Внутренний и внешний государственный долг. Методы управления государственным долгом

Государственным долгом Российской Федерации являются долговые обязательства Российской Федерации перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права, включая обязательства по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией. Государственный долг Российской Федерации полностью и без условий обеспечивается всем находящимся в федеральной собственности имуществом, составляющим государственную казну. Федеральные органы государственной власти используют все полномочия по формированию доходов федерального бюджета для погашения долговых обязательств Российской Федерации и обслуживания государственного долга РФ.

Управление государственным долгом – совокупность действий государства в лице уполномоченных органов по регулированию величины, структуры и стоимости обслуживания государственного долга. Цель управления государственным долгом – нахождение оптимального соотношения между потребностями государства в дополнительных финансовых ресурсах и затратами по их привлечению, обслуживанию и погашению.

Принципы управления государственным долгом:

1)безусловность (своевременное выполнение обязательств);

2)единство учёта (учёт всех видов ценных бумаг, эмитированных федеральными органами, органами субъектов РФ и местными органами);

3)единство долговой политики;

4)согласованность (кредиторов и государства-заёмщика);

5)снижение рисков;

6)оптимальность (минимальные затраты, риск при выполнении обязательств государством, минимальное отрицательное влияние на экономику страны);

7)гласность.

Определение политики в отношении государственного долга и его верхний предел устанавливают законодательные органы власти, а оперативное управление им осуществляет исполнительная власть.

Методы управления долгом:

1 Унификация- объединение нескольких обязательств в один крупный

2. Реструктуризация- либо отсрочка. Основной долг платят, а % потом

3. Конвертация- обмен долговых обязательств на имущество, на налоги, на экспорт.

4. Аннулирование-отказ от выполнения

5. Рефинансирование- старые долги погашаются за счет новых займов

Проблемы:

В действующем законодательстве не предусмотрена система ответственности за эффективность принимаемых решений при осуществлении заимствований и управления государственным долгом. В условиях отсутствия единого центра управления долговой политикой четко не определены полномочия и порядок взаимодействия в текущем режиме Правительства, Минфина, Внешэкономбанка, а также Банка России. На практике все это снижает эффективность долговой политики.

Государственные ценные бумаги: понятие, цели выпуска, виды эмитируемых государством ценных бумаг.

Государственные ценные бумаги - облигации, казначейские векселя и другие государственные обязательства, эмитируемые центральными правительствами, местными органами власти с целью покрытия бюджетного дефицита от имени правительства или местных органов власти, но непременно гарантированные правительством.

Различаются:

1) рыночные государственные ценные бумаги - например, казначейские векселя.

Управление государственным долгом РФ

Они свободно продаются и покупаются на денежном рынке;

2) нерыночные государственные ценные бумаги - например, сберегательные сертификаты и т.п. Разновидности по сроку действия:

— краткосрочные облигации - казначейские векселя, на срок от недели до 1 года,

— среднесрочные - ноты, на срок от 1 года до 5 лет,

— долгосрочные - боны, на срок более 5 лет.
Госбумаги выпускаются главным образом с целью привлечения в сферу государственного кредита сбережений населения и могут быть в любой момент предъявлены к оплате, но при досрочном предъявлении процентные выплаты по ним резко снижаются.

В зависимости от цели выпуска различают следующие разновидности государственных ценных бумаг:

1. Долговые ценные бумаги , предназначенные для покрытия постоянного дефицита государственного бюджета, переходящего из года в год. Данные ценные бумаги как правило средне- и долгосрочные.

2. Ценные бумаги для покрытия временных дефицитов бюджета (кассовых разрывов). Кассовый разрыв возникает в связи с тем, что, с одной стороны, расходы государства постоянны, а с другой стороны, налоги поступают неравномерно. Вследствие этого время от времени (обычно в конце-начале квартала) возникает временный дефицит бюджета, для ликвидации которого и выпускаются краткосрочные ценные бумаги.

3. Целевые облигации , выпускаемые для реализации конкретных проектов. Например, в Великобритании выпускались транспортные облигации для формирования необходимых денежных ресурсов для национализации транспорта.

4. Ценные бумаги для покрытия предприятиями государственного долга . Такие ценные бумаги выпускались в Российской Федерации в 1994-1996 гг. в виде казначейских обязательств. В условиях дефицита бюджета данными казначейскими обязательствами государство рассчитывалось за работы, выполненные по государственному заказу и финансируемые из федерального бюджета. Получив вместо оплаты казначейские обязательства предприятие продавало их на вторичном рынке. Покупатели казначейских обязательств могли рассчитаться этими бумагами по своим долгам перед государством (уплатить налоги).

Государство с помощью ценных бумаг регулирует развитие экономики, решая следующие задачи:

— регулирование денежной массы;

— регулирование инфляции;

— влияние на валютный курс;

— формирование уровня доходности по ценным бумагам;

— обеспечение перелива капитала с одного сегмента финансового рынка на другой;

— решение других социально-экономических задач.

Положительные стороны ценных государственных бумаг:

1) рыночный инструмент и способ формирования государственного долга

2) активный инструмент денежно-кредитной политики, по средствам которой осуществляется воздействие на макроэкономические процессы

3) поддержание ликвидности коммерческих банков

4) государственные ценные бумаги могут выпускаться в качестве залога и для предприятий реального сектора

5) инвестор сам выбирает привлекательный для него займ и условия займа

6) по средствам ценных бумаг может осуществляться реструктуризация внутреннего долга.

Недостатки:

1) «оттягивают» средства с кредитного рынка

2) могут провоцировать финансовые пирамиды

3) могут быть принудительно реструктуризированы.

Государственным долгом РФ являются долговые обязательства РФ перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права, включая обязательства по государственным гарантиям, предоставленным РФ.

Рефинансирование (новация) – погашение старой задолженности путем выпуска новых займов

Конверсия – увеличение срока действия уже выпущенных займов

Унификация – объединение нескольких займов в один

Отсрочка – перенос срока погашения долга

Аннулирование – отказ государства от долговых обязательств

Проблемы:

В последние годы Правительство концентрировало свои на реструктуризации своих обязательств, не уделяя должного внимания совершенствованию самой системы.

Отсутствие законодательно закрепленных целей государственных заимствований. Вне правового урегулирования остается порядок применения операций реструктуризации, обмена долговых обязательств на инвестиции, а также конверсии и консолидации займов.

В действующем законодательстве не предусмотрена система ответственности за эффективность принимаемых решений при осуществлении заимствований и управления государственным долгом. В условиях отсутствия единого центра управления долговой политикой четко не определены полномочия и порядок взаимодействия в текущем режиме Правительства, Минфина, МЭРиТ, Внешэкономбанка, а также Банка России. На практике все это снижает эффективность долговой политики.

Вместе с тем не налажен по-настоящему достоверный учет долговых операций. В Государственной долговой книге, в которой согласно БК должны регистрироваться все государственные заимствования, не отражен долг бывшего СССР.

Проблема оптимизации платежей по внешнему государственному долгу могла бы быть существенно смягчена за счет более активной работы с задолженностью перед Россией других государств. Однако Минфин до сегодняшнего дня не смог наладить отдельного бюджетного учета платежей со стороны государств-должников.

Проблема повышения бюджетной отдачи от российской собственности за рубежом.

Отсутствует система эффективного управления государственными активами в иностранных акционерных обществах, в результате чего доходы ряда совместных зарубежных предприятий с государственным участием не направлялись в бюджет, а оставались в ведении коммерческих структур.

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЦЕННЫЕ БУМАГИ

Гос. ценная бумага: определение.

— это ценная бумага, выпущенная органами гос. власти, форма существования гос. внутреннего и внешнего долга, ценна бумага, выпущенная от имени гос-ва.

Наиболее распространенный вид государственных ценных бумаг – облигации. Облигация – это долговая ценная бумага, обязательство, подтверждающее отношения займа между эмитентом и инвестором, согласно которому эмитент (заемщик) гарантирует инвестору (кредитору) выплату основной суммы долга по истечению установленного срока, а также процентов по займу.

В РФ порядок выпуска государственных и муниципальных займов регламентируется ФЗ от 22 апреля 1996 года № 39-ФЗ «О выпуске ценных бумаг № и ФЗ от 29 июля 1999 года «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг» № 136-ФЗ, а также соответствующими законодательными актами субъекта федерации или муниципального образования.

Государственными ценными бумагами признаются ценные бумаги, которые эмитируются или гарантируются государством, что определяет особенности их эмиссии, обращения и погашения. От имени государства эмитентом, т.е.

9. Управление государственным долгом

органом, уполномоченным на выпуск ценных бумаг, является МФ. Эмитентами ценных бумаг субъектов федерации и муниципальных образований являются соответствующие органы субъекта РФ или муниципального образования. В качестве агента МФ преимущественно выступает ЦБ. ЦБ (или уполномоченные им инвестиционные институты) выполняет функцию депозитария, включая функцию хранения глобального сертификата выпуска облигаций государственного займа, осуществляет учет прав различных инвесторов на эти облигации.

О Федеральном законе «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг»

Федеральный закон от 29.07.98 N136-ФЗ "Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг", ст.2 (СЗ РФ, 1998, N31, ст.3814)

Вступление в силу данного Федерального закона имеет негативные последствия для субъектов Федерации и муниципальных образований в части привлечения финансовых ресурсов с использованием механизма государственных и муниципальных ценных бумаг.

Основные нормы указанного закона, имеющие негативные последствия, следующие:

нарушение конституционных норм в части осуществления внешних заимствований субъектами РФ.

увязка объемов заимствований с дефицитом соответствующего бюджета и сокращение объема заимствований до 15% объемов дохода бюджета для субъекта РФ и 10 % объемов доходов для муниципального образования;

отсутствие прозрачных процедур, определяющих эмиссионную деятельность муниципальных образований и субъектов РФ, оставляющие место для ведомственного произвола Федеральных органов власти;

неоправданно усложненные процедуры регистрации займов, которые, в частности, противоречат Закону «О рынке ценных бумаг»;

Госуда́рственный долг - результат финансовых заимствований государства, осуществляемых для покрытия дефицита бюджета. Государственный долг равен сумме дефицитов прошлых лет с учётом вычета бюджетных излишков. Государственный долг складывается из задолженности центрального правительства, региональных и местных органов власти, государственных организаций, предприятий.

Государственный долг является составляющей более широкого понятия «государственный кредит»

Если валюта государства не является конвертируемой, то различают два типа госдолга.

Внутренний - задолженность государства владельцам государственных ценных бумаг (ГЦБ) и иным кредиторам, выраженная в национальной валюте.

Внешний - задолженность государства другим странам, международным экономическим организациям и другим лицам, выраженная в иностранной валюте. Погашается за счёт экспорта товаров или новых заимствований.

В случае конвертируемой валюты, все кредиторы (держатели облигаций) как внутренние, так и внешние, имеют равные права, и государственный долг на внутренний и внешний не разделяется.

3 ОБСЛУЖИВАНИЕ И МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ДОЛГОМ

3.1 Методы управления государственным долгом

Вопросы управления государственным внешним долгом в последние годы стали одними из центральных в экономической и политической жизни Российской Федерации. Это было обусловлено как быстрым увеличением объема государственного внешнего долга Российской Федерации, так и значительным ростом уровня расходов по его погашению и обслуживанию. Экономический кризис августа 1998 года выявил всю глубину проблем, накопившихся в области управления государственным внешним долгом Российской Федерации.

Управление внешним долгом является одним из элементов макроэкономической политики государства. С одной стороны, эффективное использование внешнего долга может стать мощным фактором экономического роста, позволяющим привлекать дополнительные финансовые ресурсы. Устойчивое положение страны на международном рынке капитала, своевременное выполнение долговых обязательств способствуют укреплению ее международного авторитета и обеспечивают дополнительный приток инвестиций на более выгодных условиях. Кроме того, повышается доверие к ее валюте, укрепляются внешнеторговые связи. С другой стороны, кризис внешней задолженности может стать серьезным негативным фактором не только экономического, но и политического значения.

Как показали проверки Счетной палаты по состоянию на 1 апреля 2004 года Российской Федерации, широкое распространение получила практика использования внешних займов, предоставленных для структурной перестройки экономики, на покрытие дефицита федерального бюджета, погашение и обслуживание внешнего долга Российской Федерации. В результате основным методом управления государственным внешним долгом стало постоянное рефинансирование задолженности, в частности, перед международными финансовыми организациями, а также реструктуризация задолженности кредиторам Парижского и Лондонского клубов, что привело к лавинообразному нарастанию внешнего долга РФ.

С конца 1980-х годов в международной практике сформировался достаточно разнообразный набор методов управления внешним долгом суверенных заемщиков. Этому способствовали усилия как должников, так и кредиторов.

Рассмотрим основные методы управления внешним долгом, применив которые Правительство Российской Федерации сможет уменьшить тяжесть долгового бремени. К таким методам относятся:

  • консолидация — пересмотр условий погашения задолженности, который может быть реализован либо путем изменения условий погашения действующих долговых обязательств (реструктуризация), либо путем рефинансирования существующей задолженности;
  • реструктуризация — основанное на соглашении прекращение долговых обязательств, составляющих государственный или муниципальный долг, с заменой указанных долговых обязательств иными долговыми обязательствами, предусматривающими другие условия обслуживания и погашения обязательств.

Другими словами, реструктуризация — это составление нового, более выгодного для должника графика выплаты долга, чем это предусмотрено первоначальным соглашением.

При этом обычно предоставляется льготный период, когда уплачиваются только проценты, а также увеличивается срок выплаты основного долга. Происходит перенос на более поздние сроки платежей по краткосрочным долгам. Реструктуризация внешнего долга может быть проведена с частичным списанием (сокращением) суммы основного долга. Основанием для списания кредитором долговых обязательств полностью или частично может стать весьма низкая вероятность, а точнее, практическое отсутствие возможностей погашения долговых обязательств в связи со снижением стоимости реальных активов;

рефинансирование представляет собой процесс погашения старых займов за счет привлечения новых;

  • конверсия — применение различных механизмов, обеспечивающих замещение государственного долга другими видами обязательств, менее обременительными для экономики должника. Наиболее распространенными видами конверсии считаются обмен долга на акции (собственность), обмен долга на товары, обмен долга на проведение природоохранных мероприятий, обратный выкуп долга заемщиком на особых условиях (с дисконтом), конверсия долга в долговые обязательства третьих стран, и другие;
  • секьюритизация — переоформление нерыночных займов в ценные бумаги, свободно обращающиеся на финансовых рынках;
  • аннулирование — отказ от всех обязательств по ранее выпущенным займам. Но применение этого метода ведет к нанесению непоправимого ущерба репутации государства как заемщика среди потенциальных инвесторов и кредиторов.

В Бюджетном кодексе Российской Федерации отсутствует понятие управления государственным долгом, а из всего многообразия существующих методов управления государственным долгом в Бюджетном кодексе Российской Федерации получил определение только метод реструктуризации Статья 101 Бюджетного кодекса "Управление государственным долгом" посвящена только организационному аспекту управления государственным долгом. Согласно статье 101 Бюджетного кодекса управление государственным долгом Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации, а управление государственным долгом субъекта Российской Федерации осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Организационно в настоящее время система управления государственным внешним долгом реализована на базе Министерства финансов Российской Федерации и Внешэкономбанка как агента Министерства финансов Российской Федерации. Российская Федерация не несет ответственности по долговым обязательствам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, если указанные обязательства не были гарантированы Российской Федерацией. В свою очередь, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования не отвечают по долговым обязательствам Российской Федерации.

Недостаточная законодательная разработанность вопросов, связанных с управлением государственным долгом, в частности отсутствие определения управления государственным долгом, отсутствие четкого определения понятий погашения и обслуживания государственных долговых обязательств, создает теоретические и практические проблемы в сфере государственного внешнего долга и управления им.

Правительство Российской Федерации в своей Концепции единой системы управления государственным долгом Российской Федерации придерживается максимально общей формулировки основных целей управления государственным долгом, включая

— сохранение объема государственного долга на экономически безопасном уровне;

— сокращение стоимости обслуживания государственного долга;

— обеспечение исполнения обязательств в полном объеме.

Важным направлением повышения эффективности управления государственным долгом Российской Федерации должно стать завершение работы по созданию единой системы управления государственным долгом Российской Федерации, что даст возможность осуществлять активную долговую политику, диверсификацию методов управления государственными активами на основе их инвентаризации и оценки эффективности, а также даст возможность реализовывать политику в области управления государственным долгом исходя из принципа соотнесения общего объема как внешней, так и внутренней задолженности Российской Федерации с ресурсами государства.

Методы управления государственным долгом

Управление внутренним государственным долгом – это комплекс мероприятий, направленных на его оптимизацию. Управление государственным долгом представляет собой непрерывный процесс, включающий в себя три этапа: определение потребности в дополнительных финансовых ресурсах, привлечение финансовых ресурсов, погашение и обслуживание долговых обязательств.

Вопрос 3. Основные методы управления государственным долгом РФ

На первом этапе определяются предельные размеры государственных заимствований и гарантий на очередной бюджетный год, выбираются инструменты привлечения ресурсов и повышения их использования. На втором этапе привлекаются ресурсы на внешних или внутренних финансовых рынках путем выпуска и размещения государственных ценных бумаг, получения кредита или предоставления государственных гарантий. Третий этап заключается в поисках источников финансовых ресурсов для погашения и обслуживания государственного долга, снижения общих издержек, своевременном выполнении долговых обязательств. Государственные долговые обязательства могут погашаться за счет бюджетных доходов, золотовалютных резервов страны, денежных средств, полученных от продажи государственной собственности, а также новых заимствований. Ситуация, при которой должник оказывается не в состоянии погашать свой внешний долг по согласованному с кредитором графику, называется долговым кризисом.

При управлении государственным долгом могут использоваться следующие методы:

  • рефинансирование;
  • реструктуризация;
  • конверсия;
  • консолидация;
  • отсрочка погашения;
  • аннулирование.

Рефинансирование – это погашение старой задолженности путем принятия новых обязательств. Применяют три основных способа рефинансирования государственного долга: замена обязательств с истекшими сроками погашения на новые, эквивалентные им по сумме; замена одних обязательств на другие с более длительными сроками погашения; размещение новых облигаций с целью использования вырученных средств для расчетов по облигациям с истекающими сроками погашения.

Реструктуризация представляет собой пересмотр первоначального графика погашения и обслуживания государственного долга. При реструктуризации должнику предоставляется льготный период, в течение которого уплачиваются только проценты, и увеличивается срок погашения суммы основного долга.

Конверсия – это изменение условий государственных займов в интересах должника, состоящее в понижении процента, новом способе погашения долга, переносе срока погашения, изменении валюты займа. Наиболее распространенными видами конверсии внешнего государственного долга являются обмен на долговые обязательства третьих стран, погашение долга товарными поставками, обратный выкуп долга заемщиком на особых условиях, обмен долга на собственность.

Консолидация – это изменение сроков погашения займов, как правило, в сторону увеличения путем перевода краткосрочных обязательств в долгосрочные. Консолидация может совмещаться с конверсией.

Аннулирование государственного долга представляет собой отказ государства от обязательств по выпущенным займам.

При управлении внутренним государственным долгом применение данных методов возможно в одностороннем принудительном порядке. Однако регулирование с их помощью объема внешней задолженности – как правило, всегда результат переговорного процесса. При наличии долгового кризиса регулированием долга официальным кредиторам на многосторонней основе занимается Парижский клуб, а долга банкам – Лондонский клуб. Парижский клуб – это неформальное объединение экономически развитых стран мира, координирующее финансовую политику государств-участников в отношении долгов третьих стран. Лондонский клуб объединяет банки, предоставившие кредиты правительствам отдельных стран или юридическим лицам этих стран.

В нашей стране управление государственным долгом по поручению Правительства Республики Беларусь осуществляет Министерство финансов. Одна из главных задач государства в управлении долгом – ограничение его величины, т.к. по достижении определенного соотношения платежей по обслуживанию государственного долга и ВВП затормаживается экономический рост. С целью недопущения неконтролируемого роста государственного долга ежегодно Законом о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый год утверждаются два показателя:

  • лимит внешнего государственного долга;
  • предельный прирост величины внутреннего государственного долга.

Платежи по погашению и обслуживанию внешнего государственного долга относятся к защищенным статьям республиканского бюджета.

Похожая информация:

Поиск на сайте:

Административные и рыночные методы управления государственным долгом.

Управление госдолгом — формирование одного из направлений финансовой политики государства, связанного с его деятельностью в качестве заемщика, кредитора и гаранта. Обеспечением государственного долга России служат все активы, находящиеся в распоряжении Правительства Российской Федерации.

Административные методы (конверсия, консолидация, унификация, отсрочка погашения, списание долга, аннулирование долга):

Конверсией называется изменение первоначальных условий займа, касающихся доходности.

Методы управления государственным долгом в РФ и оценка результативности мероприятий

Чаще всего происходит изменение номинального процента с целью снижения государственных расходов, связанных с выплатой процентов по долгу.

Изменение условий займов, касающееся его сроков, называется консолидацией государственного долга. При этом государство, не изменяя доходности облигаций, превращает краткосрочные обязательства в средне- или долгосрочные.

Унификация – объединение нескольких займов в один заем. В результате этой операции образуется консолидированный (или фундированный) долг.

Рыночные методы (реструктуризация, доразмещение облигаций, выкуп долга, секъютиризация, обмен долга):

Реструктуризации долга – изменение графика погашения основного долга и уплаты процентов по нему. Реструктуризация внешнего и внутреннего долга может быть проведена с частичным списанием (сокращением) суммы основного долга.

Рефинансирование долга – погашение накопившейся задолженности путем размещения новых займов.

Погашение займов осуществляется путем выкупа (возможен досрочный выкуп) облигаций у инвесторов, проведения тиражей выигрышей по выигрышным займам, проведения тиражей погашения по выигрышным и процентным займам, амортизации долга (погашение долга частями).

Выплата доходов производится при выкупе у инвесторов дисконтных облигаций в виде разницы между ценой выкупа и ценой размещения займа, путем ежеквартальной (полугодовой или годовой) оплаты купонов или оплаты выигрышей по облигациям, попавшим в тираж.

Обмен облигаций по регрессивному соотношению – несколько ранее выпущенных облигаций займа приравниваются к одной новой.

Секъютиризация — одна из форм привлечения финансирования путём выпуска ценных бумаг, обеспеченных активами, генерирующими стабильные денежные потоки

К новым методам покрытия обязательств перед странами-кредиторами является погашение долга товарными поставками, обмен долговых обязательств на акции и облигации компаний страны-должника, оплата долга в местной валюте с последующим обращением ее в инвестиции или собственность, обмен на долговые обязательства третьих стран и другие. Эти методы управления государственным внешним долгом обычно объединяют в понятие конверсия внешнего долга, под которой в данном случае понимают реализацию всех механизмов, обеспечивающих замещение внешнего долга другими видами обязательств, менее обременительными для экономики страны-должника.

Помимо этих основных методов управления государственным долгом правительство может выкупать займы, обращающиеся на фондовом рынке, давая соответствующие поручения центральному и коммерческим банкам.

Методы управления гос.долгом

⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 6

Управление гос долгом – комплекс мероприятий, напр-х на его оптимизацию.Управление гос долгом предст соб непрерывный процесс, вкл-щий в себя 3 этапа: 1. Опред-е потребностей в доп-х фин-х ресурсах. 2. Привлечение фин-х ресурсов. 3. Погашение и обслуживание долговых обязательств.На первом этапе опр-ся предельные размеры гос. заимствований и гарантий на очередной бюджетный год. На втором этапе привлекаются ресурсы на внешних или внутренних фин-х рынках путем выпуска и размещения гос ценных бумаг. Третий этап заключ-ся в поиске источников фин-х ресурсов для погашения и обслуживания гос долга.

Долговые обяз-ва м. погашаться за счет бюджетных доходов, золотовалютных резервов страны, ден средств, полученных от продажи гос собственности, а также новых заимствований. Ситуация, при кот должник оказывается не в состоянии погасить свой внешний долг, называется долговым кризисом.При управлении гос долгом м исп-ся след методы:

1.Рефинансирование – погашение старой задолженности путем принятия новых обязательств. Применяется 3 осн-х способа рефинансирования гос долга: 1)Замена обязательств с истекшими сроками погашения на новые, эквивалентные им по сумме. 2)Замена одних обяз-в на другие, с более длительными сроками погашения. 3) Размещение новых облигаций с целью использования вырученных средств для расчетов по облигациям с стекшими сроками погашения.2.Реструктуризация – пересмотр первоначального графика погашения и обслуживания гос. долга. При реестр-ции должнику предоставляется льготный период, в теч кот уплачиваются только % и увелич-ся срок погашения суммы осн-го долга.3.Конверсия – изменение условий гос займов в интересах должника, состоящая в понижении %, новом способе погашения. Наиб распр-ми видами конверсии внешнего гос долга явл: 1) Обмен на долговые обязательства 3-х стран 2) Погашение долга товарными поставками. 3)Обратный выкуп долга заемщика на особых условиях. 4)Обмен долга на собственность.4.Консолидация – изменение сроков погашения займов, как правило в сторону увеличения, путем перевода краткосрочных обяз-в в долгоср. Консолидация м совмещаться с конверсией. 5.Отсрочка погашения. 6.Аннулирование – отказ гос-ва от обязательств по выпущенным займам.

Парижский клуб – неформальное объединение экономик развитых стран мира, координирующее фин пол-ку гос-в, участвующих в отношении долгов третьих стран.

Лондонский клуб объединяет банки, предоставляющие кредиты правительствам отдельных гос-в или юр лицам этих стран.

В РБ управление гос долгом осуществляет минфин. Одна из главных задач гос-ва в управлении долгом – ограничение его величины, т.к. по достижению опр соотношения платежей по обслуживанию гос долга и ВВП затормаживается эк рост.

Билет 17

Распределение и использование прибыли

Объектом распределения является балансовая прибыль предприятия. Под ее распределением понимается направление прибыли в бюджет и по статьям использования на предприятии. Законодательно распределение прибыли регулируется в той ее части, которая поступает в бюджеты разных уровней в виде налогов и других обязательных платежей.

Распределение прибыли - это составная и неразрывная часть общей системы распределительных отношений.

Прибыль распределяется между государством, собственниками предприятия и самим предприятием

Принципы распределения прибыли можно сформулировать следующим образом:

Прибыль, получаемая предприятием в результате производственно-хозяйственной и финансовой деятельности, распределяется между государством и предприятием как хозяйствующим субъектом;

Прибыль для государства поступает в соответствующие бюджеты в виде налогов и сборов, ставки которых не могут быть произвольно изменены. Состав и ставки налогов, порядок их исчисления и взносов в бюджет устанавливаются законодательно;

Величина прибыли предприятия, оставшейся в его распоряжении после уплаты налогов, не должна снижать его заинтересованности в росте объема производства и улучшении результатов производственно-хозяйственной и финансовой деятельности;

прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, в первую очередь направляется на накопление, обеспечивающее его дальнейшее развитие, и только в остальной части - на потребление.

Билет 18

Хар-ка гос.долга РБ

В наст. время гос. долг РБ сост.13 млрд $. Валов. Внешн. долг – 33млрд $. Для оценки внешнего долга страны всемирный банк рекомендует рассчитывать 2 показателя (%):1.Отношение внешнего долга к ВВП (не должен превышать 50%)2.Отношение внешнего долга к экспорту товаров и услуг.На основе этих критериев, страны делятся на 3 группы: с высоким, средним и низким уровнем задолженности.Если величина первого показателя сост. более 80%, а второго 220%, то задолженность считается высокой.

Если первый показатель находится в интервале от 40% до 80%, а второй от 132% до 220%, то задолженность считается средней.

Для характеристики состояния внешней задолженности рассчитывается третий показатель – отношение платежей по погашению долга и экспорту, его пороговая величина находится в интервале от 2% до 25%.

Сущность ОС предприятия. Источники их формир, состав, структура

Осн капитал пр-тия хар-т мат базу. В фин-й отчетности осн-й капитал отраж-ся как ОС. По мат-вещ-му составу осн ср-ва предст соб осн фонды. ОС- ден ср-ва, инвестируемые в осн-е фонды произв-го и непроизв-го назначения. Они предст соб сов-ть мат-вещ-х ценностей, использ-х в кач-ве ср-в труда и действующ в натур-й форме в теч-е длит-го времени.Первонач-е их формирование происходит при учреждении пр-тия за счет осн-го капитала. По вещ-натуральному составу ОС подразделяются: 1)Здания и сооружения 2) Рабочие и силовые машины и оборудование. 3) Измерительные и регулирующие приборы и устройства. 4) Вычислит. технику, транспортн. средства. 5) Произв-й и хоз. инвентарь. 6) Многолетние насаждения и прочее.Также в составе осн-х ср-в учитываются: 1) Кап-е вложения на улучшение земель. 2) Кап-е вложения в арендованные объекты осн-х ср-в. 3) Земельные участки. По функц. назначению : Промышленно-производст. Участвуют в производст. процессе и исп-ся в основных, вспомогательных и подсобных цехах, лабораториях, складах.Непроизводственные. Не участвуют в производст. процессе, а исп-ся в соц сфере предприятия, в ЖКХ и т.д. По принадлежности ОС: Собственные и Арендные.В зависимости от степени воздействия основных средств на предметы труда: Активные. К ним относятся те, которые в процессе производства непосредственно воздействуют на предметы труда, видоизменяя их (машины, оборудование) Пассивные . Те, которые только создают необходимые условия для производственного процесса (здания, сооружения)По использованию основные средства делятся : 1)Находящиеся в запасе или консервации. 2)Находящиеся в эксплуатации. По источникам финансирования: Собственные и Заемные.Амортизируемое имущество объединяется в следующие амортизационные группы:1)Все недолговечное имущество со сроком полезного использования от 1 года до 2 лет включительно. 2) От 2 до 3 лет включительно. 3) От 3 до 5 лет. 4) От 5 до 7 лет. 5) ОТ 7 до 10 лет. 6) От 10 до 15 лет. 7) От 15 до 20 лет. 8) От 20 до 25 лет. 9) От 25 до 30 лет. 10) Свыше 30 лет.

Билет 19

Сущность финансов предприятий отраслей экономики

Ф-сы предпр. отражают эконом. явления, возник. в процессе формирования, исп-ия и расп-я денежных средств. Условия возникновения ФП:1)тов пр-во.2)опосред-е товаров пр-ва ден отношениями.3)наличие процесса распределения созд доходов.Признаки: 1.всегда выступают в денежной форме и образуются лишь при создании, аккумуляции и использовании этих средств;2.участвуют в обороте капитала, в смене его форм и стоимости;3.имеют активный характер, поскольку непосредственно связаны с экономическими интересами предприятия, его работников, а также всего общества;4.в условиях рыночной экономики финансы предприятия взаимоувязаны с финансовым рынком при изыскании дополнительных источников финансирования своего развития, а также при реализации финансовых активов.

Стоимость ОС и ее виды

Для учета, анализа и планирования, а также для определения объема и структуры капитальных вложений, необходима стоимостная оценка основных средств.

Оценка основных средств – денежное выражение их стоимости.

Применяется четыре вида оценки:

1. Первоначальная стоимость – сумма затрат организации на приобретение, сооружение и изготовление, за исключением НДС и иных возмещаемых налогов, а также фактических затрат на доставку объектов и приведение их в состояние, пригодное для использования.

2. Восстановительная – оценка состоящих на балансе хозяйствующего субъекта основных средств, исчисления в сумме денежных средств, которые могут быть уплачены на дату их переоценки. Величина отклонений восстановительной стоимости основных средств от их первоначальной стоимости зависит от темпов ускорения НТП, уровня инфляции и т.д. Своевременная и эффективная переоценка основных средств имеет очень важное значение.

3. Остаточная

Методы управления государственным и муницИПальным долгом

Ликвидационная. Представляет собой выручку от реализации устаревших объектов основных средств с истекшим сроком полезного использования за вычетом издержек на демонтаж, продажу, оформление. Она устанавливается ликвидационной комиссией предприятия.

Билет 20

Фин.отношения предприятий

Группы ден отношений в состфинотнош:1)между учредит в момент созд-я предприятия.2)межде предприятиями, связ. с пр-вом и реализацией прод-ции.3)межде предприятиями по поводу внутрикорпперераспред-я ср-в.4)между предприят и работниками при распределении и использовании доходов.5)между предприятиями и вышестоящорг-ми.6)между предпр и финсист гос-ва.7)между предпр и банками.

В рын условиях сущ-т нов группы финотнош-й связ с банкротством, со слиянием компаний и т.д.

Управление присуще всем сферам человеческой деятельности, в том числе и финансовой. Под управлением понимается сознательное и целенаправленное воздействие на объект управления с помощью совокупности приемов и методов для достижения определенного результата. Управление основано на знании объективных закономерностей развития природы и общества. Вместе с тем на управление большое влияние оказывает государство в лице соответствующих структур, а также законодательные акты.

Важной областью управленческой деятельности является управление государственным долгом.

Управление государственным долгом Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации либо уполномоченным им Министерством финансов Российской федерации.

Управление государственным долгом субъекта Российской Федерации осуществляется высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации либо финансовым органом субъекта Российской Федерации в соответствии с законом субъекта Российской Федерации.

Управление муниципальным долгом осуществляется исполнительно-распорядительным органом муниципального образования (местной администрацией) в соответствии с уставом муниципального образования.

Можно выделить пять этапов развития российского рынка внутреннего долга:

1 этап - связан с переходом российских денежных властей от прямого финансирования ЦБ РФ дефицита федерального бюджета к созданию рынка федеральных облигаций.

2 этап - обусловлен возникновением ресурсных ограничений для дальнейшего развития рынка внутреннего долга и его открытием для внешних инвесторов.

3 этап - определяется системным финансовым кризисом.

4 этап - характеризуется постепенным преодолением кризиса.

5 этап - представляет современное развитие рынка внутреннего долга 25. С.2.

В процессе управления государственным долгом Российской Федерации решаются следующие общие задачи:

удержание величины внутреннего государственного долга на уровне, обеспечивающем сохранение экономической безопасности страны, выполнение органами власти взятых на себя обязательств без причинения значительного ущерба финансированию программ социально-экономического развития;

минимизация стоимости долга на основе удлинения срока заимствований и снижения доходности государственных ценных бумаг, перехода на другие рынки и переключения внимания на другие группы инвесторов;

поддержание стабильности и предсказуемости рынка государственного долга;

достижение эффективного и целевого использования заимствованных государством средств и гарантированных им заимствований;

диверсификация долговых обязательств по срокам заимствований, доходности, формам выплаты дохода и другим параметрам для удовлетворения потребностей различных групп инвесторов;

координация действий федеральных органов, органов субъектов Российской Федерации и местного самоуправления на долговом рынке страны .

Управление государственным долгом бывает стратегическим и оперативным. Перспективные вопросы развития государственного долга находятся в компетенции Федерального собрания, Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, законодательных (представительных) и исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации. Исполнительные органы готовят проекты федеральных и региональных законов (законодательной инициативой обладают также Федеральное Собрание и Президент Российской Федерации, представительные органы и главы администраций субъектов Российской Федерации), Федеральное Собрание Российской Федерации и законодательные органы субъектов Российской Федерации их принимают, а Президент Российской Федерации и главы региональных администраций их отклоняют или подписывают.

В частности, ежегодно в законе о федеральном бюджете, Федеральное Собрание и Президент Российской Федерации, устанавливают предельные объемы государственного внутреннего и внешнего долгов; источники внутреннего финансирования бюджетного дефицита, включая доходы от эмиссии государственных ценных бумаг.

Оперативное управление государственным долгом осуществляют Правительство Российской Федерации и его специальный орган - Министерство Финансов Российской Федерации, а также Центральный банк Российской Федерации и Внешэкономбанк, как агенты Минфина Российской Федерации. Эти органы определяют генеральные условия выпуска отдельных займов, порядок эмиссии и обращения долговых обязательств, время выпуска очередного займа и условия его функционирования, организуют первичное размещение и вторичный рынок государственных ценных бумаг, организуют и осуществляют выплату доходов и погашение долговых обязательств, организуют и осуществляют выдачу государственных (бюджетных) кредитов и государственных гарантий, осуществляют контрольные действия и другие мероприятия по оперативному управлению государственным долгом 40. С.416-418.

Следует различать этапы управления. Можно выделить, по меньшей мере, следующие пять укрупненных этапов, на каждом из которых решаются специфические задачи.

На первом этапе идет процесс обоснования предельных объемов государственного внутреннего долга, предельных объемов государственных внутренних заимствований, предельных объемов предоставления государственных гарантий, а также формируются программы государственных внутренних заимствований.

На втором этапе управления государственным догом формируется программа эмиссии государственных ценных бумаг, и определяются конкретные параметры предстоящих заимствований по срокам обращения, уровню вероятной доходности, порядку выплаты доходов, ограничениям на владельцев, порядок размещения и другие условия, делающие каждое заимствование оригинальным и привлекательным для инвесторов резидентов и нерезидентов.

На третьем этапе проводится размещение облигаций и регулирование котировок по государственным долговым обязательствам на вторичном рынке государственного долга. Воздействие на котировки по государственным облигациям позволяет регулировать бюджетную эффективность проводимых заимствований и величину текущего (внутреннего и внешнего долга).

Четвертый этап - антикризисное управление - связан с проведением мероприятий, необходимость которых определяется наличием проблемных долгов или кризисных долговых ситуаций. Если правительство не в состоянии обслуживать и погашать свои долги, то оно вступает в переговоры с кредиторами на предмет пересмотра графика платежей и сроков погашения долгов. В результате переговоров стороны могут прийти к соглашению об отсрочке платежей, реструктуризации долга, частичном или полном списании задолженности, досрочном выкупе обязательств, проведении новации и тому подобном.

Пятый этап - исполнение оригинальных или скорректированных графиков платежей по обслуживанию и погашению государственных внутренних долгов 40. С.417-418.

В основу управления государственным долгом положены следующие принципы:

безусловность - обеспечение точного и своевременного выполнения обязательств государства перед инвесторами и кредиторами без выставления дополнительных условий;

единство учета - учет в процессе управления государственным долгом всех видов ценных бумаг, эмитированных федеральными органами власти, органами власти субъектов федерации и органами местного самоуправления;

единство долговой политики - обеспечение единого подхода в политике управления государственным долгом со стороны федерального центра по отношению к субъектам федерации и муниципальным образованиям;

согласованность - обеспечение максимально возможной гармонизации интересов кредиторов и государства-заемщика;

снижение рисков выполнение всех необходимых действий, позволяющих снизить как риски кредитора, так и риски инвестора;

оптимальность - создание такой структуры государственных займов, чтобы выполнение обязательств по ним было сопряжено с минимальным риском, а также оказывало наименьшее отрицательное влияние на экономику страны;

гласность - предоставление достоверной, своевременной и полной информации о параметрах займов всем заинтересованным в ней пользователям.

В условиях невозможности для государства по каким-либо причинам обеспечить погашение займов и выплат процентов по ним могут быть использованы ограниченные методы ее управления: аннулирование государственного долга, списание долговых обязательств, реструктуризация, рефинансирование, консолидация, отсрочка погашения займов, новация, унификация, конверсия, секьюритизация, выкуп.

Аннулирование государственного долга - это отказ государства от всех обязательств по ранее выпущенным займам. Выделяют две основные причины аннулирования долга: приход к власти новых политических сил и финансовая несостоятельность государства. Использование этого метода сопряжено с рядом негативных последствий для страны-должника, среди которых выделяют основные: потеря доверия к стране-должнику; ограничение возможностей для дальнейших заимствований на международных финансовых рынках; вероятность сокращения объемов внешней торговли; рост неустойчивости внутреннего рынка, утечка финансового капитала из страны.

Под списанием долговых обязательств понимают их прекращение и, соответственно, уменьшение объема государственного долга при наличии оснований, определенных законом. Применение этого метода характерно для стран с низким уровнем доходов и в то же время высоким объемом задолженности.

По сравнению с аннулированием долга последствия списания для страны-должника считаются более благоприятными, так как доступ к новым финансовым ресурсам сохраняется. Если ни аннулирование, ни списание долга не могут быть рассмотрены в качестве оптимального варианта, стороны прибегают к реструктуризации.

Реструктуризация - это пересмотр графика платежей по обслуживанию задолженности, создание нового и более приемлемого графика выплаты долга за счет продления льготного периода выплат процентов и увеличения периода выплат основного долга. Реструктуризация может способствовать восстановлению способности государства обслуживать долги за счет отсрочки платежей, и, соответственно, уменьшения суммы выплат и высвобождения финансовых ресурсов.

Рефинансирование долга - привлечение государством должником новых кредитов для погашения старой задолженности (и процентов по ней) по уже существующим займам. Зачастую дополнительные финансовые ресурсы предоставляют те же кредиторы, на обслуживание долга которым займы и предназначены. Этот процесс похож на спираль, сопровождающуюся бесконечным наращиванием долга и платежей по нему. В то же время возможности развития экономики сокращаются. В большинстве своем использование этого метода мотивируется политическими причинами. Используются три способа рефинансирования государственного долга:

1. замена обязательств (с согла-сия их держателей) с истекшими сроками погашения на новые обязательства, по сумме экви-валентные погашаемым сумам;

2. досрочная замена одних обязательств на другие с более длительными сроками погашения;

3. размещение (продажа) новых облига-ций и за счет вырученных средств погашение облигаций с истекшими сроками погашения.

Государство заинтересовано в получении займов на длительные сроки. Увеличение срока действия уже выпущенных займов может быть достигнуто за счет консолидации государственного долга. Таким образом, под консолидацией понимается изменение условий займов, связанное с их сроками.

Отсрочка погашения займов - это консолидация при одновременном отказе государства от выплаты доходов по займам.

Новация - соглашение между заемщиком и кредиторами по замене обязательства по указанному финансовому кредиту другим обязательством.

Унификация займов - это объединение нескольких займов в один, когда облигации ранее выпущенных займов обмениваются на облигации нового займа. Унификация государственных займов обычно проводится вместе с консолидацией, но может быть проведена и без нее. Такая мера предусматривает уменьшение количества видов обращающихся одновременно ценных бумаг, что упрощает работу и сокращает расходы государства по системе государственного кредита.

Конверсия государственного долга - изменение первоначальных условий государственных займов и изменение их доходности. Конверсия может быть принудительной, когда кредитор обязан обменять облигации старого займа на облигации нового с пониженной процентной ставкой; добровольной, когда кредитор имеет право согласиться на новые условия либо получить данную в долг государству сумму обратно. Термин “конверсия” охватывает механизмы, которые обеспечивают превращение долговых обязательств в новые, улучшающие финансовое положение заемщика (либо в данный период, либо в будущем). Конверсия может предусматривать перевод долговых обязательств в собственность, акции, инвестиции, товарные поставки, долговые обязательства третьих стран, ресурсы на цели развития и др. Применение конверсионных схем позволяет снизить общую задолженность и способствует привлечению прямых иностранных инвестиций.

Другим важным рыночным инструментом управления долгом является секьюритизация. При использовании этого метода проводится эмиссия новых долговых обязательств в виде облигаций, обмениваемых на старый долг или подлежащих продаже на открытом рынке. В процессе секьюритизации происходит сокращение общего объема внешней задолженности, уменьшение процентных платежей и увеличение срока выплаты долга.

В некоторых случаях, когда стоимость долга на вторичном рынке значительно ниже его номинальной стоимости, должники прибегают к выкупу долга, что позволяет сократить общий объем задолженности на рыночных условиях.

Приведенные методы управления государственным долгом в своей основе базируются на переговорном процессе. Они относятся к рыночным методам управления государственным долгом и широко используются развитыми стра-нами и международными финансовыми организациями .

Таким образом, под управлением государственным долгом следует понимать совокупность мер по регулированию его объема и структуры, определению условий и осуществлению новых заимствований, регулированию рынка государственных заимствований, реализации мер антикризисного управления проблемными долгами, обслуживанию и погашению долга, определению условий и предоставлению государственных гарантий, контролю над эффективным использованием заимствованных средств. В целях управления государственным внутренним долгом Правительство вправе применять различные методы, в т.ч. аннулирование государственного долга, списание долговых обязательств, реструктуризацию, рефинансирование, консолидацию, отсрочку погашения займов, новацию, унификацию, конверсию, секьюритизацию, выкуп.

Общее понятие государственного (публичного) долга РФ, его состав, принципы управления, порядок обслуживания, программа государственных гарантий и предельный объём заимствований сформулированы и законодательно закреплены в БК РФ.

Под государственным долгом (государственным кредитом) понимаются долговые обязательства РФ, перед физическими и юридическими лицами РФ, субъектами РФ, муниципальными образованиями, иностранными государствами, международными финансовыми организациями, иными субъектами международного права, иностранными физическими и юридическими лицами, возникшие в результате государственных заимствований РФ, а также долговые обязательства по государственным гарантиям, предоставленным РФ, и долговые обязательства, возникшие в результате принятия законодательных актов РФ об отнесении на государственный долг долговых обязательств третьих лиц (ст. 97 БК РФ).

Государственный долг подразделяют на: капитальный долг – все долговые обязательства на начало года и текущий долг – предстоящие платежи, срок погашения которых наступает в анализируемом году.

В зависимости от заёмщика публичный долг подразделяется на государственный долг РФ , государственный долг субъекта РФ и муниципальный долг .

Структура государственного долга РФ, государственного долга субъекта РФ, муниципального долга, виды и срочность соответствующих долговых обязательств, представлены в ст. 98, 99, 100 БК РФ.

Различают государственный внутренний и внешний долг.

Государственный долгобеспечивается всем имуществом, составляющим государственную казну соответствующего уровня публичной власти.

Государственный или муниципальный долг это обязательства, возникающие из государственных или муниципальных заимствований, гарантий по обязательствам третьих лиц, другие обязательства в соответствии с видами долговых обязательств, установленными БК РФ, принятые на себя РФ, субъектом РФ или муниципальным образованием.

Под государственным внутренним долгом понимаются обязательства, возникающие в валюте РФ, а также обязательства субъектов РФ и муниципальных образований перед РФ, возникающие в иностранной валюте в рамках использования целевых иностранных кредитов (заимствований).

Гарантированные сбережения граждан в валюте РФ также являются государственным внутренним долгом.

Срок государственных гарантий определяется сроком исполнения обязательств, по которым предоставлена гарантия.

Под государственным внешним долгом понимаются обязательства, возникающие в иностранной валюте, за исключением обязательств субъектов РФ и муниципальных образований перед РФ, возникающих в иностранной валюте в рамках использования целевых иностранных кредитов (заимствований).

При принятии бюджета на очередной финансовый год определяются:

Верхний предел государственного внешнего долга РФ;

Верхний предел внешнего долга перед РФ;

Предел предоставления гарантий третьим лицам.

Предельный размер государственных внешних и внутренних заимствований, определяется при разработке проекта бюджета на очередной финансовый год и плановый период и утверждается в форме федерального закона.

Широкое использование государственных займов и кредитов влечет за собой быстрый рост государственной задолженности, что вызывает необходимость организации системы управления государственным долгом (ст. 101 БК РФ).

Под управлением государственным долгом понимается совокупность действий государства, связанных с изучением конъюнктуры на рынке ссудных капиталов, с выпуском новых займов и выработкой условий выпусков, с выплатой процентов по ранее выпущенным займам, с проведением конверсии и консолидации займов, с определением курса облигаций на денежном рынке, с проведением мероприятий по определению процентных ставок по государственному кредиту.

Высшим органом управления государственным кредитом – государственным долгом в РФ является Федеральное собрание, которое устанавливает максимальные размеры как привлечения средств для финансирования бюджетного дефицита, так и кредитования за счёт средств бюджета.

Специализированным банком по обслуживанию внешнего и внутреннего валютного долга является Внешэкономбанк.

В процессе управления государственным долгом решаются следующие задачи:

1. Удержание величины внутреннего и внешнего государственного долга на уровне, обеспечивающем сохранение экономической безопасности страны;

2. Минимизация стоимости долга на основе расширения срока заимствований и снижения доходности государственных ценных бумаг;

3. Выполнение финансовых обязательств перед инвесторами;

4. Поддержание стабильности рынка государственного долга;

5. Обеспечение своевременного возврата государственного кредита и уплаты % по нему;

6. Эффективное использование собранных средств и контроль за их использованием.

Наиболее приемлемым является своевременное получение доходов и погашение займа, расчет по основной сумме долга и % по нему. Однако в условиях значительного роста государственной задолженности и бюджетного дефицита правительство вынуждено прибегать к различным способам регулирования долга.

К ним относятся:

Изменение условий займа в сторону увеличения его сроков, называется консолидацией государственного долга. Консолидация займов, как правило, проводится одновременно с их унификацией , т.е. объединением нескольких займов в один заем. Цель унификации – уменьшение количества одновременно обращающихся ценных бумаг, что сокращает расходы государства по обслуживанию долга.

В результате этой операции образуется консолидированный (или фундированный ) долг.

Под отсрочкой погашения займа понимается перенос даты погашения на более поздний срок, и отличается от консолидации тем, что в этом случае не только отодвигаются сроки погашения займа, и прекращается выплата доходов.

Конверсия – изменение доходности займа (понижение) – в целях снижения расходов по управлению государственным долгом или повышения доходности для кредиторов.

Для расчета с держателями облигаций старого займа выпускают новые займы. Такой способ погашения старых государственных займов называется рефинансированием и связан с конверсией и консолидацией.

Обмен облигаций по регрессивному соотношению – процесс, когда несколько ранее выпущенных облигаций приравниваются к одной новой облигации. Данный способ избавляет государство от необходимости выполнять расчеты по облигациям, размещенным ранее.

Новация – замена по соглашению сторон первоначальных долговых обязательств новыми с установлением иных условий обслуживания долга и сроков его погашения.

Аннулирование государственного долга (дефолт) – отказ государства от погашения ранее выпущенных обязательств.

Конверсия, консолидация, унификация государственных займов и обмен облигаций осуществляются только в отношении внутренних займов.

Отсрочка, аннулирование применяются, как правило, для управления внешним долгом.

В соответствии с законодательством РФ изменение условий выпущенного в обращение государственного займа, в том числе сроков выплаты, размера процентных платежей и срока обращения не допускается.

В БК РФ (ст. 105) введено понятие «реструктуризация долга » - прекращение долговых обязательств, составляющих государственный или муниципальный долг, с заменой указанных долговых обязательств иными долговыми обязательствами, предусматривающими другие условия обслуживания и погашения обязательств.

Реструктуризация может быть осуществлена одновременно с частичным списанием суммы основного долга.

Основная задача управления государственным долгом России – изменение долговой стратегии и переход от курса на отсрочку платежей к курсу на сокращение долга.

В промышленно-развитых странах действуют государственные структуры по управлению государственным долгом. В США – Бюро государственного долга в рамках Федерального казначейства, в Италии – Экспертный совет по внешнему долгу, в Голландии – Агентство Министерства финансов, в Швеции - Национальное долговое управление в рамках Казначейства.

Контрольные вопросы:

1. В чем заключается сущность государственного кредита, как инструмента регулирования экономикой.

2. Приведите классификацию государственного кредита

3. Назовите функции государственного кредита

4. По каким признакам классифицируются государственные займы;

5. Укажите формы и методы управления государственным внутренним и внешним долгом

6. Что понимается под управлением государственным внутренним и внешним долгом

7. Влияние государственного внутреннего и внешнего долга на экономическую безопасность государства

Значительное воздействие, оказываемое государственным долгом на социально‑экономические процессы в стране, обусловливает необходимость организации эффективного долгового управления, представляющего собой процесс разработки и реализации стратегии в целях: привлечения необходимой суммы финансирования; достижения поставленных целей в отношении затрат и риска; решения других задач в области управления государственным долгом, которые может поставить правительство, например развития и поддержания работы эффективного и ликвидного рынка государственных ценных бумаг.

Целью управления государственным долгом является нахождение оптимального соотношения между потребностями государства в дополнительных финансовых ресурсах и затратами по их привлечению, обслуживанию и погашению. Традиционно понятие управления государственным долгом рассматривается в широком и узком смыслах.

Управление государственным долгом в широком смысле предполагает:

Формирование политики в отношении государственного долга, необходимых институтов и инструментов;

Определение основных показателей и предельных значений государственной задолженности;

Определение основных направлений воздействия на микро– и макроэкономические показатели;

Определение приоритетных направлений использования привлеченных ресурсов и т. д.

Определение политики в отношении государственного долга и его верхний предел устанавливаются законодательными органами власти, а оперативное управление осуществляет исполнительная власть.

Управление государственным долгом в узком смысле предполагает определение условий выпуска, обращения и погашения конкретных государственных ценных бумаг. Еще более узкая трактовка управления государственным долгом предполагает регулирование состава и структуры совокупного государственного долга при его неизменной величине.

Традиционно управление государственным долгом основывается на следующих принципах :

безусловности – обеспечении точного и своевременного выполнения обязательств государства перед инвесторами и кредиторами без выставления дополнительных условий;

единства учета – учета в процессе управления государственным долгом всех видов ценных бумаг, эмитированных органами власти всех уровней;

единства долговой политики – обеспечения единого подхода в политике управления государственным долгом со стороны федерального центра по отношению к публично‑правовым образованиям низлежащих уровней;

согласованности – обеспечения максимально возможной гармонизации интересов кредиторов и государства‑заемщика;

снижения рисков – выполнения всех необходимых действий, позволяющих снизить как риски кредитора, так и риски инвестора;


оптимальности – создания такой структуры государственных займов, чтобы выполнение обязательств по ним было сопряжено с минимальными затратами и минимальным риском, а также оказывало наименьшее отрицательное влияние на экономику страны;

гласности – предоставления достоверной, своевременной и полной информации о параметрах займов всем заинтересованным в ней пользователям.

Управление государственным долгом осуществляется посредством применения целого ряда специальных методов , к которым, в частности, относятся:

досрочное погашение – погашение государственного долга ранее срока, установленного кредитным договором или условиями выпуска ценных бумаг;

рефинансирование – погашение части государственного долга за счет вновь привлеченных средств;

конверсия – изменение доходности займа;

консолидация – превращение части имеющейся задолженности в новую с более длительным сроком погашения. Чаще всего использование этого приема связано с желанием государства устранить опасность, которая может грозить денежно‑кредитной системе в случае массовых требований по погашению задолженности;

новация – соглашение между государством‑заемщиком и кредиторами по замене обязательств в рамках одного и того же кредитного договора;

унификация – решение государства об объединении нескольких ранее выпущенных займов;

отсрочка – консолидация при одновременном отказе государства от выплаты дохода по займам в ранее установленные сроки;

дефолт – отказ государства от уплаты государственного долга.

В зависимости от оснований для применения методы управления государственным долгом могут быть разделены на административные и финансовые. При использовании административных методов все операции с долговыми обязательствами государства осуществляются на основании прямых директив уполномоченных органов государственной власти и управления. Как правило, в этом случае оценка экономической эффективности и результативности действий по управлению государственным долгом не производится. Финансовые методы базируются в первую очередь на анализе финансовых показателей и нацелены на получение максимально возможного эффекта от привлекаемых займов при минимизации связанных с ними издержек.

На практике в процессе проведения операций с долговыми обязательствами государства одновременно используются и административные, и финансовые методы. При этом основной задачей органов, ответственных за формирование и реализацию долговой политики, является нахождение их оптимальной комбинации, которая позволила бы осуществлять максимально эффективное управление государственным долгом.

На начало 2008 г. ситуация в области управления государственным долгом РФ характеризовалась следующими параметрами: его объем составляет около 7 % ВВП (для сравнения – критерий долговой безопасности, установленный Маастрихтским соглашением, составляет 60 % ВВП); государственный внутренний долг незначительно превышает государственный внешний долг.

В настоящее время управление государственным долгом РФ осуществляется в соответствии с Основными направлениями долговой политики на 2007–2009 гг., которые были одобрены Правительством РФ в апреле 2006 г. Согласно этому документу, целями управления государственным долгом РФ в среднесрочной перспективе являются:

Уменьшение абсолютных и относительных размеров государственного внешнего долга Российской Федерации путем замещения внешнего долга внутренними заимствованиями;

Сохранение и развитие национального рынка государственных ценных бумаг;

Использование инструментов долговой политики, в частности государственных гарантий, для ускорения темпов социально‑экономического развития страны;

Использование инструментов долговой политики при проведении денежно‑кредитной политики с целью осуществления дополнительной стерилизации излишней денежной массы и борьбы с инфляцией.

За 2007–2009 гг. Министерство финансов РФ запланировало разместить государственные ценные бумаги Российской Федерации на общую сумму 897 млрд руб. Учитывая действующие графики погашения «старых» выпусков, государственный внутренний долг РФ, выраженный в государственных ценных бумагах РФ, увеличится с 1032,1 млрд руб. до 1644,2 млрд руб.

Государственный долг - явление неоднозначное и поэтому требующее к себе пристального внимания ученых и государственных деятелей.

Существование государственного долга автоматически подразумевает обязанность государства по управлению им. Под управлением государственным долгом понимают совокупность действий и мероприятий государства в лице уполномоченных органов по погашению займов, организации выплат доходов по ним, проведению изменений условий и сроков ранее выпушенных займов, а также по размещению новых долговых обязательств. Управление государственным долгом можно также определить как совокупность мероприятий государства по регулированию величины, структуры и стоимости обслуживания государственного долга. Управление государственным долгом Республики Беларусь осуществляется Правительством страны.

Таким образом, управление государственным долгом - одно из направлений финансовой политики любого государства, связанное с его деятельностью в качестве заемщика, эмитента государственных ценных бумаг и гаранта. Оно предусматривает решение таких задач, как: минимизация стоимости долга, недопущение переполнения рынка заемными обязательствами государства и резкого колебания их курса, эффективное использование мобилизованных средств, обеспечение своевременного возврата кредитов, поиск средств для выплаты долга, нейтрализация негативных последствий государственного долга, а также максимальное решение задач, определенных финансовой политикой.

В систему управления государственным долгом включаются такие элементы, как: разработка общей стратегии государственных внутренних и внешних заимствований, в том числе снижение стоимости заимствований, эффективное использование заемных ресурсов, комплекс мер по обеспечению своевременного выполнения долговых обязательств. Особую остроту проблема управления государственным долгом приобретает в условиях долгового кризиса, когда имеющихся в распоряжении государства ресурсов недостаточно для исполнения принятых на себя обязательств.

Рассмотрим на примере мирового опыта каковы же основные методы и способы управления государственным долгом.

К основным методам управления государственным долгом, которые широко используются в мировой практике можно отнести: реструктуризацию, рефинансирование, конверсию, аннулирование и списание долга.

Самым худшим вариантом, с точки зрения подрыва престижа страны как заёмщика, стало бы, безусловно, аннулирование государственной задолженности перед иностранными кредиторами. Такой опыт есть, например, у России. Правительство РСФСР в 1918 году отказалась платить по всем обязательствам, внутренним и внешним, взятым на себя Российской Империей. Следствием этого стало непризнание молодого Правительства Советов, а также небывалое падение престижа страны и международная изоляция. Кстати, часть долгов Правительства Российской Империи приняло на себя нынешнее Правительство Российской Федерации,

Другим методом, который более приемлемый для современного общества, является рефинансирование. Это метод представляет собой процесс списания старых государственных займов за счёт привлечения новых. Многие страны мира (например, Англия, Италия, Мексика, США, Россия, Украина, Беларусь и др.) активно применяют этот механизм пролонгации своих долгов. Особенно часто рефинансирование принимается при выплате процентов и погашений по внешней части государственного долга. Однако непременным условием предоставления новых внешних займов является хорошая репутация страны-должника в кругах международного финансового рынка, ее экономическая и политическая стабильность. Опасность этого метода управления долгом заключается в том, что он может вовлечь заёмщика в бесконечную спираль наращивания долга до того момента, пока кредиторы не откажутся предоставлять новые займы. Рефинансирование может дать краткосрочный экономический эффект, но малоэффективно в долгосрочном периоде. Это связано с тем, что если полученные средства не идут на расширение производства, а "проедаются", то в будущем могут возникнуть проблемы, связанные с уменьшением поступления налогов в государственную казну.

Оптимальным на данный момент методом управления внешним долгом является реструктуризация. Под реструктуризацией долга понимается основанное на соглашении прекращение долговых обязательств, составляющих государственный или муниципальный долг, с заменой указанных долговых обязательств иными долговыми обязательствами, предусматривающими другие условия обслуживания и погашения обязательств.

Сумма расходов на обслуживание реструктурируемого долга не включается в объем расходов на обслуживание долгового обязательства в текущем году, если указанная сумма включается в общий объем реструктурируемых обязательств.

Для наглядного примера рассмотрим случай с всемирно известной дорогой соединяющей материковую Европу и Англию. В 2006 году Citigroup, консорциум Goldman Sachs и Deutsche Bank подали конкурентные заявки на финансирование проекта по реструктуризации долгового обязательства англо-французской компании Eurotunnel. Компания являлась оператором железнодорожного туннеля, связывающего Великобританию и Францию под водами пролива Ла-Манш. Eurotunnel представила на рассмотрение кредиторов план по реструктуризации долга, который позволил сократить выплату процентов по задолженности до 289 млн. USD в год. Финансовые проблемы в компании начались еще в ходе строительства тоннеля в 80-е годы. Стоимость прокладки 51-километровой трассы, 80% которой проходит под водой, в два раза превысила первоначальные расчеты - 10 млрд. вместо 4,9 млрд. фунтов. Строители увеличивали объемы долга, но из-за удешевления стоимости авиаперелетов число пассажиров, перевозимых через тоннель поездами, оказалось на треть меньше запланированного. В итоге франко-британская компания Eurotunnel была вынуждена уволить 30% сотрудников. Новый управляющий совета директоров предложил реструктурировать долг компании.

Механизм реструктуризации долга позволил компании избежать банкротства. Более того, в 2007 году эксплуатация евротоннеля стала приносить доход. Завершение в 2007 году строительства высокоскоростной железнодорожной ветки от Ла-Манша до лондонского вокзала Сент-Панкрас значительно увеличило число пассажиров Eurostar. Чистая прибыль компании Groupe Eurotunnel по итогам 2007 года составила 1,57 млн. USD. За первую четверть 2008 года до ходы компании выросли на 15% и составили почти 300 млн. USD.

Конверсия внешнего долга предполагает различные механизмы сокращения величины внешней задолженности и облегчения условий по обслуживанию внешнего долга. Это может быть обмен долговых обязательств на собственность должника или на ценные бумаги государства-должника. Данный процесс может быть реализован путем проведения тендеров по обмену пакетов акций приватизированных предприятий на внешние долговые обязательства государства. Данная схема является трудоемкой, но позволяет привлечь стратегических инвесторов. Обмен долговых обязательств может проводиться и путем создания инвестиционных фондов, в активы которых передаются принадлежащие государству пакеты акций приватизированных предприятий. Использование данного метода ограничивается количеством предприятий, которые подлежат приватизации. Кроме того, ряд предприятий, представляющих интерес для инвесторов, может являться стратегически важными объектами для государства и важными объектами социально-экономической инфраструктуры. Внешний долг может погашаться и экспортными товарными поставками. Такая схема выгодна еще и тем, что происходит наращивание экспорта и развитие внутренних конкурентоспособных производств.

Долг Украины за российский газ в 2000 году был оформлен в ценные бумаги и облигации украинской корпорации "НАФТ-нефтегаз". В 2006 году Россия списала Алжиру значительную часть долга в обмен на закупку российских самолетов и многомиллиардные военные контракты.

Консолидация - это изменение условий займа, связанное с изменением сроков погашения, когда краткосрочные обязательства консолидируются в долгосрочные и среднесрочные. Таким образом, под консолидацией понимается изменение условий займов, связанное с их сроками. Например, в СССР в 1938 г. была проведена консолидация свободно обращавшихся займов с обменом старых облигаций на новые, срок действия которых был увеличен вдвое (до 20 лет). Однако возможна и обратная операция - уменьшение срока действия государственных ценных бумаг. Так, в 1990 г. срок функционирования казначейских обязательств был сокращен с 16 до 8 лет.

Возможно совмещение консолидации с конверсией. Такая операция была проведена, например, в СССР в 1936 г., когда облигации семи государственных займов, размещавшихся среди населения по подписке с рассрочкой платежа, были обменены на облигации нового займа с более низкой доходностью и с увеличением вдвое (до 20 лет) срока действия ценных бумаг.

Унификация государственных займов обычно проводится вместе с консолидацией, но может быть проведена и вне ее. Унификация займов - это объединение нескольких займов в один, когда облигации ранее выпущенных займов обмениваются на облигации нового займа. Такая мера предусматривает уменьшение количества видов обращающихся одновременно ценных бумаг, что упрощает работу и сокращает расходы государства по системе государственного кредита. Унификация займов была проведена в 1930 г.: одновременно с выпуском займа "Пятилетка - в четыре года" на его облигации обменивались облигации займов индустриализации и укрепления крестьянского хозяйства.

Отсрочка погашения займа или всех ранее выпущенных займов проводится в условиях, когда дальнейшее активное развитие операций по выпуску новых займов не имеет финансовой эффективности для государства. Это происходит в тот момент, когда правительство уже выпустило слишком много займов и условия их эмиссии не были достаточно выгодными для государства. В таких случаях большая часть поступлений от реализации облигаций новых займов направляется на выплаты процентов и на погашение ранее выпущенных займов. Чтобы разорвать этот порочный круг правительство объявляет об отсрочке погашения займов, которая отличается от консолидации тем, что не только отодвигаются сроки погашения, но и прекращается выплата доходов (во время консолидации же займов владельцы облигаций продолжают получать по ним свой доход).

Конверсия, консолидация и унификация государственных займов обычно осуществляются только в отношении внутренних займов. Что касается отсрочки погашения обязательств, то эта мера возможна и по отношению к внешней задолженности. Отсрочка погашения внешних займов, как правило, проводится по согласованию с кредиторами. При этом отсрочка погашения долга может и не повлечь приостановку выплаты процентов по нему.

Ещё одним методом управления государственным долгом является его частичное или полное списание. Списание части внешнего долга является одной из процедур, применяемых в случае возникновения значительных финансовых трудностей у страны-заемщика. Так, с 1995 г. Всемирный банк и МВФ осуществляли руководство программой HIPC, в рамках которой было проведено списание долгов семи государств на 3 млрд. дол. Боливия, Буркина-Фасо, Кот-д"Ивуар, Гайана, Мозамбик, Мали и Уганда приняли участие в программе как страны с низким ВВП и чрезмерно высоким уровнем задолженности.

Власти США, координирующие усилия по оказанию экономической помощи Ираку, призвали страны-кредиторы списать иракский внешний долг. Общий внешний долг Ирака составляет 140 млрд. USD. которые были заимствованы в период с 1980-го по 1988 г. для ведения военных действий с Ираном. Саудовская Аравия списала 80% долга Ираку, что составляет около 15 млрд. USD. Еще 52 страны согласились списать от 80 до 100% иракского внешнего долга.

В 1992 году было списано 50% чистой приведенной стоимости задолженности Польши и Египта, хотя эти страны относились к государствам со средним уровнем доходов (беднейшим из них). В результате внешний долг Польши сократился с 30 млрд, до 15 млрд. долл., а Египта - с 25 млрд. до 12,5 млрд. долл. Списание долгов Польше и Египту было обусловлено прежде всего политическими соображениями ведущих стран Запада (в случае Польши - успешное проведение рыночных реформ в первой стране бывшего советского блока; в случае Египта - заключение мира с Израилем).

В данной курсовой работе уже много сказано о методах управления государственным долгом. А какие же ещё элементы и направления есть в системе управления государственным долгом?

Одним их элементов управления государственным долгом является регламентирование допустимых пределов роста долга в планируемом периоде либо установление предельно допустимого уровня долга по отношению к валовому внутреннему продукту. Уровень задолженности в пределах 50-70 % ВВП обычно не вызывает опасений. Однако у многих стран с достаточно устойчивым финансовым положением уровень государственного долга значительно выше. Например, в Бельгии и Италии он превышает 120% ВВП. Этот показатель не всегда адекватно отражает ситуацию с состоянием государственного долга страны, так как источником погашения долга является не национальный продукт, а лишь государственный бюджет. Более корректным в этой связи представляется сравнение государственного долга с уровнем бюджетных доходов. В процессе управления государственным долгом для некоторых стран имеет значение установление и соблюдение именно соотношения между уровнем бюджетных доходов и государственным долгом.

Следующим важным направлением в системе управления государственным долгом является контроль за соотношением внутреннего и внешнего долга. При высоком уровне внешнего долга, по сравнению с внутренним, целесообразно обратиться к показателю упомянутому выше: внешнего долга и объема экспорта, так как последний является основным источником поступления валюты для расчета с иностранными кредиторами. Эта сторона в управлении внешним долгом оказалась весьма важной для России. Финансовый кризис 1998 года привел к резкому дефициту иностранной валюты для платежей по внешнему долгу. С целью решения этой проблемы были, в первую очередь, применены меры по усилению валютного контроля. В их числе увеличение доли обязательной продажи экспортной выручки Центральному банку, ужесточение контроля за переводом валюты за рубеж, строгая регламентация целей, на которые может приобретаться иностранная валюта, занижение курса национальной валюты с целью стимулирования экспорта и ограничения импорта. В системе управления внешним долгом меры валютного контроля обычно рассматриваются как временные. Они приводят к определенным экономическим и политическим издержкам. В частности, к дефициту импортных товаров на внутреннем рынке, их недоступности для многих потребителей, замедлению ввоза иностранного капитала в страну с чрезмерно жестким валютным законодательством, усилению тенденций сокрытия валютной выручки и т.п.

В системе управления внешним долгом важное место занимает осуществление специальных приватизационных программ. Как и в других рассмотренных выше случаях, данный инструмент имеет различные схемы применения. Один из них -- приватизация предприятий отечественными инвесторами для пополнения бюджетных доходов, которые в последующем могут быть использованы для погашения или обслуживания внешнего долга. Второй вариант представляет собой приватизацию предприятий иностранными инвесторами также с целью пополнения финансовых ресурсов государства, необходимых для обслуживания внешнего долга. Третий вариант предполагает непосредственный обмен государственных облигаций на акции приватизируемых предприятий. Так в ряде стран Евросоюза форсировали осуществление приватизационных программ с целью снижения размеров государственного долга до допустимого критерия в 60% ВВП; при том, что в этих случаях выручка от приватизации, по положению, не должна засчитываться в покрытие бюджетного дефицита (с критерием 3% ВВП), но может использоваться для снижения долга правительства. Среди стран Евросоюза с наибольшими поступлениями в 1997 г. от приватизации отмечают Италию (свыше 20 млрд. дол.), Швецию. Францию, Испанию, Германию, всего на сумму около 60 млрд. дол., и только в прошлом году около 40 млрд. дол. В Испании значительная часть выручки от приватизации (около 2% ВВП) идет на погашение госдолга. В Египте поступления от приватизации используются для реструктуризации государственного долга в целях снижения процентных платежей. В Австралии для снижения государственного долга постепенно проводят полную приватизацию ведущей телекорпорации на общую сумму около 19 млрд. дол. В Венгрии половина выручки от приватизации должна направляться на погашение внешнего долга.

Таким образом:

1. Управление государственным долгом - это совокупность действий и мероприятий государства в лице уполномоченных органов по погашению займов, организации выплат доходов по ним, проведению изменений условий и сроков ранее выпушенных займов, а также по размещению новых долговых обязательств.

2. При управлении государственным долгом необходимо учитывать ряд показателей, которые не должны превышать пороговой оценки.

3. Важное значение имеет расходование заимствованных средств

4. Правильное управление государственным долгом ведёт к экономическому росту страны.