Педагогический такт учителя в общении с детьми младшего школьного возраста. Презентация Педагогический такт


Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:

Нормы педагогической этики: 1. В любых обстоятельствах учитель должен уважать чувства собственного достоинства каждого из своих воспитанников, видеть в каждом из них творческую, развивающуюся личность и поддерживать ее стремление к самосовершенствованию. 2. Только глубокое уважение и доверие, искренняя любовь к детям, бережное отношение к их внутреннему миру могут создать обстановку взаимопонимания. 3. Справедливость в оценке знаний и поступков учащихся – один из важнейших регуляторов нравственных отношений. Учитель должен быть требовательным к учащимся, но в своих требованиях оставаться доброжелательным и объективным. 4. Душевная чуткость, теплота, забота о детской радости – эти нравственные качества учителя определяют и нормы его взаимоотношений с детьми. 5. Учитель не должен делить своих воспитанников на любимых и нелюбимых. Гнев по поводу их неблагородных поступков не должен перерастать в антипатию к ним. 6. Непримиримое отношение учителя к злу, несправедливости, нечестности, моральной нечистоплотности подкрепляется его трудовой деятельности, педагогической этикой, всем образом жизни.
style.rotationppt_wppt_y
Тест: «Терпимость учителя». Выберите 1 из 3 предлагаемых вариантов решения каждой ситуативной задачи Ученик отвлекается: Немедленно делаю замечание, сразу пресекаю недисциплинированность. Использую косвенное воздействие. Реагирую не сразу, что бы иметь серьезные основания для наказания. Ученик плохо подготовился: Ставлю отметку, которую он заслуживает. Даю возможность ответить в следующий раз. Оставляю заниматься после занятий. Ученик меня обманывает: Делаю вид, что не верю. Не тороплюсь реагировать, стараюсь понять ученика. 3.Разоблачаю ложь перед классом
Тест: « Такт учителя»Вы приходите на занятие и застаете необычную ситуацию: Учащиеся собрались вокруг одного из своих заводил. Его рассказ прерывается взрывами смеха. Выберите 1 из 5 предложенных вариантов педагогических реакций. Стучу по столу и выражаю возмущение и неуважения к себе. Незаметно подхожу к учащимся, прислушиваюсь к тому, о чем идет речь, а поняв в чем дело, тоже громко смеюсь. Наказываю. Говорю: «Ребята, займите свои места!». Обещаю, что сегодня занятие тоже будет интересным. Громко здороваюсь, объявляю тему, не обращая внимания на то, что застал.
Тест: «Конфликтность учителя». Выберите один вариант решения каждой проблемной ситуации. Ученик плохо посещает занятия. А.Связываюсь с классным руководителем или родителями, чтобы выяснить причину. Б.Изучаю мотивацию учения ученика. С.В серьезных случаях ставлю вопрос о пропусках в администрацию школы. 2. Ученик плохо учится: А. Стараюсь понять мир интересов ученика. Б. Часто контролирую.3. Ученик задает каверзные вопросы: А.Ставлю его на место, чтобы другим было неповадно. Б.Отвечаю на любой вопрос, если знаю немедленно, если не знаю на следующем занятии. С.Если вопросы далеки от изучаемой темы, не считаю нужным отвечать. 4. Ученик плохо ведет себя на занятии: А.Сразу же пресекаю нарушение порядка, делаю устное замечание. Б.Переключаю внимание с помощью вопросов и заданий вовлекаю в работу. С.Критически анализирую организацию занятий, вношу не обходимые коррективы.
« Какими нас видят дети »
Рекомендации: Никогда не воспитывайте в плохом настроении. Ясно определите, что вы хотите от ребенка (и объясните ему это), а также узнайте, что он думает по этому поводу.Предоставляйте ребенку самостоятельность.Оценивайте поступок, а не личность. Сущность человека и его отдельные поступки – не одно и тоже.Дайте ребенку ощутить (взглядом, улыбкой, прикосновением), что сочувствуете ему, верите в него, несмотря на его оплошность.Учитель должен быть твердым, но добрым.

Педагогическийтакт Моральный кодекс учителя
Взрослый помни …
Попробуй не наступить, а уступить.
r Не захватить, а отдать.

Не кулак показать,а протянуть ладонь.

Не кричать,а выслушать.

Не разорвать, а склеить.
Попробуйте и Вы увидите, какими теплыми, радостными, спокойными станут ваши отношения с окружающими людьми, какое удивительное чувство согреет Вас.Старайтесь ради самого себя не причинять вредадругому человеку!!!


Приложенные файлы

Ш.Амонашвили Я
Я
Я
Я
Я
Я
Я
Я
Я
Я










УЧИТЕЛЬ
Любовь и Преданность, Вера и Терпение.
Радость и Сорадость, Страдание и Сострадание.
Истина и Сердце, Совесть и Благородство.
Ищущий и Дарящий, Нищий и Богатый.
Учитель и Ученик, Воспитатель и Воспитанник.
Прокладывающий Путь и Художник Жизни.
Убежище Детства и Колыбель Человечества.
Улыбка Будущего и Факел Сущего.
Учитель от Бога и Соработник Бога.

Педагогическая этика

«Счастье-это когда тебя
понимают»

Педагогическая этика

Педагогическая
этика-это наука о
педагогической
нравственности.
Педагогическая
этика-наука,
изучающая нормы
поведения
преподавателя.

Педагогическая этика-часть педагогического мастерства

Важным основанием профессиональной
культуры педагога является
педагогическая этика или деонтология (от
греч.deon-долг и logos-учение), этика (от
греч.ethos-нрав, обычай)-наука о нормах и
правилах поведения, взаимоотношений
между людьми.
Педагогическая этика на основе
общеэтических норм определяет
нормативные нравственные позиции,
которыми необходимо руководствоваться
педагогу в процессе общения с учащимися,
их родителями, коллегами.

Некоторые качества педагога

Честность
Доброжелательность
Глубокая
заинтересованность в
успехах своих питомцев,
уважение к их личности
Чувство
ответственности за
результаты труда
Соблюдение
дисциплины

Этический кодекс взаимоотношений педагога с коллегами по работе

Не спешите подвергать критике установившиеся годами в этом
учреждении традиции, формы работы и «с ходу» предлагать те
или иные нововведения.
Обсуждая открытый урок или занятие преподавателя, начните
с характеристики положительных моментов; этим вы окажете
ему моральную поддержку.
Если в классе, где вы вели свой предмет, учащиеся не
справились с заданием или плохо вели себя на уроке,
некорректно винить в этом детей, классного руководителя,
родителей. Надо искать причины неудач в собственных
методических просчетах.
Если вы не согласны с мнением старшего, уважаемого коллеги
или администрации, не следует занимать соглашательскую
позицию, но и не стоит обострять отношения.
Помните: ваша доброжелательность, контактность, стремление
к деловому сотрудничеству, готовность учесть лучший опыт,
поддержать новое начинание - главные предпосылки
благоприятной атмосферы успешной деятельности и хорошего
творческого самочувствия в трудовом коллективе.

Требования педагогической этики:

1. Установка, усиливающая веру в успех;
2. Установление правильных взаимоотношений
между учителем и учеником.
Преподавателем и студентом;
3. Доброжелательное отношение к каждому
учащемуся;
4. Благоприятное речевое общение со
студентами. Учениками с самой первой
встречи;
5. Облик самого преподавателя, внешний вид,
сама обстановка в аудитории.

Педагогический такт

Такт – чувство меры, создающее умение вести себя
приличным, подобающим образом(словарь С.И. Ожегова)
Педагогический такт – принцип меры, который педагог
должен соблюдать в процессе общения с детьми;
определяется педагогическим мастерством, опытом,
уровнем культуры и личностными качествами педагога;
выражается в умении найти оптимальные меры
воспитательного воздействия в любых ситуациях(в том
числе и в конфликтных), не унижая достоинства ребенка и
не вызывая у него сопротивления воспитанию(педагогический
энциклопедический словарь под ред. Б.М. Бим-Бада)
Педагогический такт предполагает учет личностных
особенностей субъектов общения, соблюдение
нравственно-этических профессиональных установок
педагога.
Педагогический такт - профессиональное качество
педагога, часть его мастерства.

Основные признаки педагогического такта:

Естественность, простота обращения без фамильярности;
Искренность тона, лишенная всякой фальши;
Доверие к школьнику без попустительства;
Просьба без упрашивания;
Советы и рекомендации без навязчивости;
Требования и внушения без подавления самостоятельности воспитанника;
Серьезность тона без натянутости в отношениях;
Ирония и юмор без уничижающей насмешливости;
Требовательность без мелкой придирчивости;
Деловитость в отношениях без раздражительности, холодности и сухости;
Твердость и последовательность в осуществлении воспитательных воздействий
без необоснованной отмены требования;
Развитие самостоятельности без мелочной опеки;
Быстрота и своевременность воспитательного воздействия без поспешностии
опрометчивых решений;
Внимательность к ученику без подчеркивания своего контроля; спокойная
сосредоточенность и уравновешенность в общении, исключающая безразличие и
излишнюю возбудимость;
Ведение беседы с учащимися без дидактизма и морализирования.
Главный признак педагогического такта – нахождение меры в отношениях
педагога и учащихся в процессе общения.

Заповеди педагогического
общения
Педагогический процесс основывается на
отношениях педагога с детьми, придающих
неповторимый личностный смысл, окрашивающих
учебный процесс гаммой чувств, без которых никогда
не достигнуть тайников детской души.
При организации педагогического общения нельзя
исходить только из педагогических целей и задач.
Организуя педагогическое общение, важно точно и
адекватно ориентировать речь на конкретного
ребенка или на всю группу учащихся.
Общение в педагогическом процессе нельзя
ограничивать только одной функцией –
информацией.
Вступая в контакт с детьми, не организуйте с ними
общение «по вертикали», сверху вниз. Следует
строить взаимоотношения так, чтобы позиция
ведущего естественно вытекала из всей логики
педагогического процесса.

Заповеди педагогического общения

Важно ощущать психологическую атмосферу в
классе -без этого продуктивный учебновоспитательный процесс невозможен.
Научитесь видеть себя как бы со стороны, глазами
детей. Анализировать собственную деятельность.
Надлежит научиться слушать детей.
Организуя общение с детьми, необходимо
постоянно стремиться понять их настроение,
уловить малейшие изменения в микроклимате
класса; необходимо развивать в себе
педагогическую наблюдательность.
Необходимо помнить, что конфликт может быть:
следствием педагогической неграмотности;
результатом столкновения требований. Установок,
ценностных ориентаций, привычек и навыков;
нужно анализировать причины конфликта.

Заповеди педагогического общения

Чаще улыбайтесь детям. Улыбка при входе учителя в
класс говорит о том, что встреча с учащимися приятна
вам.
Пусть из ваших уст почаще звучат одобрение, похвала,
поощрение.
Следует развивать коммуникативную память-это
поможет быстро восстановит предыдущую ситуацию
общения с классом, воспроизводить эмоциональную
атмосферу общения. Расставлять верные акценты.
Не забывайте о коммуникативной подготовке к уроку.
Умейте анализировать процесс общения.
Следите за собственной речью! Помните, что она отражение вашей личности.

Заключение

«Пойми ученика»-профессиональная
заповедь педагога.
Понять - это значит проникнуть во
внутреннее, душевное состояние, понять
мотивы действий, поступков,
переживаний. Общение педагога и
учащегося порой становится
судьбоносным. Умение, слушая, слышать
своего собеседника-это мастерство
преподавателя и, безусловно, искусство
общения.

Список использованной литературы:

В. Писаренко, И. Писаренко. Педагогическая этика. Минск, 1986
И. Чернокозов. Профессиональная этика учителя. Киев, 1988
Ю. Азаров. Искусство воспитывать. М, 1978
http://school59.chebnet.com/sites/teacheryear/p7aa1.html
http://tsput.ru/faculties_and_departments/departments/department
_of_psychology/detsk_psih/obsh_sved.php
http://drofaural.blogspot.ru/2012/10/blog-post_7275.html
http://mostiont.ucoz.ru/news/pedagogicheskaja_ehtika_i_moral/201
2-09-06-492

Нажав на кнопку "Скачать архив", вы скачаете нужный вам файл совершенно бесплатно.
Перед скачиванием данного файла вспомните о тех хороших рефератах, контрольных, курсовых, дипломных работах, статьях и других документах, которые лежат невостребованными в вашем компьютере. Это ваш труд, он должен участвовать в развитии общества и приносить пользу людям. Найдите эти работы и отправьте в базу знаний.
Мы и все студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будем вам очень благодарны.

Чтобы скачать архив с документом, в поле, расположенное ниже, впишите пятизначное число и нажмите кнопку "Скачать архив"

Подобные документы

    Система работы К.Д. Ушинского. Педагогическое мастерство в понимании А.С. Макаренко. Особенности современной школы и ее влияние на формирование педагогического мастерства учителя. Типы профессиональных знаний. Роль женщины в воспитании и обучении детей.

    курсовая работа , добавлен 28.04.2014

    Психологический аспект в воспитании личности учителя. Профессиональные качества, педагогические способности. Индивидуальный стиль и мастерство. Мораль и её проявления в деятельности учителя. Теоретико-методологические проблемы педагогической этики.

    дипломная работа , добавлен 30.01.2013

    Педмастерство учителя как комплекс свойств личности педагога. Педагогическое общение и приемы его оптимизации. Речь как основное средство педагогического взаимодействия. Мастерство и коммуникативность учителя в управлении учебно-воспитательным процессом.

    учебное пособие , добавлен 03.07.2011

    Сущность анализа урока: цель, этапы, виды, содержание. Педагогическое мастерство - комплекс личностно-деловых качеств и профессиональной компетентности учителя. Педагогический анализ как функция управления школой, его роль в повышении мастерства учителя.

    курсовая работа , добавлен 26.03.2011

    Сущность и основные функции педагогической деятельности. Индивидуально-психологических особенности личности учителя. Понятие о педагогической позиции. Педагогическое мастерство, профессионализм и педагогическая техника. Мастерство учителя на уроке.

    презентация , добавлен 15.01.2015

    Понятие и классификация педагогических умений. Педагогическая техника, ее компоненты. Эффективность и виды педагогического внушения. Педагогические способности и такт учителя. Функции и структура педагогического общения. Педагогика В. Сухомлинского.

    контрольная работа , добавлен 08.02.2009

    Педагогическое мастерство как важная сторона профессиональной культуры. Возможности реализации творческого подхода к организации преподавания в современной школе. Личностные и профессионально значимые качества учителя. Особенности умений учителя-мастера.

    курсовая работа , добавлен 09.12.2014

Педагогическая этика





Перед педагогической этикой стоит целый ряд насущных задач (которые могут быть разделены на теоретические и прикладные), в числе которых

  • исследование методологических проблем, сущности, категорий и специфики педагогической морали,
  • разработка нравственных аспектов педагогического труда как особого вида педагогической деятельности,
  • выявление требований, предъявляемых к нравственному облику учителя,
  • изучение сущности и особенностей индивидуального нравственного сознания педагога,
  • исследование характера нравственных отношений учителя с учащими
  • разработка вопросов нравственного воспитания и самовоспитания педагога.

  • профессиональный педагогический долг,
  • педагогическая справедливость,
  • педагогическая честь
  • педагогический авторитет.

  • Авторитет подавления
  • Авторитет педантизма
  • Авторитет резонёрства
  • Авторитет мнимой доброты

Педагогический такт

  • это чувство меры в поведении и действиях учителя, включающее в себя высокую гуманность, уважение достоинства ученика, справедливость, выдержку и самообладание в отношениях с детьми, родителями, коллегами по труду.
  • Педагогический такт – одна из форм реализации педагогической этики.

Основными элементами педагогического такта являются:

  • – требовательность и уважительность к воспитаннику;
  • – умение видеть и слышать студента, сопереживать ему;
  • – деловой тон общения;
  • – внимательность, чуткость педагога.

Преподаватель и педагогический коллектив

  • Моменты делового общения:
  • в морали нет абсолютной истины и высшего судьи среди людей,
  • когда идет речь об этических ошибках других, не следует делать из «моральных мух» «моральных слонов». Когда идет речь о своих ошибках, следует поступать наоборот:
  • в морали следует хвалить других, а предъявлять претензии к себе,
  • нравственное отношение окружающих к нам зависит, в конечном счете, только от нас самих,
  • когда идет речь о практическом утверждении норм морали, основной принцип поведения - «начни с себя».

Этика делового общения «сверху вниз» (руководитель - подчиненный)

  • стремитесь превратить вашу организацию в сплоченный коллектив с высокими моральными принципами общения,
  • замечание сотруднику должно соответствовать этическим нормам,
  • укрепляйте у подчиненного чувство собственного достоинства,
  • доверяйте сотрудникам и признавайте собственные ошибки,
  • привилегии, которые вы делаете себе, должны распространяться и на
  • других членов коллектива.

Этика делового общения «снизу вверх» (подчиненный - руководитель)

  • не пытайтесь навязывать руководителю свою точку зрения или командовать им. Высказывайте ваши предложения или замечания тактично и вежливо,
  • не разговаривайте с начальником категорическим тоном, не говорите всегда только «да» или «нет». Вечно поддакивающий сотрудник надоедает, а тот, кто всегда говорит « нет», служит постоянным раздражителем.
  • будьте преданны и надежны, но не будьте подхалимом. Имейте свой характер и принципы,
  • не стоит обращаться за советом, с предложением и т. д. «через голову», сразу к руководителю вашего руководителя. Ваш непосредственный руководитель в этом случае теряет авторитет и достоинство.

Этика делового общения «по горизонтали» (между руководителями одного ранга или рядовыми членами коллектива)

  • не требуйте к себе какого-либо особого отношения или особенных привилегий со стороны другого,
  • попытайтесь достичь четкого разделения прав и ответственности в выполнении общей работы,
  • не давайте обещаний, которые вы не можете выполнить,
  • рассматривайте вашего коллегу как личность, которую следует уважать саму по себе, а не как средство для достижения ваших собственных целей,
  • не лезьте человеку в душу. На работе не принято спрашивать о личных делах, а тем более о проблемах,
  • не старайтесь показаться лучше, умнее, интереснее, чем вы есть на самом деле.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

  • Только в том случае, если преподаватель будет чувствовать ответственность перед теми, кого он обучает и воспитывает, будет стремиться к саморазвитию и самовоспитанию, будет творчески подходить к своей работе, только тогда тем, кого учим, будет интересно на учебных занятиях, только тогда они будут помнить, ценить и уважать своих учителей.

Разделы: Русский язык

Педагогический такт не является отдельным методом в работе учителя, подобно дидактическим принципам или методическим приемам в обучении и воспитании учащихся. Он должен проявляться во всей системе отношений, форм общения между учителями и учащимися и в процессе применения на уроках различных методов обучения, например в изложении новой темы, и проведения проверки знаний и умений школьников. Правильное сочетание педагогического такта и успех методико-дидактических и воспитательных форм в учебно-воспитательной работе учителя существенно повышает эффективность педагогического процесса, способствует сближению учителя с учащимися и созданию психологической атмосферы, благоприятствующей педагогической работе. <Рисунок № 2> .

Внутреннюю основу педагогического такта составляет соблюдение учителем меры в применении воспитательных воздействий на учащихся. Мера в применении педагогического воздействия имеет сложное содержание и должна быть творчески найденной в различных педагогических ситуациях, при учете возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, их психологического состояния, конкретной обстановки педагогического процесса и решаемых педагогических задач. В этом смысле мера педагогических воздействий и весь процесс общения учителя с учащимися в своей основе должен иметь нравственные, педагогические и психологические компоненты и должен обладать психолого-педагогической гибкостью в отличии от абстрактно-формально педагогических приемов, не учитывающих указанные условия.

Педагогический такт – конкретное применение науки и искусства в процессе обучения. Научная основа такта выражается в психолого-педагогической образованности учителя. Искусство же педагога проявляется в его индивидуальных особенностях, педагогическом мастерстве и тонком нюансировании в применении учебно-воспитательных воздействий на учащихся. Важно, чтобы эти факторы практически выступали в единстве, что будет повышению творческой культуры процесса и результатов педагогического труда. < Рисунок № 3>.

Предпосылки развития педагогического такта разнообразны, выражаются в высокой внутренней культуре личности учителя, в его поведении в процессе общения с учащимися и в сочетании такта с совершенством применения методов и приемов обучения.

Участие учителя в учебном процессе выражается в эмоциональной атмосфере урока, взаимном доверии, чему способствует естественность, простота и элемент непосредственности в общении. Важное значение в создании психологического контакта имеет психическое состояние учителя на уроках, особенно его увлеченность ведением педагогического процесса, эмоциональная оживленность, доброжелательная внимательность, индивидуализация общения и коммуникативные качества учителя в общении со школьниками, овладении им многими способами этого процесса, в особенности эмоционально-экспрессивными формами речевого процесса в его интонационных особенностях, адекватно приуроченных к каждой педагогической ситуации. Существенное значение имеет психологическая подготовка учителя.

Важно, что педагогический такт каждого учителя имел высокий уровень развития и сохранял устойчивость в различных педагогических ситуациях. Это возможно осуществить главным образом при условии настойчивого, систематического труда учителя над своим воспитанием (само воспитанием) и умелого обобщения педагогического опыта.

В целом же развитие такта происходит от элементарных его форм к высшим, благодаря чему в его характеристике проявляются новые, более совершенные качества, способствующие углублению и расширению сферы воспитательного влияния на учащихся. В процессе изучения такта у многих учителей были выявлены четыре степени его развития.

На первой из них наблюдается у некоторых начинающих или мало работающих над своим мастерством педагогов педагогический такт, еще не имеющий устойчивости, ему не достает педагогической эффективности, воспитательной глубины, возникают осложнения в решении сложных педагогических ситуаций.

При этих условиях учителю необходима серьезная работа по самовоспитанию и совершенствованию педагогического мастерства.

На второй ступени развития педагогического такта значительных нарушений не наблюдается, но учителю не достает совершенной педагогической техники в работе с учащимися, и осуществления индивидуализации в обучении.

На третьей ступени такт становится устойчивым педагогическим умением, что способствует углублению делового общения со школьниками, но еще имеются трудности в установлении с учащимися психологического контакта.

На четвертой ступени он сформирован как умственная и нравственная привычка учителя в общении с учениками и становится частью педагогического мастерства учителя, характеризует внутреннюю культуру его личности, имея глубокую эффективность педагогического воздействия.

Выявляя специфику педагогического такта учителя и способы его общения с учениками, нужно учитывать психологические особенности детей младшего школьного возраста. Нужно отметить те общие их черты, знание которых важно для изучения своеобразия педагогического такта учителя в общении с ними.

У первоклассников, начинающих учиться в школе, прежде всего, изменяется содержание и форма их деятельности. Ведущей формой становится учебная деятельность, которая гармонично сочетается с игровой. Учение в школе на игровой основе – важнейшее условие дальнейшего развития их психики. Первые дни учебных занятий на психическое состояние детей сильное влияние оказывает новизна школьной обстановки.

Стремление детей лучше справиться с учебными занятиями и овладеть формами поведения школьников делает их очень податливыми и восприимчивыми к педагогическому воздействию. Ученики стараются во всем следовать за учителем, охотно повторяют за ним, как приветствовать старших, когда они входят в класс, как правильно сидеть за партой, как держать карандаш в руке и так далее. Это позволяет ему сравнительно легко установить психологический контакт с учениками уже с первых дней их пребывания в школе.

Но при всем старании детей правильно и своевременно выполнить требования учителя наблюдается случаи непроизвольного нарушения режима учебной работы в классе. Дети еще не осознают себя членами коллектива, который только что начинает формироваться, мало интересуются друг другом, каждый занимается преимущественно своими делами.

Однако при правильно поставленном учебно-воспитательном процессе трудности легко преодолеваются. Постепенно у детей возникает интерес к результатам своей работы. Они охотно начинают делиться своими учебными принадлежностями и по своей инициативе оказывают друг другу товарищескую помощь, приучаются более сдержанно и организованно вести себя на уроках и переменах.

Внимание их еще не достаточно устойчиво и ограниченно по объему и распределенности. Дети не могут длительное время заниматься одним и тем же делом. Например, слушать рассказ учителя, решать задачу или смотреть на картину. Быстро утомляясь, они часто отвлекаются.

Мышление детей имеет конкретно-образный и наглядно-действенный характер. В интеллектуальной деятельности они испытывают затруднения, если нет живого объекта (или его изображения), о котором идет рассказ. С трудом они иногда овладевают общими понятиями.

Однако дети младшего школьного возраста сравнительно легко и быстро запоминают все, что им интересно.

По степени общительности и сдержанности межличностных дружеских отношений дети неодинаковы: одни более инициативны и активны, другие –наоборот, держатся скованно и робко. Но, как правило, для всех детей характерна привязанность к своему учителю. Они испытывают постоянную потребность в его ласке, теплом слове и внимательном обращении. Чуткость и отзывчивость к психическим состояниям детей, заботливое участие учителя в поддержании чувства уверенности в учении помогают создать для них необходимый комфорт и атмосферу активной деятельности.

Указанные психологические особенности детей развиваются постепенно, изменяясь соответственно усложняющимся условиям и содержанию проводимой учебно-воспитательной работы с ними. На развитие педагогически оправданных отношений учителя с детьми действенное влияние оказывают личные качества учителя. Так спокойная уравновешенность, заботливость и внимательность учителя придают своеобразный оттенок тону его обращения с учащимися.

Все вышесказанное дает основание сделать следующие выводы:

    Дети младшего школьного возраста, отличающиеся большой податливостью к педагогическому воздействию учителя, стремятся во всем следовать за ним. Это позволяет учителю сравнительно легко установить психологический контакт с детьми. Педагогические оправданные взаимоотношения учителя с классом, устанавливаются в том случае, если он тактично оказывает необходимую помощь ученику, встретившему затруднение в учении, вовремя поддерживает его и вселяет уверенность в собственные силы и знания; организует в классе товарищескую взаимопомощь и контролирует ее; систематически побуждает учеников следовать хорошим примерам и упражняет их в правильном поведении.

    Дружеский тон обращения учителя с учениками должен сочетаться с педагогически оправданной требовательностью. Конкретные проявления требовательности учителя: относительное постоянство указаний, последовательность и настойчивость в своих требованиях, справедливость замечаний и разнообразие в их интонации, индивидуальный подход к детям при предъявлении требований и тактичное преодоление в классе так называемых жалоб учеников друг на друга.

  1. Своеобразие педагогического такта учителя в работе с детьми проявляется в его умении наиболее эффективно использовать в воспитательных целях сильно выраженную привязанность детей к самому близкому для них человеку после родителей – своему учителю. Знание учителем особенностей педагогического такта в общении с детьми является необходимой психолого – педагогической предпосылкой правильной постановки учебно-воспитательной работы с ними. <Рисунок № 3>.