Занятие по развитию речи Тема: « Весна пришла, весне дорогу. Конспект занятия по развитию речи

Детский сад №26 «Ляйсан»

Открытое занятие по развитию речи

на тему: «Весна – красна»

Подготовила: воспитатель

Миннегалиева А.З.

г. Набережные Челны

Тема: «Весна – красна»

Цель: Формирование грамматически правильной речи у детей, умения составлять описательные рассказы по картине.

Обобщить знания детей полученные по развитию речи.

Воспитывать любовь и уважение на все живое и неживое.

Сл. работа перелетные, не перелетные, насекомые, үрмәкүч, саескан…

В начале проводится психогимнастика «Набираем энергию, силу солнца».

Ход занятия

Воспитатель обращает внимание на то, что весна прекрасна.

Ребята, какое сейчас время года? (Ответы детей)

Как вы узнали? Да, весна, весной все оживает, все зеленеет. Люди рады весне, встречают ее песнями, стихами.

Сейчас я вам прочитаю стихотворение, потом скажете о чем шла речь:

Ой, весна, красна!

Из-за темных лесов,

Из-за синих морей приходи,

Солнцем нас озари.

Приходи к нам, весна, с радостью,

С рожью зернистою,

С пшеницей золотистою…

После стихотворения воспитатель продолжает:

О чем шла речь?

Кто ждет весну?

Откуда приходит весна? (ответы детей)

Ребята, а вы любите весну?

А какая она бывает? (дождливая, ясная, с грозами, появляются растения)

Посмотрите, пожалуйста, на эту картину.

Какое время года здесь изобразил художник? (ответы детей)

Какие весенние месяцы вы знаете? (индивидуальные ответы)

Ребята, какая погода нарисована в картине? А какая погода сегодня на улице? (индивидуальные ответы)

Что еще нарисовал художник? Лес

Дети, назовите, пожалуйста, слова- родственники к слову лес.(лесник, лесной)Какие краски использовал художник? (ответы детей)

Ребята, а вы хотите отправится в лес на прогулку. Сейчас мы оденемся и пойдем.

Воспитатель ставит музыку про лес.

Вот мы и пришли. Красиво в лесу, дышите глубже, какой чистый воздух.

Птицы поют, ребята, какие птицы бывают? Перелетные и не перелетные

Назовите, пожалуйста, перелетных: скворец, ласточки, сорока, жаворонок, дятлы.

Назовите не перелетных: воробьи, синицы, снегири …

Ребята, скажите, пожалуйста, а какие бывают животные? Дикие и домашние

Назовите диких животных. Волк, заяц, белка, медведь.

А сейчас назовите домашних животных. Корова, баран, свинья, лошадь.

Молодцы вы все правильно ответили.

Ребята, а вы хотите поиграть?

Сейчас я объясню правило игры: когда я назову птицу, вы летаете; а когда животное, вы топаете.

Молодцы, ребята! Хорошо поиграли. Пойдем гулять дальше.

Ой, ребята, посмотрите, пожалуйста, сюда. Кто это? Жучки, мухи, муравьи, комары.

Ребята, а вы хотите превратиться в насекомых? Поиграем в насекомых.

Игра:Летела муха около уха (ш)

Летела оса около носа (с)

Летел комар, звенел (з)

Сел на лоб- клоп

Поймали комара, послушаем (з)

Отпустили, сильно подуем (ууу)

Вам понравилось играть, попрощаемся с насекомыми. Пойдем дальше.

Ой, посмотрите здесь какая – то избушка, постучимся, ребята?

Выходит игрушечный заяц.

Ребята, скажите, пожалуйста, из какой сказки этот заяц?

А что случилось в сказке с зайцем? (ответы детей)

Ребята, а заяц хочет с вами поиграть. Игра называется, отгадай-ка.

Заяц загадает вам загадку, а вы ответите.

1. про весну

2.про зверей (а, б, в)

3.про цветы, растения (а, б)

4.про жучков

Ой, какие молодцы. Все хорошо поиграли. Пойдем, ребята.

Ребята, посмотрите какие красивые цветы: одуванчики, подснежники.

Ребята, а вы знаете, какие самые первые цветы? (ответы детей), а какие они (хрупкие, мягкие, стебельки пушистые…)

Молодцы, ребята. Ребята, в лесу надо быть очень аккуратными, нельзя зря срывать цветы, ломать ветки деревьев, убивать животных, птиц. Надо беречь природу.

Ребята, нам пора возвращаться в детский сад.

Вам понравилась прогулка?

Что нового вы узнали?

Что понравилось?

Что мы видели? (индивидуальные ответы детей)

В конце занятия проводится психогимнастика. Взялись за руки, улыбнулись друг другу, передадим все тепло души друг другу.

Образовательные цели : обобщить и закрепить словарь детей по теме «Весна»; определение позиции звука в начале и в конце слова; обучение составлению рассказа с помощью моделей; закрепление пословиц о труде; дифференцирование свистящих и шипящих звуков; образование родственных слов; отгадывание загадок о весне; звуковой анализ слова РАДУГА;

Развивающие цели : развитие мелкой моторики, фонематического слуха, восприятия,памяти;

Воспитательные цели : воспитание у детей интереса и любви к природе; уважительного отношения друг к другу.

Оборудование : модели (солнце, трава, цветы,дерево, птицы,грабли, лопата), семена (подсолнуха, кукурузы,гороха,огурца, картофеля, риса) ,цветы на них слова с пропущенными буквами, воздушные шары.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

ОРГАНИЗИЦИОННЫЙ МОМЕНТ

Воспитатель: Ребята,какой сегодня чудесный день. Я улыбаюсь вам,а вы улыбнитесь мне и друг другу.Как хорошо, что мы сегодня вместе.Сделайте глубокий вдох носом и вдохните в себя свежесть, радость этого дня. А выдохните через ротик все невзгоды (3р).

Воспитатель: Молодцы. А сейчас я вам покажу карточку, в ней спрятано слово, вы должны будете отгадать его и тогда узнаете,о чем мы сегодня будем говорить на занятии. Даю вам подсказку, вы должны с каждой картинки определить первый звук и у вас получиться слово.

Дети: Весна.

Воспитатель: Правильно. Молодцы!Итак мы сегодня поговорим о весне.

Игра « Весенние слова».

Воспитатель: Давайте с вами сыграем в игру « Весенние слова» , Вставайте в кружок, передеете по очереди друг другу солнышко,называете весеннее слово и определяете первый и последний звук в вашем слове.

Ребенок: Солнце с-э

Ребенок: почки п-и

Ребенок: проталина п -а

Ребенок: травка т-а

Ребенок: подснежник п-к

Ребенок: прилетают п-т

Логопед:Умнички вы у меня.

Составление рассказа о весне с.помощью моделей.

Давайте с вами составим рассказ о весне с помощью моделей. И каждый начинает свое Воспитатель: предложение со слова весна.

Ребенок: Весной ярко светит солнце. (выставляет на фланелеграф модель солнца).

Ребенок: Весной на деревьях набухают почки (дерево с почками).

Ребенок: Весной растет трава (трава).

Ребенок:Весной распускаются цветы (цветы).

Ребенок: Весной из теплых стран прилетают перелетные птицы(птицы).

Ребенок: Весной люди сажают огороды (грабля, лопата).

Воспитатель: Молодцы ребята.

Закрепление пословиц о труде.

Воспитатель: Вот вы сказали, что люди весной сажают огороды. А что они сажают?

Дети: семена.

Воспитатель: Правильно. Вот у меня в руках как раз семена, они не простые на них написаны начало пословиц о труде,вы должны их будете закончить.

Воспитатель: Сделал дело ……..

Дети: гуляй смело.

Воспитатель: Любишь кататься……….

Дети: люби и саночки возить.

У Воспитатель: мение и труд………..

Дети: все перетрут.

Воспитатель: Делу время………

Дети: потехе час………..

Воспитатель: Лучше поздно ……….

Дети: чем никогда.

Воспитатель: Поспешишь ………..

Дети: людей насмешишь.

Воспитатель: Какие труды………

Дети: такие и плоды.

Воспитатель: Хорошо, ребята,вы справились с заданием.

Игра: « Помогите цветам».

Воспитатель: Дети, а какая весна в нашем крае?

Дети: Солнечная, теплая, зеленя,журчащая.

Воспитатель: А еще она бывает непредсказуемой. Помните в марте какой был снег, казалось,что настоящая зима вернулась.Она вернулась на надолго, а с цветами произошла беда Они замерзли. А ведь цветы были не простые: на их цветках написаны слова, мороз так напугал своим холодом, что первые буквы убежали в середину, чтобы согреться. Они оживут, если мы найдем эти буквы.

Дети: с-з – суп, салат, замок; ш-ж — жаба,школа, жираф,шапка;

Воспитатель: Молодцы.

Пальчиковая гимнастика: « Цветок».

Воспитатель: давайте сделаем пальчиковую гимнастику « Цветок».

Вырос цветок на весенней полянке,

Нежную голову робко поднял

Ветер подул –он качнулся неловко,

Он испугался, затрепетал.

Ветер бутоны качает упрямо

Вперед и назад, налево, направо.

Этюд « Что такое счастье?»

Воспитатель: Вы согрели их своей заботой, теплом своих сердец. Если бы цветы были живыми существами, то испытали бы какие-то чувсва. Давайте я загаю вам чувство, а вы должны будете отгадать и показать это чувство.

Воспитатель: Веселый клоун, вас сильно в цирке рассмешил.

Дети: Веселье.

Воспитатель: Ваш друг заболел и не пришел в детский сад.

Дети: Грусть.

Воспитатель: Вас 5 раз похвали в детском саду и 10 раз дома.

Дети: Радость.

Воспитатель: А что еще нужно цветам, кроме солнечного и душевного тепла?

Дети: Вода, дождь.

Воспитатель: расскажите мне стихотворение про дождь.

Ребенок: Дождик днем с веселым звоном

Прыгал с неба на карниз.

Громко, бойко,озорно

Барабанил к нам в окно.

Воспитатель: После дождя появляется радуга. Давайте с вами сейчас сделаем звуковой анализ слова радуга с помощью разноцветных шаров.

Ребенок: Я взяла синий шар т.к. р-согласный, звонкий, твёрдый.

Ребенок: Синий шар т.к. д-согласный, звонкий, твёрдый.

Ребенок: Красный шар т.к. у- гласный.

Ребенок: Синий шар т.к. г-согласный, звонкий, твёрдый.

Ребенок: Красный шар т.к. а- гласный.

Итог. Воспитатель:Вот, ребята и подошло к концу наше занятие. Сегодня,когда выйдете на улицу обязательно посмотрите вокруг, точно пришла весна или она ещё задерживается?

Название: Конспект занятия по развитию речи для старших дошкольников «Весна пришла»

Должность: воспитатель 1 квалификационной категории
Место работы: МДОУ №10 «Радуга»
Месторасположение: Приднестровье, город Тирасполь

Конспект НОД по речевому развитию детей в средней группе

Программное содержание: Обобщить представления детей о весне: назвать приметы весны, знание весенних месяцев. Обогащать через речь чувственный опыт, пополнять лексику разнообразием слов-определений. По мимике распознавать настроение, соотносить с явлениями природы весной. Развивать интерес к театрализованным играм. Работа по картине.

Задачи

Образовательные:

Учить называть приметы весны, знать названия весенних месяцев.

Расширить словарный запас по теме “Весна”.

Развивающие:

Развивать связную речь.

Развивать артикуляционную моторику и мимические мышцы лица.

Стимулировать мыслительную и речевую активность детей.

Воспитательные:

Воспитывать бережное отношение и любовь к природе.

Формировать умения работать в коллективе.

Активизация словаря: Весна, весенние месяцы: март, апрель, май. Приметы весны: становится тепло, тает снег, деревья просыпаются, появляются цветы. Солнце, ручьи, сосулька, проталины, цветы, перелётные птицы.

Подготовительная работа: Чтение стихотворений и рассказов о весне; рассматривание иллюстраций по теме; разучивание стихов, пословиц и поговорок, песен, игр; работа над театрализованной сказкой “Как колобок весну встречал”.

Оборудование: картина “Весна”, макеты цветов. Магнитофон, кассета с релаксационной музыкой. Костюмы (или шапочки) зверей: заяц, волк, медведь, лиса, колобок, зонтик.

Ход образовательной деятельности:

1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята!

Как сегодня тепло и светло! Посмотрите-ка за окошко, какое сейчас время года? (Дети смотрят в окно)

А какие весенние месяцы вы знаете?

Март, апрель, май.

Молодцы! Знаете.

Ребята, а зиму с весной не перепутаете? (Развитие умения подбирать антонимы)

Давайте проверим.

Зима ушла, а весна - …- пришла.

Зимой - холодно, морозы, а весной? (Ответы детей)

Зимой солнце низко над горизонтом, а весной? (Ответы детей) Солнышко поднимается высоко, сильнее пригревает, становится теплее.

Зимой сугробы высокие, а весной? (Ответы детей) Снег начинает таять, капают сосульки, бегут ручьи, образуются проталины и т.д.

Зимой дни – короткие, а весной? (Ответы детей)

Всё правильно, молодцы.

2. Работа по картине , развитие связной речи . Актуализация лексики по теме “Весна”.

Ребята, внимательно посмотрите на картину.

А теперь ответьте на мои вопросы:

Какое время года изображено на картине? - Весна.

Как вы догадались? По каким признакам? - Ярко светит солнышко. Небо голубое. Деревья ещё без листьев. Набухают почки. Травка зеленеет. Появились первые цветочки.

Солнышко какое? - яркое, ласковое, доброе, тёплое.

А травка какая? - зелёная, нежная, маленькая.

Прислушайтесь, по весенней травке гуляет ветерок. Он ещё очень слабенький.

Давайте поможем ветерку. Дети дуют на ладошку (развитие речевого дыхания).

Как шумит ветерок? - Ш-Ш-Ш

А в травке зашевелились первые весенние жучки. Как жучки жужжат? – Ж-Ж-Ж

3. Физкультминутка “Солнечные цветочки”.

А сейчас, ребята, мы с вами сами превратимся в весенние солнечные цветочки (включается аудиозапись приятной музыки).

Мы сидим в земле, как семечки (дети присели).

Поднимаемся к солнышку, вверх, как ростки (дети встают и тянутся на носочках вверх).

Распускаем, как цветочки (дети разводят руки в стороны).

Молодцы, ребята, какие замечательные солнечные цветочки расцвели в нашей группе. Посмотрели друг на друга и улыбнулись.

4.Сказка “Как колобок весну встречал”. Развитие интереса к театрализованным играм, развитие связной речи.

Дети, вы все знаете сказку “Колобок”? – Да.

А сейчас мы разыграем сказку про колобка на весенний лад. А называется она “Как колобок весну встречал”. (Дети, участвующие в постановке одевают костюмы)

Инсценировка по сказке “ КАК КОЛОБОК ВЕСНУ ВСТРЕЧАЛ” Татьяны ЕВТЮКОВОЙ

Бабушка: Ой, а это что такое?

Колобок: Здравствуй, бабушка! Ты ждёшь Весну в гости? Как здорово, будет весёлый праздник! Покачусь-ка я по дорожке навстречу Весне.

Бабушка (обращаясь к детям): Посмотрите, ребята, колобок уже на дорожке. Катится-катится, а навстречу ему Заяц.

Заяц: Здравствуй, Колобок. Я тебя съем.

Колобок: Не ешь меня, Заяц. Я тебе песенку спою. (Поёт)

Я весёлый Колобок,

У меня румяный бок,

А качусь я по дорожке

Весну красную встречать

Будет мы тогда все дружно

Песни петь и танцевать

Заяц: Хорошо поёшь, но всё же съем я тебя. Хотя… Отгадаешь загадку-отпущу подобру-поздорову.

Колобок (обращаясь к ребятам): Ребята, вы мне поможете?

Ну, слушайте загадку от зайца:

Дует тёплый южный ветер,

Солнышко всё ярче светит.

Снег худеет, мякнет, тает,

Грач горластый прилетает.

Что за месяц? Кто узнает?

Дети: Март!

Волк: Здравствуй, румяненький Колобок! Вовремя мы повстречались! Я такой голодный…

Колобок: Не ешь меня, Волк. Я тебе песенку спою. (Поёт свою песенку)

Волк: Эх, складно поёшь! Хорошо, отгадаешь загадку - оставлю в покое.

Бабушка: Слушайте загадку от Волка:

Яростно река ревёт

И разламывает лёд.

В домик свой скворец вернулся,

А в лесу медведь проснулся.

В небе жаворонка трель.

Кто же к нам пришёл?

Дети: Апрель!

Медведь: Колобок, Колобок, я тебя съем!

Колобок: Не ешь меня, Мишенька. Я тебе песенку спою, хочешь?

Поёт ещё раз песенку.

Медведь: Всё равно съем. Хотя ладно, я сегодня добрый.Отгадаешь загадку мою - отпущу.

Бабушка: Загадка от медведя:

Зеленеет даль полей,

Запевает соловей,

В белый цвет оделся сад,

Пчёлы первые летят.

Гром грохочет. Угадай,

Что за месяц это?

Дети: Май!

Медведь (удивлённо): Верно. Ну что же, отпускаю тебя. Весне привет передавай!

Бабушка: Ушёл медведь по делам своим важным, а колобок дальше покатился. Катится-катится, а навстречу ему Лиса.

Лиса: Какой румяный и вкусный. Надо же, сам ко мне прибежал! Съем я тебя!

Колобок: Да что же это такое, Весну встретить не дадут! Лиса, ты такая хитрая и умная, много премудростей знаешь! Давай так: не отгадаю твою загадку - съешь меня, а отгадаю - отпустишь подобру-поздорову. Хорошо?

Лиса: Ладно, попробуй отгадать.

Бабушка: Загадка от лисы:

Она приходит с ласкою

И со своею сказкою.

Волшебной палочкой

Взмахнёт,

В лесу подснежник

Расцветёт.

Колобок (задумчиво):

Дети, помогите мне ещё раз!

Дети: Весна!

Лиса: Верно, Весна. Эх, без обеда я осталась. Но слово своё не буду нарушать, не трону тебя. Привет Весне передавай! (Лиса убегает)

Воспитатель: Ну, что, колобок, нашёл Весну? А ведь весна-то уже наступила. Весна пришла!!! Вот и сказки конец, а кто слушал молодец!!! (Поклон артистов)

5. Завершение занятия . Повторение, закрепление, обобщение материала.

Дети, о каком времени года мы говорили сегодня?

О весне.

Какие весенние месяцы вы теперь знаете?

Март, апрель, май.

Какие признаки весны вы теперь знаете?

Весной становится теплее, солнце сильно нагревает землю, появляются цветы и трава, тает снег, прилетают птицы из тёплых стран.

Молодцы, все сегодня хорошо поработали, а теперь пора и поиграть.

6. Игра “Воробышки и дождик” (развитие умения действовать по команде, развитие умения декламировать стихи хором, сплочение детского коллектива).

Дети ходят врассыпную, хлопают в ладоши, притопывая под текст:

Воробей с березы на дорожку прыг!

Больше нет морозов чик-чирик!!!

По сигналу “Дождик пошел, скорей домой!” все бегут и прячутся под зонтик, который держит взрослый.

Список использованной литературы:

1. Ушакова О.С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду М: ТЦ Сфера 2002 г.

2. Сценарий весеннего праздника для детей 3-5 лет “ КАК КОЛОБОК ВЕСНУ ВСТРЕЧАЛ” Татьяна ЕВТЮКОВА, специально для детского портала “Солнышко”. Опубликовано 4 февраля 2002 года.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА «ЗВЕЗДОЧКА» Г. ЗЕРНОГРАДА

Конспект

открытого занятия по развитию речи

на тему «Ранняя весна»

Подготовила и провела:

учитель-логопед

Хилай Марина Аркадьевна

Зерноград, 2012

Конспект открытого занятия по развитию речи. Тема: Ранняя весна.

Задачи:

Образовательные:

    расширение и активизация словаря по теме «Весна», развитие умения объяснять лексическое значение слов;

    развитие умения согласовывать числительные с существительными и прилагательными;

    развитие умения составлять словосочетание, предложение;

    обучение навыкам связного высказывания.

Коррекционные:

    развитие зрительного и слухового восприятия и памяти; логического мышления, артикуляционной, мелкой и общей моторики;

    предупреждение и профилактика дислексии, дисграфии.

Воспитательные:

    воспитание бережного отношения к природе;

    воспитание умения работать индивидуально и в коллективе.

Оборудование: запись “Звуки весны”, «Пение птиц», «Весенняя песенка», игрушка Колобок, Весёлое Солнышко, картинки для мимической гимнастики, картинки-приметы весны и других времён года, картинно-графический план, облако с линиями для зрительной гимнастики, картинка большая «Подснежники» и маленькие для каждого ребенка, разрезная сюжетная картинка «Весна», подарки для детей.

Ход занятия.

1. Организационный момент. Приветствие.

Дети заходят в группу, встают полукругом.

Логопед: Поздоровайтесь с гостями,

Улыбнитесь всем вокруг,

Руку дайте другу слева

И скорей вставайте в круг.

Минута релаксации (Звучит запись “Пение птиц”).

Логопед: Какой сегодня чудесный день! Я улыбаюсь вам, а вы улыбнитесь мне и друг другу.

Как хорошо, что мы сегодня все вместе. Мы спокойны и добры, мы приветливы и ласковы. Мы здоровы. Сделайте глубокий вдох носом и вдохните в себя свежесть, доброту и красоту этого дня. А выдохните через ротик все обиды и огорчения.

(Дети делают вдох и выдох три раза)

Логопед: Сядьте правильно, спинка ровная (обращаем внимание на осанку).

Наши ушки слушают и всё …(слышат).
Наши глазки смотрят и всё … (видят).
Наша голова работает … (хорошо).
Язычок чётко произносит все … (звуки).

2. Введение в тему занятия.

Логопед: Какой сегодня день недели? Число? Месяц? А время года?

Сегодня я предлагаю вам провести занятие вместе со сказочным героем, имя которого вы узнаете, если отгадаете мою загадку:

Формой он похож на мяч.

Был когда-то он горяч.

Спрыгнул со стола на пол

И от бабушки ушел.

У него румяный бок…

Вы, узнали? (КОЛОБОК).

Верно, это Колобок. Он очень спешил к нам на занятие. А знаете, что у Колобка тоже меняется настроение, как и у людей. Он бывает каким? (делаем мимическую гимнастику).

А знаете о чём он мечтает? Он очень хочет встретиться с Весной. А для того, чтобы исполнилась его мечта, ему нужно выполнить разные задания, которые он встретит на своем пути. Поможем ему? Ну, тогда вперед! И вот первое задание: ребята, как вы думаете, какая самая яркая примета весны? (Солнышко). Конечно, это лучистое солнышко. Но почему-то наше солнышко спряталось за тучки и никак не может выбраться. Давайте подойдем к столу и раздуем тучки. (Дыхательная гимнастика: дети сдувают легкие тучки с рисунка солнышка). Вот и выглянуло солнышко и можно дальше продолжать путь. Следующее задание такое: посмотрите внимательно на доску. (На доске изображение весёлого лучистого солнышка, вокруг него картинки-приметы весны и несколько картинок других времён года). Весеннее яркое солнце радостно светит нам. А вокруг него приметы различных времён года. Оставьте вокруг солнышка и назовите только весенние приметы. (Ответы детей).

3. Самомассаж лица и шеи.

Логопед: Ребята, вы справились с заданием. Но чтобы нам продолжать занятие дальше, нужно хорошо подготовиться: «Не циркач и не артист, сам себе я массажист» - сделаем массаж лица и шеи.

Ручки растираем (потирание ладоней) и разогреваем (хлопки)

И лицо теплом мы умываем

(разогретыми ладонями проводить по лицу сверху вниз)

Грабельки сгребают все плохие мысли

(граблеобразные движения пальцами от середины лба к вискам)

Ушки растираем вверх и вниз мы быстро

(растирание ушных раковин по краю снизу вверх и сверху вниз)

Тянем вниз за мочки

(оттягивание вниз за мочки ушей)

А потом уходим пальцами на щёчки

(пальцы перебегают на щёки)

Щёчки разминаем

(указательный, средний и безымянный пальцы разминают щёки круговыми движениями)

А потом от носа мы к губам стекам

(спиралевидные движения средних пальцев рук от крыльев носа к уголкам рта

по носогубным складкам)

Губки пожуём мы, шарики надуем

(покусывание нижней губы верхними зубами и наоборот;

надувание щёк с похлопыванием по ним так, чтобы губы удерживали воздух)

И губами вправо-влево потанцуем

(указательные пальцы укладываются на губы параллельно друг другу

и двигаются навстречу друг другу)

Тянем подбородок и его щипаем

(разминание подбородка с оттягиванием его вниз:

пощипывание нижней челюсти от подбородка к ушам)

А потом по шейке ручками стекаем

(поглаживание шеи всей ладонью от нижней челюсти к

ключицам; середина шеи проходит между большим и остальными пальцами).

4. Работа по картинно-графическому плану.

Логопед: Ребята, вы уже говорили, что сейчас у нас на дворе …. (ответы детей – весна). После какого времени года наступает весна? Как называется первый месяц весны? Второй? Третий?

(Логопед вывешивает картинно-графический план).

Логопед: Какое солнце весной? (Оно яркое, теплое, чаще появляется). Да, солнце ярко светит, пригревает. Что происходит со снегом? (тает, он грязный). Снег тает, темнеет, бегут ручейки, появляются проталины – место, где стаял снег и видна земля. На проталинах появляются первые цветы – подснежники. Сосульки тоже тают. Днем с них капает вода. Это явление природы называется капель . А что происходит с деревьями? (просыпаются, на них видны почки). Деревья и кусты оживают, просыпаются, на них начинают набухать почки. Что происходит с птицами и животными? (Прилетают грачи. Просыпается медведица, у нее появляются детеныши. Заяц, лиса, белка, волк - линяют). Весной просыпается медведица с

медвежатами. Какой день весной? (Длиннее день, а ночь короче.) Весенний день уже теплый, длиннее ночи. Все эти явления происходят в марте. Это ранняя весна. В каком месяце происходят все эти явления? (в марте). Какая это весна? (ранняя).

А теперь, ребята, давайте по цепочке расскажем Колобку о весне. Сначала послушайте меня, а потом расскажете вы.

5. Пересказ по цепочке рассказа о весне.

6. Физминутка.

Логопед: Колобок хочет поиграть с вами в игру «Весенние слова» (под музыку) (на развитие слухового внимания).

Я буду называть слова, а вы присядете на корточки, когда услышите «весеннее» слово. (Звучит запись “Звуки весны”).

Мороз, снегопад , капель , листопад, метель , апрель, снежинка, проталина , гололед, снеговик, подснежник , урожай, ручеек, вьюга, Снегурочка.

Логопед: Какие весенние слова вы запомнили?

7. Зрительная гимнастика.

Логопед: Ребята, посмотрите какое необычное облако у нас появилось. На нем есть линии и фигуры разного цвета. Давайте проследим по этим линиям и фигурам глазками за красной точкой. Приготовьтесь. (по кругу следим за лазером). Сделали зрительную гимнастику, сняли напряжение с глаз. Отдохнули.

8. Упражнение на развитие мелкой моторики «Спрячем цветы» и упражнение в согласовании числительных с существительными и прилагательными.

Логопед: Ребята, а какие первые цветы появляются весной? Вот и у нас на полянке выросли маленькие подснежники. Колобок предлагает вам посчитать их.
1 маленький подснежник,
2 маленьких подснежника,
3 …,
5 маленьких подснежников.

(Открываем поочерёдно цветочки)

Логопед: Злые люди хотят сорвать наши подснежники. Цветы их боятся. Давайте спрячем подснежники под пальчиками (сначала правой руки, затем левой). (на маленьких картинках

дети индивидуально закрывают пальчиками подснежники).
Спасли цветы.

9. Работа с сюжетной картинкой.

Логопед: А теперь вспомним, какие приметы весны мы сегодня с вами называли. А поможет вспомнить нам вот эта картинка. (Дети называют приметы). Есть здесь приметы, которые мы с вами еще не назвали. Найдите их.

Логопед: Ребята, а у Колобка есть эта картинка, разрезанная на части. Он собирает ее дома как пазл. Но у него что-то не получается. Давайте поможем Колобку собрать ее. У каждого из вас есть по 3 фрагмента от этой картинки. (Повторить правила, как собирать пазлы). (Дети работают вместе). Что нам помогает правильно сложить картинку? Увидите фрагмент с синей рамкой – это граница рисунка.

(Дети собрали пазл, получилась весенняя картинка). Давайте посмотрим, правильно ли мы собрали картинку? Какие приметы весны вы запомнили? А какие еще не назвали?

Логопед: Ребята, посмотрите-ка, вот и весна наступила. Наш Колобок встретился с весной, мы помогли ему в этом. (Включить колобка).Он благодарит вас за это и дарит вам маленькие сувениры (подснежники).

10. Итог занятия. Поощрение детей.

Логопед: Ребята, вы сегодня очень хорошо выполнили все задания. (Звучит запись “Весенняя песенка»”). Я вижу, что вы внимательные и старательные дети. Думаю, что вы порадовали не только меня, но и всех наших гостей. Спасибо вам большое!

Конспект занятия по развитию речи на тему: «Весна»

Программное содержание:

1.Уточнять и обобщать представления о характерных признаках весны.

2.Совершенствовать навыки детей в составлении описательного рассказа о весне

по плану.

3. Развивать навык построения сложного высказывания.

4. Обогащать и активизировать словарь детей по теме ранняя весна.

5.Развивать речь детей, воображение, логическое мышление.

6. Воспитывать в детях умение видеть и понимать красоту природы на основе

активного использования фольклора (загадок, закличек).

Ход занятия

Звучат звуки весеннего ручейка.(слайд 1) (Презентация к конспекту занятия:"Весна")

В: Ребята, вы слышите? Что это за звуки?

Дети предлагают разные варианты ответов.

Правильно, это звуки весеннего ручейка.

Сейчас закройте глазки и представьте, как бежит весенний ручеёк.

Открывайте глаза, представили?

Ребята, какое сейчас время года?

Д: Весна.(2 слайд)

Как вы думаете ранняя или поздняя сейчас весна?

Правильно, ранняя. Как вы догадались, почему ранняя?(снег еще не весь расстаял)

А как нам хочется больше солнышка, чтобы на улице стало теплее.

Вы хотите, чтобы быстрее пришла настоящая весна?

Тогда позовём ее все дружно, произнесём закличку.

Дети вместе с воспитателем произносят закличку.

Весна-веснянка, приходи,
Снег холодный растопи,
Деревья зеленью одень,
Пусть теплее будет день!

Весна- веснушечка, красная!
Приди, весна, с радостью.

3 слайд

Ребята, мы звали весну, а к нам в гости пришла девочка Веснушка-хохотушка, подружка весны.

Веснушечка к нам пришла не с пустыми руками. У неё есть сундучок. Заглянем в сундучок?

Ребята, в сундучке лежат снежинки.

В: Странно, на улице весна, а у Веснушки в сундучке снежинки.

Как вы думаете, почему? А почему снег не тает?

Какое солнышко ранней весной? Слайд 4.

Солнышко спит. Чтобы его разбудить, я вам предлагаю с ним поиграть.

Расскажите, какое солнышко.

Тёплое, лучистое, горячее, весеннее, круглое, весёлое, серебристое, золотое(появляются лучики на солнце)

А на солнышке появляются лучики, значит оно какое?(лучистое)

Поиграем с лучиками?

Психогимнастика.

Лучик, лучик озорной (поочередно руками сжимаем разжимаем пальцы)

Поиграй-ка ты со мной (моргаем глазами, пальчики-клювики возле лица)

Ну-ка, лучик, поднимись (фонарики руками вверх)

На глаза мне покажись.(глаза вверх-вниз)

Взгляд я влево отведу (глаза отводим влево)

Лучик солнца я найду. (хлопок слева)

Взгляд я вправо отведу,

Снова лучик я найду.

Молодцы ребята, вы развеселили солнышко, и оно стало веселым.(слайд 5)

Посмотрите, в сундучке у Веснушки ещё что-то лежит. Что это? Правильно, это видеокамера. Веснушка предлагает вам снять видеофильм о весне, а вам стать настоящими режиссёрами. Вы согласны? Повторите, кем мы будем?(режиссерами). Что мы будем делать?(снимать фильм) о чем? (о весне)

Тогда я ставлю видеокамеру вот сюда, и она будет снимать фильм.

Ребята, вы помните, как мы рисовали весну? Это будут наши кадры к фильму.

Расскажите, что изображено на них?

Итак, Кадр 1.

Слайд 6(рисунок)

Расскажите, что изображено на нем?

Ранней весной солнышко светит, но пригревает слабо.

Слайд 7 Кадр 2.

Кто хочет рассказать?

Ранней весной снег тает, и появляются первые проталинки.

Слайд 8 Кадр 4.

Весной на проталинках расцветают первые цветы, подснежники.

Слайд 9 Кадр 3.

Снег тает, и на земле образуются лужи. Весной с пригорков бегут звонкие(быстрые) ручейки.

Слайд 10 Кадр 5

Весной на деревьях набухают почки.

Слайд 11 Кадр 6

С теплых краев прилетают перелетные птицы и начинают вить гнезда.

Молодцы, ребята. А теперь мы немножко отдохнем.

(физминутка солнышко лучистое под музыку)

Слайд 12 Кадр 7(общая картинка)

Какой красивый весенний пейзаж. На рисунке можно найти все признаки весны.

Расскажите о весне по плану. Не забывайте, что у любого рассказа есть начало, середина и конец.

В начале расскажите, какое время года наступило? (Наступила ранняя весна ).

Затем расскажите, о солнышке какое оно весной.

Что происходит со снегом.

Расскажите о проталинках, ручейках.

О перелётных птицах.

Закончите рассказ.

Кто хочет первым составить рассказ? Дети составляют рассказ(2-3 человека).

Молодцы ребята!

А теперь нам нужно смонтировать фильм. У Веснушки в сундуке я нашла почти настоящую видео пленку. Подойдите ко мне (на столе лежат ваши рисунки,) у нас есть несколько рисунков о весне, нужно подумать с какого кадра начнется наш фильм. Как вы думаете? Как вы считаете, какой следующий будет кадр? Кто выберет кадр 3 и т.д. (рисунки о весне и приклеить кадры к пленке).

Вам интересно, какой у нас получился фильм? Предлагаю его посмотреть.

Я подключаю камеру к ноутбуку.

Дети смотрят фильм.

Интересный фильм у нас получился? Вам понравилось быть режиссёрами?

Мне тоже очень понравился фильм. Я думаю и Веснушке понравился наш фильм.

А Веснушка дарит вам хорошее весеннее настроение.