Уровни функциональных состояний человека физиология. Функциональные состояния определения и роль функциональных состояний

Психофизиологическое (функциональное) состояние (ФС) представляет совокупность трех составляющих: внутренние психофизиологические условия; внешняя среда, в т. ч. и социальная; факторы деятельности. Актуальность проблемы анализа и оценки ФС человека как фактора, обусловливающего его поведение и возможности, привела к созданию различных гипотез и теорий для объяснения различных состояний, хотя до сих пор определение понятия ФС неоднозначно и разные авторы дают различные трактовки. Однако все определения имеют одну логическую основу. Функциональное состояние - это совокупность (симптомокомплекс) различных характеристик, процессов, свойств и качеств, обусловливающих уровень активности систем, эффективность деятельности и поведение. Состояние - причинно обусловленное явление, реакция не отдельной системы или органа, а личности в целом, с включением в реагирование как физиологических, так и психологических уровней управления и регулирования, относящихся к подструктурам и сторонам личности. Любое состояние есть результат включения индивидуума в определенную деятельность, в ходе которой состояние формируется и активно преобразуется, оказывая, в свою очередь, влияние на осуществление деятельности. В психологической литературе в большинстве случаев, к сожалению, не всегда разделены понятия: функциональное состояние и психологическое состояние. Психическое состояние человека - это относительно устойчивая структурная организация всех компонентов психики, выполняющая функцию активного взаимодействия человека с внешней средой, представленной в данный момент конкретной ситуацией.

Состояния разнообразны, в каждом одна из характеристик является ведущей в том смысле, что она в наибольшей степени обусловливает прочие отдельные параметры состояния и его своеобразие в целом. В каждом состоянии так или иначе отражено духовное (психическое) и телесное (физиологическое) бытие человека. Состояния многомерны. Они выступают и как система организации психических процессов, и как субъективное отношение к отражаемому явлению, и как механизм реагирования на окружающую действительность. В психофизиологических состояниях находит отражение взаимодействие человека с окружающей средой. Любые изменения во внешней среде, изменения во внутреннем мире личности влекут за собой переход в новое состояние, меняют уровень активности субъекта.

Классификация функциональных состояний

Все многообразие форм поведения человека обусловлено, с одной стороны, их качественной специфичностью, что определяется предметной направленностью деятельности и ее мотивацией. С другой стороны, разные формы активности человека можно охарактеризовать с точки зрения интенсивности их проявления. Под этим обычно подразумевают степень актуализации психофизиологических ресурсов индивидуума, необходимых для выполнения определенной деятельности в конкретных условиях. Таким образом, существуют различные основания для классификации состояний. Рассмотрим классификацию по следующим признакам:

 по признаку длительности: относительно устойчивые и длительные состояния, отражающие отношение человека к труду, состояния удовлетворенности и неудовлетворенности, безразличия к работе, отражающие общий психический настрой;

 временные ситуативные состояния, периодически возникающие в процессе деятельности;

 состояния, возникающие периодически по ходу работы:

а) фазы работоспособности - врабатываемости, устойчивой работоспособности, утомления;

б) состояния, обусловленные содержанием работы: апатия, скука, сонливость, повышенная активность;

 по ведущему компоненту (физиологические и психические): мышечное напряжение, психическое напряжение, умственная нагрузка;

 по степени напряженности систем (сенсорная нагрузка) - зрительная, слуховая, тактильная, мышечные нагрузки;

 по степени активной деятельности сознания: бодрствования, ярости, сна;

 по доминирующим свойствам личности или по признаку преобладания одной из сторон психики: эмоциональные, волевые, состояния напряжения.

С точки зрения влияния на здоровье индивидуума состояния подразделяют на допустимые и недопустимые; критерии оценки - состояния адекватной мобилизации и динамического рассогласования. В основе такого подразделения лежит характер предъявляемой организму нагрузки и формирование ответной реакции. В структурном отношении состояния подразделяют на экстенсивные и интенсивные. Экстенсивные состояния - это качественно неоднородные, т. е. имеющие разную нейрофизиологическую основу и психическое содержание (утомление, стресс, монотония, психическая напряженность). Интенсивные состояния имеют принципиальное сходство (уровни бодрствования, фазы и степени утомления, степени эмоциональной напряженности).

Вопросы к 6 заочному занятию по «биологии»

Правильно выбранный ответ в разделе один оценивается по 2 балла. Правильно выбранные соответствия в разделе два – по 3 балла. Обстоятельные и четкие ответы в разделе три – 5 баллов. Максимальное количество баллов за первый раздел – 20 балла, за второй – 15 баллов, за третий – 25 баллов. Общее максимальное количество баллов – 60 баллов.

I . Выберете верный ответ и заполните таблицу:

1. Центры, регулирующие работу органов пищеварения у человека, расположены в

А. больших полушариях головного мозга

Б. продолговатом мозге

В. среднем мозге

Г. мозжечке
2. Где в организме человека происходит образование углекислого газа?

Б. эритроцитах

В. легких

Г. мышечных волокнах
3. К наследственной программе поведения животных относят:

А. безусловных рефлекс

Б. рассудочную деятельность

В. озарение

Г. условный рефлекс
4. Какие из перечисленных веществ расщепляются в желудке:

А. крахмал

Б. растительный жиры

В. жиры молока

Г. гликоген
5. О каком периодически повторяющемся функциональном состоянии человека И.М. Сеченов сказал: « небывалые комбинации бывалых впечатлений»

А. сновидении

Б. внимании

В. память

Г. эмоции
6. Человек следит за перемещением предмета благодаря:

А. колбочкам и палочкам

Б. сокращению мышц

В. прищуриванию глаз

Г. сужению и расширению зрачка
7. Катаракта – заболевания связанное с помутнением

А. стекловидного тела

Б. хрусталика

В. роговицы

Г. радужки

8. Каково расположение клапанов сердца в фазе общего расслабления:

А. полулунные клапаны закрыты, а створчатые открыты

Б. полулунные клапаны открыты, а створчатые закрыты

В. все клапаны закрыты

Г. все клапаны открыты
9. Общим для гемоглобина и фибриногена крови является то, что они:

А. транспортируют кислород

Б. участвуют в свертывании крови

В. являются белками крови

Г. хранят генетическую информацию
10. Куда должны поступить аминокислоты, чтобы из них синтезировались белки организма

А. в кровь

Б. на рибосомы в клетках

В. в желудок

Г. в ворсинки тонкой кишки


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

II . Найдите соответствия и заполните таблицу.


  1. Установите последовательность процессов, происходящих в пищеварительной системе человека. В ответе запишите соответствующую последовательность букв.
А. всасывание аминокислот, глюкозы и жиров

Б. эмульгирование жиров

В. первичное расщепление углеводов

Г. первичное расщепление белков


  1. Расположите кровеносные сосуды по мере уменьшения в них давления крови. В ответе запишите соответствующую последовательность букв.
А. нижняя полая вена

Б. артерии

В. капилляры


  1. Определите путь звуковой волны автомобильной сирены и нервного импульса, возникающего при ее звуке. В ответе запишите соответствующую последовательность букв.
А. рецепторы улитки

Б. слуховой нерв

В. слуховые косточки

Д. слуховая зона коры


  1. Расположите в правильном порядке пункты инструкции по приготовлению препарата листа элодеи и рассматриванию его под микроскопом. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
А. с помощью пипетки капните на предметное стекло каплю воды

Б. препаровальными иглами осторожно расправьте лист и покройте его покровным стеклом

В. протрите салфеткой предметное и покровное стекла

Г. отделите пинцетом один лист элодеи и положите его в каплю воды

Д. рассмотрите препарат под микроскопом при увеличении в 300 раз (объектив – ×20, окуляр – ×15)


  1. Расположите в правильном порядке пункты инструкции по остановке артериального кровотечения из лучевой артерии. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
А. установить вид кровотечения

Б. завязать жгут узлом и стянуть деревянной палочкой-закруткой

В. на раневую поверхность положить стерильную марлевую повязку и забинтовать

Г. прикрепить к жгуту листок бумаги с указанием времени его наложения

Д. освободить предплечье от одежды

Е. выше места ранения положить мягкую ткань, а поверх его – резиновый жгут


1 задание

2 задание

3 задание

4 задание

6 задание

III . Ответьте на следующие вопросы и заполните таблицу:


  1. На рисунке показаны маршруты
перемещения собаки на кухне

к корму (6): в первом случае –

незнакомое помещение (пунктирные

линии); во втором – знакомое

помещение (прямая линия). Как

называют форму поведения животного, представленную в первом случае?

1) стереотипная

2) условно-рефлекторная

3) рассудочная

4) ориентировочная


  1. На рисунках под буквами А–Г изображены стадии образования условного
рефлекса у собаки. На каком из рисунков демонстрируется условный

слюноотделительный рефлекс?




  1. Рассмотрите эксперимент с мышами.
Подопытная мышь (внизу ) получает слабый удар током и при этом слышит звуковой сигнал. Контрольная мышь (вверху ) не получает болевых стимулов, и звуковой сигнал её совершенно не пугает. Чем является электрический ток для подопытной мыши?

1) внутренним торможением

2) внешним торможением

3) условным раздражителем

4) безусловным раздражителем




  1. На рисунках датского карикатуриста Х. Битструпа изображена реакция
человека, которому на шляпу сел случайный прохожий. Определите по

внешней реакции человека тип его темперамента.

1) меланхолик

2) флегматик

3) сангвиник

4) холерик





  1. В 2010 году научный мир отметил юбилеи выдающихся ученых-биологов. Соотнесите их имена с открытиями, совершенными в генетике и теории эволюции.

Ученые:
1. Сергей Четвериков (Россия);
2. Герман Мёллер (США);
3. Николай Тимофеев-Ресовский (Россия);
4. Феодосий Добржанский (Россия - США);
5. Иосиф Рапопорт (Россия).
Открытия:
А. Генетический механизм микроэволюции;
Б. Химический мутагенез;
В. Радиационный мутагенез;
Г. Популяционные волны как фактор эволюции;
Д. Изоляция как фактор эволюции.

1 задание

2 задание

3 задание

4 задание

5 задание

Функциональное состояние - это относительно устойчивая структура актуализируемых субъектом средств деятельности в конкретной ситуации, которая отражает специфику сложившихся на текущий момент времени механизмов регуляции деятельности и определяет эффективность решения трудовых задач. Данное определение используется в структурно-интегративном подходе в психологии .

Существует также физиологическая трактовка понятия ФС, в ней оно рассматривается как состояние организма, отдельной физиологической системы, органа, ткани.

Изучение функциональных состояний работающего человека - одна из центральных проблем комплекса наук о трудовой деятельности, прежде всего психологии труда , инженерной психологии и эргономики .

История понятия

Понятие функционального состояния первоначально возникло и получило развитие в физиологии. Основным содержанием первых исследований был анализ мобилизационных возможностей и энергетических затрат работающего организма.

В то же время анализ функционального состояния работающего человека в условиях реальной деятельности не ограничивается только физиологическими представлениями и предполагает разработку психологических и социально-психологических аспектов данной проблематики. Подобные исследования проводились Ухтомским А.А. в России и Г.Селье за рубежом.

Начиная с 1970-х гг. начались активные исследования функциональных состояний. В числе первых исследователей, внесших существенный вклад в их разработку, следует назвать имена крупнейших психологов того времени - Ф.Гальтона, Э. Крепелина, Г.Эббингауза, А. Бине и др.

Основные подходы к анализу ФС

На момент 2015 года можно выделить четыре основных группы подходов к изучению ФС.

Энергетический подход

ФС рассматривается как характеристика протекания процессов жизнеобеспечения на уровне как отдельных физиологических систем, так и всего организма в целом, в терминах интенсивности и эффективности энергозатрат со стороны физиологических систем, привлекаемых для решения поведенческих задач. Исследования фокусируются на анализе базовых физиологических механизмов, обеспечивающих протекание метаболитических, нервно-гуморальных, церебральных, вегетативных и других процессов в разных условиях и режимах деятельности. Основная задача этих исследований состояла в нахождении таких физиологических коррелятов, которые позволяли бы дифференцировать разные типы психофизиологических состояний по специфическим "паттернам активации", т.е. по устойчивым конфигурациям физиологических реакций, характерных для разных ситуаций.

Феноменологический подход

ФС рассматривается как характеристика переживаемого человеком опыта, в том числе в аффективно-окрашенной форме (чувства, эмоции, переживания и др.), представленного в наблюдениях или самонаблюдения. В исследованиях, выполненных в рамках феноменологического подхода, обосновывается многомерный характер проявлений психического состояния и предпринимаются продуктивные попытки выявления структурно-функциональных связей между рефлексивными оценками состояния и "запуском" поведенческих программ, соответствующих особенностям субъективного отношения или "видения себя" в конкретной ситуации.

Поведенческий подход

ФС рассматривается как характеристика результатов и способов выполнения деятельности / решения задач на уровне внешне представленного поведения. Важным направлением в рамках этого подхода являются исследования качественной стороны реализации поведенческих актов, изменения в которых приводят к сдвигам результативности деятельности. Развитие поведенческого подхода стимулировало и возникновение более совершенных поведенческих и психометрических методов оценки ФС – тестовых испытаний, моделирующих решение определенных фрагментов поведенческих задач.

Комплексный подход

ФС рассматривается как целостная многокомпонентная характеристика проявлений изучаемых психических явлений, в том числе - состояний. На основе многочисленных исследований, проводимых в рамках комплексного подхода, были разработаны новые теоретические конструкты и методические инструменты, подготовившие базу для реализации принципов системного анализа ФС. Однако в целом комплексный подход выступает главным образом как стратегия сбора данных о многоуровневых проявлениях ФС, но не предлагает обоснованной концептуальной схемы для анализа, интеграции и содержательной интерпретации этих многомерных данных. Решение актуальных для практики проблем, связанных с полноценной диагностикой и оптимизацией ФС как сложного системного объекта, было обосновано при разработке структурно-интегративного подхода к анализу ФС.

Системный подход

ФС рассматривается как относительно устойчивая (для определенного периода времени) структура актуализируемых субъектом внутренних средств, которая характеризует сложившиеся в конкретной ситуации механизмы регуляции деятельности и обусловливает эффективность решения поведенческих задач. Важно подчеркнуть, что в данном случае ФС рассматривается как результат включения человека в процесс активной и целенаправленной деятельности, ведущую роль в которой играют мотивационные установки работника и доступные ему в конкретный период времени внутренние ресурсы для выполнения решаемых задач.

Основные понятия системного подхода

  • Система - совокупность взаимодействующих между собой элементарных структур / процессов, объединенных в целое решением общей задачи, которая не может быть выполнена ни одним из её компонентов в отдельности.
  • Системообразующий фактор - главный фактор, интегрирующий в единое целое работу разнокачественных элементов и определяющий её динамику во времени.

Общие классификации ФС

А. "Прагматические" классификации (по типу внешних эффектов)

1. по степени допустимости ФС с точки зрения а) надежности работы и б) "цены деятельности":

Запрещенные (недопустимые)

Разрешенные (допустимые)

2. по степени накопления патологических эффектов:

Нормальные

Пограничные

Патологические

1. по степени адекватности ФС как ответной системной реакции требованиям выполнения задач в определенных ситуативных условиях:

состояния динамического рассогласования

состояния адекватной мобилизации

2. по степени накопления неблагоприятной симптоматики:

Экстенсивные состояния (основные группы качественно неоднородных ФС: оптимальные состояния, утомления, стрессовые состояния, монотония, пресыщение, состояния напряженности, состояния потока, релаксационные состояния и пр.)

Интенсивные состояние (уровни или степени развития одного типа ФС, отражают динамику в развитии и представлены в виде шкал: (1) Шкала уровней бодрствования;(2) Стадии динамики состояний работоспособности; (3) Стадии развития стрессовых состояний и пр.)

Свойства ФС как системной реакции

1. ФС - это результат перестройки в работе функциональных систем, обеспечивающих выполнение целесообразной деятельности:

  • ФС не может рассматриваться вне контекста решения конкретной задачи, ситуации и условий реализации деятельности;
  • ФС не является фоном, на котором реализуется деятельность.

2. ФС отражает изменения в структуре "задействованной" функциональной системы обеспечения деятельности:

  • требуется реконструкция основных компонентов в функциональной системе обеспечения деятельности (выделение профессионально-важных функций и качеств);
  • необходима оценка проявлений (симптомов) ФС на всех уровнях функциональной системы обеспечения деятельности (энергетическом, перцептивно-когнитивном, рефлексивном и поведенческом).

3. ФС - системная реакция, формируемая под влиянием комплекса факторов трудовой среды:

  • "Физическая среда" (санитарно-гигиенические и экологические условия):
    • микроклимат;
    • освещенность;
    • шум, вибрация;
    • атмосферное давление;
    • излучения;вредные вещества;
    • инфекции и биологические агенты.
  • "Социальная среда" (социум, организация, группа):
    • общие социальные факторы;
    • конкретные социальные факторы:
      • тип организации, организационная культура;
      • особенности коллектива;
      • содержание профессиональной роли;
      • внепрофессиональные контакты;
    • социально-психологические факторы:
      • соответствие индивида профессиональной роли;
      • мотивационные установки индивида и коллектива.

Диагностика ФС

Виды наиболее распространенных прикладных диагностических задач по оценке ФС:

  1. Оценка надежности деятельности человека непосредственно в процессе работы (диагностика актуального ФС).
  2. Оценка готовности специалиста к выполнению деятельности в конкретной ситуации (кратковременный прогноз развития ФС).
  3. Оценка потенциальных возможностей человека надежно/успешно справляться с профессиональными задачами (долговременный прогноз в плане профпригодности).
  4. Оценка угрожающих факторов для здоровья/благополучия работающих, занятых на определенных профессиональных позициях (долговременный прогноз в плане профессионального долголетия, сохранения трудоспособности).
  5. Экспертиза "трудных ситуаций", аварий, несчастных случаев (оценка роли "человеческого фактора" при возникновении различных инцидентов).

Методы оценки ФС (сбора данных):

  • Физиологические
    • Биохимические
    • Оценка вегетативных сдвигов
    • Электрофизиологические
  • Психофизиологические
    • Косвенная оценка физиологических проявлений
  • Психологические
    • Объективирующие психометрические тесты (когнитивные, исполнительские)
    • Субъективные методики (опросники, субъективные шкалы, стандартизованные интервью)
    • Проективные тесты
  • Поведенческие
    • Количественные методы (оценка производительности труда, анализ продуктов деятельности, хронометраж и пр.)
    • Качественные методы (стандартизированное наблюдение, видеонаблюдение, оценка экспрессивных актов; анализ речевого поведения и др.)

Основные типы ФС

  • Утомление
  • Монотония
  • Психическое пресыщение
  • Напряженность/стресс

Утомление

Класс состояний, характеризующихся истощением и дискоординацией в протекании основных реализующих деятельность процессов и функций. Развиваются вследствие продолжительности и интенсивности воздействия рабочих нагрузок, под влиянием которых формируется мотивация на завершение работы и отдых.

Монотония

Состояния сниженного сознательного контроля за исполнением деятельности, возникающие в ситуациях однообразной работы с частым повторением стереотипных действий в обедненной внешней среде.

Сопровождаются переживаниями скуки / непреодолимой сонливости и формированием мотивации на смену деятельности.

Психическое пресыщение

Состояния неприятия слишком простой и субъективно неинтересной или малоосмысленной деятельности, приводящие к приостановке работы или замещению выполняемых задач.

Сопровождаются в выраженном стремлении прекратить работу или внести разнообразие в заданный стереотип исполнения с доминирующей мотивацией на отказ от деятельности с выраженной аффективной составляющей.

Напряженность (стресс)

Состояния повышенной мобилизации психологических и энергетических ресурсов, развивающиеся в ответ на повышение сложности или субъективной значимости деятельности.

Сопровождается выраженным изменением эмоциональных переживаний, отражающих доминирование мотивации на преодоление / устранение затруднений, которые могут реализоваться как в продуктивных (eu-stress), так и деструктивных формах (distress).

Состояния работоспособности

Работоспособность - наличные или потенциальные возможности человека к актуализации физиологических и психологических ресурсов для выполнения целесообразной деятельности

"Кривая работы" Э. Крепелина

В процессе деятельности происходит изменение уровня работоспособности, описываемое с помощью кривой работоспособности. Впервые, проанализировав так называемую "Кривую работы" Э. Крепелин (1898) выделил 4 основные стадии работоспособности по показателям результативности деятельности:

  1. врабатывание
  2. оптимальная работоспособность
  3. утомление
  4. конечный порыв

Факторы влияющие на "кривую работы":

  • Продолжительность работы
  • Мотивация (заинтересованность)
  • Волевое усилие
  • Привыкание
  • Обучение

Динамика состояний работоспособности в процессе труда

"До начала" работы

  • Состояние «оперативного покоя» - переход от дремоты / пассивного бодрствования к активному состоянию. Неспецифическая готовность к деятельности (ожидание / генерализованная ориентировка). Поисковая активность - поиск предмета деятельности, "опредмечивание" потребности.
  • «Мобилизация» – подготовка к выполнению конкретной деятельности, решению определенного круга задач. Формирование плана и стратегий выполнения. Актуализация мотивационной установки «на деятельность», конкретизация мотива деятельности.

Начальный период работы

  • «Первичная реакция» - переход к режиму внешнего исполнения. "Столкновение" разных планов реализации: внутреннего и внешнего. Конфликтная стадия "запуска" другой функциональной системы.
  • «Гипермобилизация» - апробирование и корректировка конкретных способов выполнения деятельности, «настройка» на реальную ситуацию. Активизация процессуальных мотивов деятельности.

В процессе работы (на этапе высокой продуктивности труда)

  • «Оптимальная компенсация» - пластичная и эффективная регуляция процесса выполнения деятельности. Синонимичный термин – «состояние потока». Доминирование процессуальных мотивов деятельности.
  • «Субкомпенсация» - сохранение нормативной / высокой продуктивности труда за счет привлечения дополнительных ресурсов (компенсаторных средств). Синонимичный термин – «компенсируемое утомление». Смещение доминирующих мотивов на достижение результата.

В процессе работы (с выраженным падением продуктивности)

  • «Декомпенсация» - дезорганизация в работе функциональной системы обеспечения деятельности. Выраженное падение результативности (качественное и количественное) на фоне выраженной мобилизации дополнительных ресурсов. Смена типа мотивации - доминирование мотивов на прекращение деятельности и "отдых".
  • «Срыв деятельности» - распад целостного функционирования систем обеспечения жизнедеятельности. Витальная угроза (жизни, здоровью). Полный отказ от работы.

Методы оптимизации ФС

Объективные методы оптимизации ФС:

  • нормирование рабочих нагрузок;
  • оптимизация режимов труда и отдыха;
  • обогащение содержания труда;
  • элиминация факторов «экологически вредной» среды;
  • рациональная организация:
    • рабочих мест;
    • рабочих пространств, помещений;
    • средств и орудий труда;
  • изменение управленческих концепций;
  • организационная культура: ценности «здорового образа жизни».

«Прямые» методы воздействия на ФС человека:

  • отдых и восстановление ресурсов;
  • оздоровительные процедуры;
  • физиотерапия;
  • питание;
  • фармакология (психофармакология);
  • дополнительная внешняя стимуляция:
    • функциональная музыка;
    • цветосветовые воздействия;
    • мультимедийные средства;
  • суггестивные воздействия;
  • гипнотерапия.

1. За-да-ние 16 Что яв-ля-ет-ся при-ме-ром услов-но-го ре-флек-са?

1) же-ла-ние спать после бес-сон-ной ночи

2) за-жму-ри-ва-ние при вклю-че-нии яр-ко-го света

3) ис-поль-зо-ва-ние сто-ло-вых при-бо-ров во время еды

4) за-держ-ка ды-ха-ния во время про-гла-ты-ва-ния ку-соч-ка пищи

2. За-да-ние 16 Что слу-жит при-ме-ром услов-но-го тор-мо-же-ния?

1) за-держ-ка ды-ха-ния при по-гру-же-нии в хо-лод-ную воду

2) пре-кра-ще-ние пережёвы-ва-ния пищи при вне-зап-ной встре-че с дру-гом

3) по-те-ря на-вы-ка ка-та-ния на ро-ли-ко-вых конь-ках

4) отдёрги-ва-ние руки от остро-го лез-вия ножа

3. За-да-ние 16 Во время зав-тра-ка между двумя уро-ка-ми по школь-но-му радио со-об-щи-ли о том, что уче-ник 10 клас-са дол-жен сроч-но явить-ся в ка-би-нет ди-рек-то-ра. В каком нерв-ном цен-тре у уча-ще-го-ся воз-ник-нет тор-мо-же-ние?

1) ды-ха-тель-ном

2) сер-деч-но-со-су-ди-стом

3) пи-ще-ва-ри-тель-ном

4) дви-га-тель-ном

4. За-да-ние 16 При фор-ми-ро-ва-нии услов-но-го ре-флек-са у со-ба-ки на жест ко-ман-ды «Си-деть!» и под-креп-ле-нии этой ко-ман-ды ла-ком-ством вре-мен-ная связь фор-ми-ру-ет-ся между сле-ду-ю-щей парой нерв-ных цен-тров:

1) слуха и обо-ня-ния

2) зре-ния и пи-ще-ва-ре-ния

3) слуха и ося-за-ния

4) рав-но-ве-сия и про-из-воль-ных дви-же-ний

5. За-да-ние 16 При-ме-ром без-услов-но-го ре-флек-са яв-ля-ет-ся вы-де-ле-ние слюны

1) при виде сто-ло-вых при-бо-ров

2) на слово «пища»

3) во время приёма еды

4) на вид не-зна-ко-мой пищи

6. За-да-ние 16 Ста-нов-ле-ние вто-рой сиг-наль-ной си-сте-мы у че-ло-ве-ка свя-за-но с

1) из-ме-не-ни-ем кли-ма-та на Земле

2) ре-гу-ляр-ной тру-до-вой де-я-тель-но-стью

3) воз-ник-но-ве-ни-ем объёмного зре-ния

4) хож-де-ни-ем на двух ногах

7. За-да-ние 16 Что яв-ля-ет-ся при-ме-ром врождённого ре-флек-са у че-ло-ве-ка?

1) дви-же-ние пе-ше-хо-да на зелёный сиг-нал све-то-фо-ра

2) суже-ние зрач-ка при по-па-да-нии в ярко освещённое по-ме-ще-ние

3) вы-де-ле-ние же-лу-доч-но-го сока на запах пищи

4) воз-ник-но-ве-ние обиды на от-мет-ку «2», по-став-лен-ную пе-да-го-гом

8. За-да-ние 16 Рас-смот-ри-те экс-пе-ри-мент с мы-ша-ми. Под-опыт-ная мышь (внизу) по-лу-ча-ет сла-бый удар током и при этом слы-шит зву-ко-вой сиг-нал. Кон-троль-ная мышь (ввер-ху) не по-лу-ча-ет бо-ле-вых сти-му-лов, и зву-ко-вой сиг-нал её со-вер-шен-но не пу-га-ет. Чем в итоге будет яв-лять-ся зву-ко-вой сиг-нал для под-опыт-ной мыши?

1) без-услов-ным раз-дра-жи-те-лем

2) внут-рен-ним тор-мо-же-ни-ем

3) внеш-ним тор-мо-же-ни-ем

4) услов-ным раз-дра-жи-те-лем

9. За-да-ние 16 Какой тип нерв-ной си-сте-мы ха-рак-те-рен для ме-лан-хо-ли-ка?

1) силь-ный, урав-но-ве-шен-ный

2) силь-ный, не-урав-но-ве-шен-ный

3) сла-бый, не-урав-но-ве-шен-ный

4) силь-ный, инерт-ный

10. За-да-ние 16 Цен-тры услов-ных ре-флек-сов, в от-ли-чие от цен-тров без-услов-ных ре-флек-сов, рас-по-ло-же-ны у че-ло-ве-ка в

1) про-дол-го-ва-том мозге

2) коре боль-ших по-лу-ша-рий

4) про-ме-жу-точ-ном мозге

11. За-да-ние 16 На ри-сун-ке де-мон-стри-ру-ет-ся опыт воз-дей-ствия кис-ло-ты на ре-цеп-то-ры кожи ля-гуш-ки. Как на-зы-ва-ют такую ре-ак-цию жи-вот-но-го?

1) ору-дий-ной де-я-тель-но-стью

2) услов-ным ре-флек-сом

3) ин-стинк-том

4) без-услов-ным ре-флек-сом

12. За-да-ние 16 На ри-сун-ке изоб-ра-же-на схема услов-но-го ре-флек-са у со-ба-ки. Какой циф-рой на ней обо-зна-чен слю-но-от-де-ли-тель-ный центр про-дол-го-ва-то-го мозга?

13. За-да-ние 16 Какой из при-ведённых видов де-я-тель-но-сти че-ло-ве-ка может быть отнесён к услов-но-ре-флек-тор-ной?

1) со-блю-де-ние при-выч-но-го ре-жи-ма дня

2) отдёрги-ва-ние руки от го-ря-че-го пред-ме-та

3) по-во-рот че-ло-ве-ком го-ло-вы на не-зна-ко-мый звук

4) на-пи-са-ние жи-во-пис-ной кар-ти-ны ху-дож-ни-ком

14. За-да-ние 16 Рас-смот-ри-те экс-пе-ри-мент с мы-ша-ми. Под-опыт-ная мышь (внизу) по-лу-ча-ет сла-бый удар током и при этом слы-шит зву-ко-вой сиг-нал. Кон-троль-ная мышь (ввер-ху) не по-лу-ча-ет бо-ле-вых сти-му-лов, и зву-ко-вой сиг-нал её со-вер-шен-но не пу-га-ет. Чем яв-ля-ет-ся элек-три-че-ский ток для под-опыт-ной мыши?

1) внеш-ним тор-мо-же-ни-ем

2) услов-ным раз-дра-жи-те-лем

3) внут-рен-ним тор-мо-же-ни-ем

4) без-услов-ным раз-дра-жи-те-лем

15. За-да-ние 16 На ри-сун-ках под бук-ва-ми А-Г изоб-ра-же-ны ста-дии об-ра-зо-ва-ния услов-но-го ре-флек-са у со-ба-ки. На каком из ри-сун-ков де-мон-стри-ру-ет-ся без-услов-ный слю-но-от-де-ли-тель-ный ре-флекс?

16. За-да-ние 16 У че-ло-ве-ка фор-ми-ро-ва-ние речи идёт па-рал-лель-но с раз-ви-ти-ем

1) ин-стинк-тов

2) без-услов-ных ре-флек-сов

3) эмо-ци-о-наль-ной па-мя-ти

4) аб-стракт-но-го мыш-ле-ния

17. За-да-ние 16 На ри-сун-ке по-ка-за-ны марш-ру-ты пе-ре-ме-ще-ния со-ба-ки на кухне к корму (6): в пер-вом слу-чае — не-зна-ко-мое по-ме-ще-ние (пунк-тир-ные линии); во вто-ром — зна-ко-мое по-ме-ще-ние (пря-мая линия). Как на-зы-ва-ют форму по-ве-де-ния жи-вот-но-го, пред-став-лен-ную в пер-вом слу-чае?

1) ори-ен-ти-ро-воч-ная

2) рас-су-доч-ная

3) ин-стинк-тив-ная

4) услов-но-ре-флек-тор-ная

18. За-да-ние 16

1) санг-ви-ник

2) флег-ма-тик

3) ме-лан-хо-лик

4) хо-ле-рик

19. За-да-ние 16 К какой груп-пе без-услов-ных ре-флек-сов от-но-сят чи-ха-ние и ка-шель?

1) ды-ха-тель-ные

2) пи-ще-вые

3) за-щит-ные

4) по-ис-ко-вые

20. За-да-ние 16 При-ме-ром ди-на-ми-че-ско-го сте-рео-ти-па слу-жит

1) вне-зап-ное на-хож-де-ние от-ве-та при ре-ше-нии ма-те-ма-ти-че-ской за-да-чи

2) полёт ноч-но-го на-се-ко-мо-го на яркий свет фо-на-ря

3) вы-де-ле-ние слюны на слово «торт»

4) ка-та-ние на ве-ло-си-пе-де в парке

21. За-да-ние 16 На ри-сун-ках дат-ско-го ка-ри-ка-ту-ри-ста Х. Бит-стру-па изоб-ра-же-на ре-ак-ция че-ло-ве-ка, ко-то-ро-му на шляпу сел слу-чай-ный про-хо-жий. Опре-де-ли-те по внеш-ней ре-ак-ции че-ло-ве-ка тип его тем-пе-ра-мен-та.

1) санг-ви-ник

2) хо-ле-рик

3) ме-лан-хо-лик

4) флег-ма-тик

22. За-да-ние 16 Обе-зья-на с по-мо-щью верёвки достаёт чашку с пищей. Какая форма по-ве-де-ния жи-вот-но-го про-яв-ля-ет-ся в дан-ной си-ту-а-ции?

1) ин-стинкт

3) ди-на-ми-че-ский сте-рео-тип

4) за-пе-чат-ле-ние

23. За-да-ние 16 Какой ре-флекс у че-ло-ве-ка яв-ля-ет-ся услов-ным?

1) отдёрги-вать руку от лез-вия ножа

2) про-гла-ты-вать пережёван-ную пищу

3) хо-дить по опре-делённому марш-ру-ту в школу

4) за-кры-вать глаза, когда в лицо на-прав-ля-ют свет

24. За-да-ние 16 Обе-зья-на с по-мо-щью палки достаёт банан. Что поз-во-ля-ет ей ре-шить эту за-да-чу?

1) без-услов-ный ре-флекс

2) эле-мен-тар-ная рас-су-доч-ная де-я-тель-ность

3) ин-стинкт

4) ди-на-ми-че-ский сте-рео-тип

25. За-да-ние 16 . Как на-зы-ва-ют по-треб-но-сти че-ло-ве-ка, на-прав-лен-ные на удо-вле-тво-ре-ние чув-ства го-ло-да и жажды?

1) пси-хо-ло-ги-че-ски-ми

2) фи-зио-ло-ги-че-ски-ми

3) в са-мо-утвер-жде-нии

4) в са-мо-ре-а-ли-за-ции

26. За-да-ние 16 . Ка-че-ствен-ной осо-бен-но-стью че-ло-ве-ка, в от-ли-чие от дру-гих при-ма-тов, яв-ля-ет-ся

1) ору-дий-ная де-я-тель-ность

2) услов-ный ре-флекс

3) аб-стракт-ное мыш-ле-ние

4) рас-су-доч-ная де-я-тель-ность

27. За-да-ние 16 . К на-след-ствен-ной про-грам-ме по-ве-де-ния жи-вот-ных от-но-сят

1) без-услов-ный ре-флекс

2) оза-ре-ние

3) услов-ный ре-флекс

4) рас-су-доч-ную де-я-тель-ность

28. За-да-ние 16 . При-ме-ром ин-стинк-та яв-ля-ет-ся

1) объ-еда-ние ги-е-на-ми трупа жи-вот-но-го

2) дви-же-ние рыбок к корму при по-сту-ки-ва-нии по ак-ва-ри-уму

3) под-жи-ма-ние хво-ста у собак при ис-пу-ге

4) танец пчёл - спо-соб об-ме-на ин-фор-ма-ци-ей

29. За-да-ние 16 . Рас-су-доч-ное по-ве-де-ние ха-рак-тер-но для от-дель-ных пред-ста-ви-те-лей

1) мле-ко-пи-та-ю-щих

2) реп-ти-лий

4) на-се-ко-мых

30. За-да-ние 16 .

1) тор-мо-же-ние в вос-при-я-тии внеш-них раз-дра-жи-те-лей

2) по-вы-ше-ние дав-ле-ния крови

3) сни-же-ние ча-сто-ты ды-ха-ния

4) рас-слаб-ле-ние мышц

31. За-да-ние 16 . В XIX в. И.М. Се-че-нов ска-зал, что: «Че-ло-век без… остал-ся бы вечно в по-ло-же-нии но-во-рождённого». Какой тер-мин из пред-ло-жен-ных сле-ду-ет по-ста-вить на место про-пус-ка?

1) ха-рак-тер

2) па-мять

3) эмо-ция

4) по-треб-ность

32. За-да-ние 16 . Какой из фак-то-ров, с точки зре-ния со-вре-мен-ной био-ло-гии, не вли-я-ет на фор-ми-ро-ва-ние ха-рак-те-ра че-ло-ве-ка?

1) ге-не-ти-че-ская про-грам-ма

2) по-ло-же-ние звёзд при рож-де-нии

3) вос-пи-та-ние

4) по-ве-де-ние сверст-ни-ков

33. За-да-ние 16 . С точки зре-ния со-вре-мен-ной науки, какие фак-то-ры не вли-я-ют на за-клад-ку основ по-ве-де-ния че-ло-ве-ка?

1) по-ве-де-ние ро-ди-те-лей

2) ге-не-ти-че-ские за-ко-но-мер-но-сти

3) вос-пи-та-ние

4) номер года рож-де-ния

34. За-да-ние 16 . Ка-ко-му типу тем-пе-ра-мен-та со-от-вет-ству-ют при-ведённая ниже кар-тин-ка и опи-са-ние: «сла-бый тип ха-рак-те-ри-зу-ет-ся сла-бо-стью как воз-бу-ди-тель-но-го, так и тор-моз-но-го про-цес-сов»?

1) флег-ма-тик

2) хо-ле-рик

3) санг-ви-ник

4) ме-лан-хо-лик

35. За-да-ние 16 . Ка-ко-му типу тем-пе-ра-мен-та со-от-вет-ству-ют при-ведённая ниже кар-тин-ка и опи-са-ние: «Силь-ный урав-но-ве-шен-ный по-движ-ный — живой тип»?

1) флег-ма-тик

2) хо-ле-рик

3) санг-ви-ник

4) ме-лан-хо-лик

36. За-да-ние 16 . Симп-то-ма-ми ка-ко-го со-сто-я-ния яв-ля-ют-ся по-вы-шен-ная сон-ли-вость, пло-хое на-стро-е-ние и не-же-ла-ние при-ни-мать ре-ше-ния в те-че-ние дли-тель-но-го вре-ме-ни?

1) вы-со-кой тем-пе-ра-ту-ры

2) де-прес-сии

3) пи-ще-во-го отрав-ле-ния

4) го-ло-да

37. За-да-ние 16 . Какой из пе-ре-чис-лен-ных фак-то-ров в наи-боль-шей сте-пе-ни спо-соб-ству-ет раз-ви-тию де-прес-сии?

1) уста-лость

3) не-про-чи-тан-ная книга

4) от-сут-ствие воз-мож-но-сти са-мо-ре-а-ли-за-ции

38. За-да-ние 16 . Цен-тры услов-ных ре-флек-сов рас-по-ло-же-ны в

1) сред-нем мозге

2) коре го-лов-но-го мозга

3) спин-ном мозге

4) про-ме-жу-точ-ном мозге

39. За-да-ние 16 . Ин-стинкт — это

1) по-ве-де-ние, обу-слов-лен-ное це-ле-на-прав-лен-ным обу-че-ни-ем

2) ге-не-ти-че-ски за-про-грам-ми-ро-ван-ное по-ве-де-ние

3) при-об-ретённый в те-че-ние жизни опыт

4) со-во-куп-ность на-след-ствен-ных и при-об-ретённых мо-де-лей по-ве-де-ния

40. За-да-ние 16 . Ка-ко-му из четырёх типов тем-пе-ра-мен-та со-от-вет-ству-ет опи-са-ние: че-ло-век быст-рый, по-ры-ви-стый, спо-соб-ный от-да-вать-ся делу со страст-но-стью, пре-одо-ле-вать зна-чи-тель-ные труд-но-сти, но в то же время не-урав-но-ве-шен-ный, склон-ный к бур-ным эмо-ци-о-наль-ным вспыш-кам и рез-ким сме-нам на-стро-е-ния.

1) санг-ви-ник

2) флег-ма-тик

3) ме-лан-хо-лик

4) хо-ле-рик

41. За-да-ние 16 .

1) флег-ма-тик

2) хо-ле-рик

3) санг-ви-ник

4) ме-лан-хо-лик

42. За-да-ние 16 . Ка-ко-му из четырёх типов тем-пе-ра-мен-та со-от-вет-ству-ет опи-са-ние: че-ло-век мед-ли-тель-ный, не-воз-му-ти-мый, с устой-чи-вы-ми стрем-ле-ни-я-ми и более или менее по-сто-ян-ным на-стро-е-ни-ем, со сла-бым внеш-ним вы-ра-же-ни-ем ду-шев-ных со-сто-я-ний.

1) флег-ма-тик

2) хо-ле-рик

3) санг-ви-ник

4) ме-лан-хо-лик

43. За-да-ние 16 . Мать гу-ля-ет с ребёнком и вдруг видит, что к ним бежит боль-шая со-ба-ка. Мать берёт ребёнка на руки. Что яв-ля-ет-ся при-чи-ной та-ко-го по-ве-де-ния ма-те-ри?

1) страх за свою жизнь

2) ма-те-рин-ский ин-стинкт

3) за-щит-ный ре-флекс

4) осо-бен-но-сти вос-пи-та-ния

44. За-да-ние 16 . Че-ло-век подошёл к до-ро-ге, уви-дел при-бли-жа-ю-щий-ся на боль-шой ско-ро-сти ав-то-мо-биль и сде-лал шаг назад, по-даль-ше от края до-ро-ги. Что яв-ля-ет-ся при-чи-ной та-ко-го по-ве-де-ния?

1) агрес-сия по от-но-ше-нию к во-ди-те-лю

2) за-щит-ный ре-флекс

3) осо-бен-но-сти вос-пи-та-ния

4) ин-стинкт са-мо-со-хра-не-ния

45. За-да-ние 16 . Как на-зы-ва-ют же-ла-ние, по-буж-да-ю-щее че-ло-ве-ка к тому, чтобы успеш-но на-пи-сать кон-троль-ную ра-бо-ту?

1) эмо-ция

3) вни-ма-ние

46. За-да-ние 16 . Ука-жи-те при-мер услов-но-го тор-мо-же-ния.

1) не-воль-ник забыл род-ной язык

2) спортс-мен после со-рев-но-ва-ний идёт спать

3) в ответ на удар боксёр ата-ку-ет со-пер-ни-ка

4) при виде яб-ло-ка вы-де-ля-ет-ся слюна

47. За-да-ние 16 . Какой про-цесс ха-рак-те-рен для че-ло-ве-ка, на-хо-дя-ще-го-ся в со-сто-я-нии быст-ро-го сна?

1) от-сут-ствие вос-при-я-тия внеш-них воз-дей-ствий

2) сни-же-ние ча-сто-ты ды-ха-ния

3) по-вы-ше-ние дав-ле-ния крови

4) рас-слаб-ле-ние мышц

48. За-да-ние 16 . О каком пе-ри-о-ди-че-ски по-вто-ря-ю-щем-ся функ-ци-о-наль-ном со-сто-я-нии че-ло-ве-ка И. М. Се-че-нов ска-зал, «не-бы-ва-лые ком-би-на-ции бы-ва-лых впе-чат-ле-ний»?

1) па-мять

2) вни-ма-ние

3) сно-ви-де-ние

4) эмо-ции

49. За-да-ние 16 . Какая форма по-ве-де-ния че-ло-ве-ка яв-ля-ет-ся врождённой?

1) ди-на-ми-че-ский сте-рео-тип

2) рас-су-доч-ная де-я-тель-ность

3) услов-ный ре-флекс

4) ин-стинкт

50. За-да-ние 16 . Ре-флек-сы, пе-ре-да-ю-щи-е-ся по на-след-ству,

1) воз-ни-ка-ют на ос-но-ве жиз-нен-но-го опыта каж-дой особи

2) ха-рак-тер-ны для всех осо-бей вида

3) не яв-ля-ют-ся врождёнными

4) фор-ми-ру-ют-ся в про-цес-се ин-ди-ви-ду-аль-но-го раз-ви-тия

Сон - жизненно необходимое периодически наступающее особое функциональное состояние, характеризующееся специфическими электрофизиологическими, соматическими и вегетативными проявлениями.

Известно, что периодическое чередование естественного сна и бодрствования относится к так называемым циркадианным ритмам и во многом определяется суточным изменением освещенности. Человек примерно треть своей жизни проводит во сне, что обусловило давний и пристальный интерес у исследователей к этому состоянию.

Теории механизмов сна. Согласно концепции 3. Фрейда, сон - это состояние, в котором человек прерывает сознательное взаимодействие с внешним миром во имя углубления в мир внутренний, при этом внешние раздражения блокируются. По мнению 3. Фрейда, биологической целью сна является отдых.

Гуморальная концепция основную причину наступления сна объясняет накоплением продуктов метаболизма во время периода бодрствования. Согласно современным данным, большую роль в индуцировании сна имеют специфические пептиды, например пептид «дельта-сна».

Теория информационного дефицита основной причиной наступления сна полагает ограничение сенсорного притока. Действительно, в наблюдениях на добровольцах в процессе подготовки к космическому полету было выявлено, что сенсорная депривация (резкое ограничение или прекращение притока сенсорной информации) приводит к наступлению сна.

По определению И. П. Павлова и многих его последователей, естественный сон представляет собой разлитое торможение кортикальных и субкортикальных структур, прекращение контакта с внешним миром, угашение афферентной и эфферентной активности, отключение на период сна условных и безусловных рефлексов, а также развитие общей и частной релаксации. Современные физиологические исследования не подтвердили наличия разлитого торможения. Так, при микроэлектродных исследованиях обнаружена высокая степень активности нейронов во время сна практически во всех отделах коры большого мозга. Из анализа паттерна этих разрядов был сделан вывод, что состояние естественного сна представляет иную организацию активности головного мозга, отличающуюся от активности мозга в состоянии бодрствовани

24. Фазы сна: «медленная» и «быстрая» (парадоксальная) по показателям ЭЭГ. Структуры мозга, участвующие в регуляции сна и бодрствования.

Наиболее интересные результаты были получены при проведении полиграфических исследований во время ночного сна. Во время таких исследований в течение всей ночи непрерывно на многоканальном регистраторе записывают электрическую активность мозга - электроэнцефалограмму (ЭЭГ) в различных точках (чаще всего в лобных, затылочных и теменных долях) синхронно с регистрацией быстрых (БДГ) и медленных (МДГ) движений глаз и электромиограммы скелетной мускулатуры, а также ряд вегетативных показателей - деятельности сердца, пищеварительного тракта, дыхания, температуры и т. д.

ЭЭГ во время сна. Открытие Е. Азеринским и Н. Клейтманом явления «быстрого», или «парадоксального», сна, во время которого были обнаружены быстрые движения глазных яблок (БДГ) при закрытых веках и общей полной мышечной релаксации, послужило основанием для современных исследований физиологии сна. Оказалось, что сон представляет собой совокупность двух чередующихся фаз: «медленного», или «ортодоксального», сна и «быстрого», или «парадоксального», сна. Название этих фаз сна обусловлено характерными особенностями ЭЭГ: во время «медленного» сна регистрируются преимущественно медленные волны, а во время «быстрого» сна - быстрый бета-ритм, характерный для бодрствования человека, что дало основание называть эту фазу сна «парадоксальным» сном. На основании электроэнцефалографической картины фазу «медленного» сна в свою очередь подразделяют на несколько стадий. Выделяют следующие основные стадии сна:

стадия I - дремота, процесс погружения в сон. Для этой стадии характерна полиморфная ЭЭГ, исчезновение альфа-ритма. В течение ночного сна эта стадия обычно непродолжительна (1- 7 мин). Иногда можно наблюдать медленные движения глазных яблок (МДГ), при этом быстрые их движения (БДГ) полностью отсутствуют;

стадия II характеризуется появлением на ЭЭГ так называемых сонных веретен (12-18 в секунду) и вертекс-потенциалов, двухфазовых волн с амплитудой около 200 мкВ на общем фоне электрической активности амплитудой 50-75 мкВ, а также К-комплексов (вертекс-потенциал с последующим «сонным веретеном»). Эта стадия является наиболее продолжительной из всех; она может занимать около 50 % времени всего ночного сна. Движения глаз не наблюдаются;

стадия III характеризуется наличием К-комплексов и ритмической активностью (5-9 в секунду) и появлением медленных, или дельта-волн (0,5-4 в секунду) с амплитудой выше 75 мкВ. Суммарная продолжительность дельта-волн в этой стадии занимает от 20 до 50 % от всей III стадии. Отсутствуют движения глаз. Довольно часто эту стадию сна называют дельта-сном.

Стадия IV - стадия «быстрого», или «парадоксального», сна характеризуется наличием десинхронизированной смешанной активности на ЭЭГ: быстрые низкоамплитудные ритмы (по этим проявлениям напоминает стадию I и активное бодрствование - бета-ритм), которые могут чередоваться с низкоамплитудными медленными и с короткими вспышками альфа-ритма, пилообразными разрядами, БДГ при закрытых веках.

Ночной сон обычно состоит из 4-5 циклов, каждый из которых начинается с первых стадий «медленного» сна и завершается «быстрым» сном. Длительность цикла у здорового взрослого человека относительно стабильна и составляет 90-100 мин. В первых двух циклах преобладает «медленный» сон, в последних - «быстрый», .а «дельта»-сон резко сокращен и даже может отсутствовать.

Продолжительность «медленного» сна составляет 75-85 %, а «парадоксального» - 15-25 % от общей продолжительности ночного сна.

Мышечный тонус во время сна. На протяжении всех стадий «медленного» сна тонус скелетной мускулатуры прогрессивно падает, в «быстром» сне мышечный тонус отсутствует.

Вегетативные сдвиги во время сна. Во время «медленного» сна замедляется работа сердца, урежается частота дыхания, возможно возникновение дыхания Чейна - Стокса, по мере углубления «медленного» сна может быть частичная обструкция верхних дыхательных путей и появление храпа. Секреторная и моторная функции пищеварительного тракта по мере углубления «медленного» сна уменьшаются. Температура тела перед засыпанием снижается и по мере углубления «медленного» сна это снижение прогрессирует. Полагают, что снижение температуры тела может являться одной из причин наступления сна. Пробуждение сопровождается повышением температуры тела.

В «быстром» сне частота сердцебиений может превышать частоту сердцебиений в бодрствовании, возможно возникновение различных форм аритмий и значительное изменение АД. Полагают, что сочетание этих факторов может привести к внезапной смерти во время сна.

Дыхание нерегулярное, нередко возникает длительное апноэ. Терморегуляция нарушена. Секреторная и моторная активность пищеварительного тракта практически отсутствует.

Для стадии «быстрого» сна очень характерно наличие эрекции полового члена и клитора, которая наблюдается с момента рождения.

Полагают, что отсутствие эрекции у взрослых свидетельствует об органических поражениях головного мозга, а у детей приведет к нарушению нормального сексуального поведения во взрослом состоянии.

Функциональное значение отдельных стадий сна различно. В настоящее время сон в целом рассматривают как активное состояние, как фазу суточного (циркадианного) биоритма, выполняющую адаптивную функцию. Во сне происходит восстановление объемов кратковременной памяти, эмоционального равновесия, нарушенной системы психологических защит.

Во время дельта-сна происходит организация информации, поступившей в период бодрствования с учетом степени ее значимости. Предполагают, что во время дельта-сна происходит восстановление физической и умственной работоспособности, что сопровождается мышечной релаксацией и приятными переживаниями; важным компонентом этой компенсаторной функции является синтез белковых макромолекул во время «дельта»-сна, в том числе в ЦНС, которые в дальнейшем используются во время «быстрого» сна.

В начальных исследованиях «быстрого» сна было обнаружено, что при длительной депривации «быстрого» сна происходят значительные изменения психики. Появляется эмоциональная и поведенческая расторможенность, возникают галлюцинации, паранояльные идеи и другие психотические явления. В дальнейшем эти данные не подтвердились, но было доказано влияние депривации «быстрого» сна на эмоциональный статус, устойчивость к стрессу и механизмы психологической защиты. Более того, анализ многих исследований показывает, что депривация «быстрого» сна имеет полезный терапевтический эффект в случае эндогенной депрессии. «Быстрый» сон играет большую роль в снижении непродуктивного тревожного напряжения.

Сон и психическая деятельность, сновидения. При засыпании утрачивается волевой контроль за мыслями, нарушается контакт с реальностью и формируется так называемое регрессивное мышление. Оно возникает при уменьшении сенсорного притока и характеризуется наличием фантастических представлений, диссоциацией мыслей и образов, отрывочных сцен. Возникают гипнагогические галлюцинации, которые представляют собой серии зрительных застывших образов (типа слайдов), при этом субъективно время течет значительно быстрее, чем в реальном мире. В «дельта»-сне возможны разговоры во сне. Напряженная творческая деятельность резко увеличивает продолжительность «быстрого» сна.

Первоначально было установлено, что сновидения возникают в «быстром» сне. Позднее было показано, что сновидения характерны и для «медленного» сна, особенно для стадии «дельта»-сна. Причины возникновения, характер содержания, физиологическая значимость сновидений давно привлекали внимание исследователей. У древних народов сновидения были окружены мистическими представлениями о потусторонней жизни и отождествлялись с общением с умершими. Содержанию сновидений приписывались функции толкований, предсказаний или предписаний к последующим действиям или событиям. Множество исторических памятников свидетельствует о значительном влиянии содержания сновидений на бытовую и социально-политическую жизнь людей практически всех древних культур.

В античную эпоху истории человечества сновидения интерпретировались также в их связи с активным бодрствованием и эмоциональными потребностями. Сон, как определял Аристотель, является продолжением душевной жизни, которой живет человек и в бодрствующем состоянии. Задолго до психоанализа 3. Фрейда Аристотель полагал, что сенсорная функция редуцируется во сне, уступая чувствительности сновидений к эмоциональным субъективным искажениям.

И. М. Сеченов называл сновидения небывалыми комбинациями бывалых впечатлений.

Сновидения видят все люди, однако многие их не помнят. Полагают, что в одних случаях это связано с особенностями механизмов памяти у конкретного лица, а в других случаях это является своеобразным механизмом психологической защиты. Происходит как бы вытеснение неприемлемых по содержанию сновидений, т. е. мы «стараемся забыть».

Физиологическое значение сновидений. Оно заключается в том, что в сновидениях используется механизм образного мышления для решения проблем, которые не удалось решить в бодрствовании с помощью логического мышления. Ярким примером может служить известный случай с Д. И. Менделеевым, который «увидел» структуру своей знаменитой периодической системы элементов во сне.

Сновидения являются механизмом своеобразной психологической защиты - примирения нерешенных конфликтов в бодрствовании, снятия напряжения и тревоги. Достаточно вспомнить пословицу «утро вечера мудренее». При решении конфликта во время сна происходит запоминание сновидений, в противном случае сновидения вытесняются или возникают сновидения устрашающего характера - «снятся одни кошмары».

Сновидения у мужчин и женщин различаются. Как правило, в сновидениях мужчины более агрессивны, в то время как у женщин в содержании сновидений большое место занимают сексуальные компоненты.

Сон и эмоциональный стресс. Исследования показали, что эмоциональный стресс существенно влияет на ночной сон, изменяя продолжительность его стадий, т. е. нарушая структуру ночного сна, и изменяет содержание сновидений. Наиболее часто при эмоциональном стрессе отмечают сокращение периода «быстрого» сна и удлинение латентного периода засыпания. У испытуемых перед экзаменом сокращалась общая продолжительность сна и отдельных его стадий. У парашютистов перед сложными прыжками увеличиваются период засыпания и первая стадия «медленного» сна.

Задача 1

10-летнему мальчику с развившейся отечностью лица через 3 недели после поражения миндалин острой инфекцией поставлен диагноз: гломерулонефрит (воспаление клубочков почек).

Результаты исследования:

Вопросы:

В 1) Нарушение каких процессов мочеобразования при заболевании почек приводит к появлению белка в моче?

СС 2) Опишите возможные механизмы возникновения отеков и причину отека у этого мальчика.

СС, К 3)Что представляет собой онкотическое давление крови, его величина и роль в развитии отеков?

СС 4)Прокомментируйте величину АД? Какие основные факторы в норме определяют величину АД? Каковы возможные причины его повышения?

П, В, ОВ 5) Какие причины могут привести к снижению уровня белка в крови? Какие из них наиболее вероятны в данном случае?