах, так и для организации транспортной сети в целом. По материалам обследования можно установить и основные технико-эксплуатационные показатели работы автобусов: объем перевозок, пассажирооборот, среднюю дальность поездки пассажиров, наполнение автобусов и их число на маршруте, время рейса, пробег за время в наряде.

Определение потребного числа автобусов

Для обеспечения оптимального наполнения подвижного состава, соответствующего колебаниями пассажирских потоков, должно меняться количество, вместимость и распределение подвижного состава по транспортной сети.

Организация транспортного процесса заключается, в первую очередь, в рациональном назначении числа работающих на маршруте автобусов (А м), их пассажировместимости (q вм), режима и продолжительности работы автобуса на маршруте (Т н).

Количественный состав автомобильного парка определяется исходя из плана перевозок и производительности различных типов автобусов применительно к характеру перевозок как:

А м = Q сут / U рд,

где: Q сут – объем перевезенных пассажиров за день.

U рд - производительность работы одного автобуса за день.

Потребное число автобусов при известном пассажиропотоке на наиболее загруженном участке маршрута в час «пик» может быть определенно по формуле:

А м = (Q max Т об): q вм, (ед.)

где: Q mах – максимальная мощность пассажиропотока на наиболее загруженном участке маршрута в час «пик», пасс.

Т об – время оборотного рейса, час.

q вм – вместимость автобуса, пасс.

Основными характеристиками работы автобусов на маршрутах являются частота (h) и интервал движения (І).

Частота движения – это количество автобусов, проходящих через остановку в одном направлении по одному маршруту за один час, и определяется по формуле:

h = А м: Т об, (авт/час)

или А м = h * Т об, (ед.)

Интервал движения – это время между автобусами, следующими по одному маршруту, в одном направлении, друг за другом и определяется по формуле:

I =(Т об * 60): А м, (мин.)

или А м = Т об: I , (ед.)

Интервал движения зависит от мощности пассажиропотока и вместимости автобуса, представляет собой величину, обратно пропорциональную частоте движения:

I = 1: h, (час)

На участках с большим количеством маршрутов выявляют максимальную пропускную способность линии, остановочных пунктов и перекрестков, а также соответствующую ей максимальную провозную способность.

Под максимальной пропускной способностью линии понимается наибольшее количество автобусов, которое может быть пропущено в один час в одном направлении по одной ленте движения при соблюдении полной безопасности движения, которая составляет 100-120 авт/час.

Под провозной способностью автобусной линии понимается максимальное количество пассажиров, которое может быть перевезено автобусами в течении одного часа в одном направлении (провозная способность одной автобусной линии, в зависимости от вместимости автобуса, находится в пределах 7-21 тыс. пасс/чел).

Наполнение автобуса в часы «пик» определяется количеством мест для сидения и количеством стоящих пассажиров, из расчета 3 человека на 1 м 2 свободной площади пола (максимальная допустимая норма 5 человек на 1 м 2).

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 4