Можно ли починить пылесос. Ремонт пылесоса-своими руками

Вне зависимости от типа пылесоса сердцем называют двигатель. Телевизионные передачи любят обрисовывать создание вакуума, на наш взгляд сказанное — неумелая манипуляция словами. Двигатель лопастью втягивает воздух, фильтр уберегает движущиеся части от пыли. Каждый подшипник снабжен вставкой для этих целей. От вакуума двигатель лишен защиты… Ремонт пылесоса своими руками целесообразен, когда сердце прибора исправно функционирует, появляется потребность заменить, доработать щетки, смазать подшипники. Прелестно, что похожи приборы изнутри, как две капли воды. Разнятся механическая часть, устройство емкости сбора пыли, фильтры, щетки, шланги, корпусы. Аксессуары — существенная часть прибора. Устройство пылесоса, основополагающая идея остаются прежними!

Устройство типичного пылесоса

Сердцем пылесоса справедливо называют мотор, традиционно коллекторный. Кратко рассмотрим конструкцию незаменимого изделия, создадим четкое представление. В асинхронном двигателе создается вращающееся поле путем правильного распределения фаз обмотками, коллектор обмотки коммутирует последовательно. Имеются исключения непопулярные. Направление движения определено направлением включения:

  1. Ток течет, поля работают на притяжение.
  2. Ток течет, поля отталкиваются.

Что касается вопроса, почему ротор крутится именно в эту сторону, не противоположную при подключении обмоток однонаправленно, ответ раскрывается взаимным расположением щеток и катушек статора, строением коллектора. На якоре намотано число катушек, равное количеству контактных площадок вала. Щетки питают каждый момент времени единственную обмотку. Затем вал прокручивается некоторое угловое расстояние, запитывается следующая катушка. Проходит один оборот, начинается цикл заново.

Представьте полюс статора (пока только один — не два), находящийся внизу. Допустим, в начальный момент времени щетки поставлены так, что питается полюс якоря левее строительной оси. Тогда, благодаря отталкиванию, вал начинает описывать часовую стрелку. Ось проходит угловое расстояние, ток начинает обтекать следующую обмотку, успевшую занять место предыдущей. Так происходит, пока существует ток. Причем отсутствует разница, постоянный или переменный. Коллекторный двигатель будет работать, гонимый направлением поля. Скорость вращения определяется не частотой — конструкцией механической части, величиной напряжения.

Теперь если поля притягиваются, вращение начнется против часовой стрелки. К тому моменту, как полюса статора и ротора станут друг напротив друга, питание перекинется следующей катушке, та начнет создавать нужную силу. Цикл происходит круговой. Теперь катушки. Коллекторные двигатели снабжены парой обмоток на статоре для постоянного тока, потому что переменный встречает слишком большое сопротивление со стороны индуктивностей. Вот почему некоторые коллекторные двигатели выполнены с раздельными выводами статора. Позволит использовать вместо двух обмоток одну. Понятно, нагрузочная способность существенно падает. Зато уменьшаются потери.

В пылесосе на статоре двигателя заметим две диаметрально противоположные обмотки, которые помогают друг другу. Взаимовыгодное сосуществование обеспечивается правильным направлением включения (писали выше). В реверсивных моторах имеется специальное силовое реле, коммутирующее полюсы должным порядком. Для сравнения, в асинхронном двигателе подобное реле другим образом распределяет фазы напряжения. Получается реверс. Коллекторный мотор не требует наличия пусковой обмотки и конденсатора (одной фазы), которые пытаются имитировать собой вторую обмотку. Говоря проще, КПД трехфазных асинхронных двигателей выше. Детища Николы Теслы и Доливо-Добровольского применяются промышленным оборудованием, в 90-х годах из бытовой техники вытеснены коллекторными (пылесосы традиционно снабжали графитовыми щетками до перестройки).

Для передачи тока якорю используются две щетки. Разница нивелирована, где плюс, где минус, направление обеспечивается правильной коммутацией.

Можно ли, изменив порядок подключения щеток заставить мотор вращаться в обратном направлении. Полярность поля заменяется противоположной. Этот прием используется для получения реверса постоянным напряжением. Выполняя самостоятельный ремонт пылесосов, запоминайте правильное положение контактов.

Как устроен двигатель пылесоса

За фильтрами грубой и тонкой очистки воздуха прячется вентилятор тангенциального типа. Воздух входит по центру, выбрасывается на периферию, продвигаясь, поступает в комнату через HEPA фильтр, улавливающий частицы размером единицы микрон (микрометров). Лопасть прикрыта крышкой, деталь выполнена в виде алюминиевых изогнутых перегородок между двумя металлическими плоскостями. Получаются замкнутые каналы. Двигатель охвачен пластиковым кожухом (традиционно белого цвета), в котором прорезан выходной тракт потока.

Это интересно! Из-за наличия тангенциального вентилятора КПД пылесоса едва достигает 20-30%. При мощности потребления 1600 Вт всасывание составит 350 Вт.

Щетки крепятся в шахтах, новичкам полезно знать: это типичный карандашный графит (углерод, уголь). Можно при необходимости заточить детали, подгонять нужным образом, чтобы стали по месту. Если площадь соприкосновения с коллектором невелика, нестрашно, постепенно щетки приработаются. Кончики слегка сточатся полукругом внутрь. Каждая щетка прижата пружинкой, через которую проходит ток, мера обеспечит длительный ресурс изделиям. Углерод будет работать, пока не износится до основания. Однако медный коллектор должен быть чистым. Протрите любимым средством при необходимости, снимите оксидную пленку до медного блеска.

Вал крепится к статору двумя подшипниками. Разного размера, чтобы легче вести разборку двигателя пылесоса. Передний подшипник большой, задний – маленький. Вал осторожно выбивается из статора подходящими средствами (пневматический сниматель), помогает умеренный нагрев. Подшипники снабжены пыльниками. Хотя пылесос создает вакуум, грязь туда тоже проникает. Пыльники аккуратно снимаются отверткой при необходимости смазать детали. Подходят: состав HADO, Литол – 24, EP – 2. Смазка закладывается внутрь, пыльник ставится на место.

Разобрать пылесос на починку

Ремонт пылесоса своими руками начинается съемом корпуса. В каждом случае методы свои. Снимаются фильтры, закрывающие доступ к двигателю. Электрический монтаж отсоединяется (пылесос выключен из розетки), пластиковый корпус мотора откручивается от станины. Следует извлечь мотор из кожуха, после чего снимается вентилятор. Гайка снабжена левой резьбой, крутите осторожно. Вслед вентилятору идет коллектор-крышка, под которой прячется электрическая часть. Дальнейший ход операций понятен из ранее прочитанного вплоть до извлечения ротора.

При необходимости подшипники страгивают резьбовым снимателем или гидравлическим прессом. Используются вспомогательные приспособления. Небольшие шарики, по диаметру проходящие внутрь подшипников. Рекомендуется с одной стороны заплющить, чтобы не скатывались. Обратный монтаж ведется схожим образом. Если удерживать якорь за подшипник в руке, вращение должно быть быстрое, бесшумное, уверенное. При смазке снимается наружный пыльник, потрудитесь этой же стороной ставить новые запасные детали.

Типичные поломки пылесосов

Что ломается в пылесосе.

  • щетки;
  • подшипники;
  • обмотки двигателя;
  • провод питания;
  • предохранитель.

В иных пылесосах двигателя два. Второй расположен на щетке, где заставляет двигаться ворсинки. В циклонных моделях используются турбо, работу выполняет движущийся воздух. Конструктивный изыск упрощает изготовление шланга, избавляет от одной большой проблемы, когда провод рвется в толще резины. Разумеется, современные средства позволят точно определить место расположения казуса, лучше избежать поломки вовсе. Идею конструкторов, поместивших внутрь щетки двигатель, понять легко: отпадает нужда нажимать при уборке, вес приличный. Нравится ли, решайте сами. На взгляд редакции, щетка должна быть легкой, чтобы орудовать проще было.

Ремонт моющих пылесосов не отличается от описанного выше. Однако агрегаты вмещают помпу, подающую воду в шланг. Вернемся к вопросу в обзорах позже. Что касается входного тракта, не отличается конфигурация от обычного, исключая наличие водяного фильтра. Большинство выглядят унылыми коробками, залитыми водой. В некоторых пылесосах с аквафильтром на стыке шланга и корпуса бьют тонкие струйки воды. Работает первичное улавливание пыли. Однако заметить неисправность сложно. Другое дело, если пылесос оснащен опцией самодиагностики, которая подскажет место дислокации поломки.

Ремонт роботов пылесосов затрагивает тесно область электроники. Сервисных механизмов всего нечего. Однако в уменьшенном размере найдете двигатель. Большинство функций реализовано микросхемами, память вмещает различные программы. Ремонт пылесосов Электролюкс покажется детской игрой по сравнению с задачей наладить работу Румбы или Скубы американской фирмы iRobot (разработчик армейской и полицейской автоматики США). Существенным недостатком роботов назовем невозможность уборки неровных покрытий. Электронные слуги лишены умения создавать вакуум… пользуются вращающейся щеточкой, сметая пыль.

Инструкция

Если вы решили разобрать свой пылесос, то сначала определитесь с тем, для чего вам необходимо произвести разбор пылесоса. Разборка пылесоса бывает полной и неполной. В первом случае подразумевается полный демонтаж всех деталей, а во втором - снятие лишь тех частей, демонтаж которых не требует применения специальных инструментов. Неполную разборку вы производите, когда меняете фильтры в вашем пылесосе. Также следует заметить, что периодически рекомендуется производить полную разборку пылесоса, чтобы удалить скопившуюся пыль и грязь. Необходимо очищать лопасти турбины, так как скопление пыли и грязи затрудняет ее беспрепятственное вращение. Вы сможете продлить срок службы вашего пылесоса, если будете следить за его техническим состоянием. Прежде всего, изучите руководство по эксплуатации вашего пылесоса, так как каждая модель имеет свои специфические особенности.

Отключите ваш пылесос от сети, чтобы вас случайно не ударило током. Если электрический провод отсоединяется, то отделите его от корпуса. Снимите все внешние детали. Очень часто насадки хранятся в специальном отделении пылесоса, их также следует достать. Удалите со снятых деталей пыль и грязь и аккуратно отложите их сторону.

Найдите все шурупы, которыми крепится корпус пылесоса. Аккуратно отверните их. Постарайтесь не перепутать шурупы. Для этого возьмите лист бумаги и нарисуйте на нем примерную схему расположения шурупов пылесоса. Затем каждый шуруп положите на отведенное для него место. Дело в том, что шурупы могут незначительно различаться между собой по ширине и длине. Если вы перепутаете их, то можете нечаянно нарушить пластиковые гнезда.

После извлечения всех шурупов аккуратно нащупайте все пластиковые защелки, на которые обычно крепится корпус. Необходимо нажать на них, чтобы снять корпус пылесоса. Лучше всего использовать для этого специальный набор инструментов из гибкого пластика или твердой резины, так как они не нарушат пластик пылесоса. Ни в коем случае не используйте для этой цели обычные железные отвертки, так как корпус может треснуть от воздействия железа.

После снятия корпуса разбор почти закончен. Теперь следует аккуратно очистить все внутреннее пространство, в том числе лопасти турбины. Стоит отметить, что дальнейший разбор пылесоса требует распайки. Его следует производить только в специальном месте и при наличии специального оборудования. Также все процедуры необходимо производить в перчатках, чтобы не оставить на внутренних частях жирных следов и не запачкать руки маслом.

Полезный совет

Разбирайте самостоятельно пылесос только в том случае, если закончилась гарантия.

Источники:

  • как разобрать пылесос samsung

Пылесос – незаменимый помощник, обеспечивающий качественную уборку дома или квартиры. Как и все остальные бытовые приборы, пылесос со временем начинает плохо справляться со своей задачей или вовсе ломается. Чаще всего это связано с выходом из строя его двигателя, для ремонта и замены которого необходимо аккуратно снять крыльчатку, не повредив ее при этом.

Вам понадобится

  • - крестообразная отвертка;
  • - плоская отвертка;
  • - молоток;
  • - металлическая планка;
  • - утконос.

Инструкция

Для начала снимите корпус пылесоса, открутив два винта, расположенных под крышкой отсека, куда устанавливается мешок пылесборника. Теперь можете снять пластмассовую решетку и открутить два шурупа. Они находятся прямо под ней. После этого крышка пылесборника легко снимется с крышкой, на которой размещены кнопки управления агрегатом и ручка, предназначенная для регулирования мощности.

Далее открутите болты в самом пылесборнике и два болта под снятой крышкой, после чего корпус пылесоса разделите на две части, обеспечив себе свободный доступ к его двигателю, а, следовательно, и к крыльчатке.

Человек очень быстро привыкает к хорошему, поэтому тот, кто хоть раз пробовал воспользоваться пылесосом, вряд ли захочет вновь взяться за веник. Однако, как и всякая техника, пылесосы имеют свойство ломаться в самый неподходящий момент. Не каждая хозяйка способна в одиночку устранить неисправности пылесоса «Самсунг», LG, «Филлипс» или других марок. Тем не менее бывают поломки, которые можно устранить и самостоятельно, не прибегая к помощи специалистов.

Диагностика

Прежде чем взяться за ремонт пылесоса «Самсунг» своими руками, нужно постараться определить, что же именно там сломалось. Правильная диагностика является очень важной, ведь от этого напрямую зависит скорость и стоимость ремонта. Конструкция пылесоса достаточно проста, поэтому, прежде чем платить деньги мастеру, можно попытаться устранить неисправность самостоятельно.

Следует заметить, что поломка далеко не всегда связана с Такую неисправность можно определить по звуку работающего агрегата. Если пылесос гудит, свистит, издает прерывистые звуки и выбрасывает из себя пыль, вам, скорее всего, не повезло — «накрылся» движок. Но бывает, например, что пылесос вроде бы работает, но мусор тянет плохо — тогда, скорее всего, виноваты шланг или фильтры. Давайте поподробнее остановимся на некоторых типичных неисправностях этого очень полезного домашнего помощника.

Слабо «тянет»

Как мы уже выяснили, если пылесос плохо втягивает пыль, то вам, скорее всего, предстоит ремонт шланга пылесоса («Самсунг» у вас, либо продукция иной марки - не суть важно). Прежде всего убедитесь, что в нем ничего не застряло — посторонние предметы, попавшие в шланг, сильно снижают тягу. Проще говоря, загляните в шланг и удалите засор.

Если вы уверены, что шланг не забит, внимательно осмотрите его и проверьте целостность гофры. Очень часто хозяйкам лень нагибаться, чтобы переставить агрегат с места на место, и они просто таскают его за собой по комнате «за хвост». От этого между витками гофры возникают разрывы, в результате чего снижается тяга. Если вы обнаружили щель, возьмите изоленту и туго обмотайте место разрыва в несколько слоев. Надолго такого ремонта, конечно, не хватит, и со временем шланг все же придется заменить, но некоторое время он вам еще послужит.

Если со шлангом все в порядке, проверьте все фильтры и мешок для сбора мусора — возможно, они сильно загрязнились. Тщательно очистите фильтры, а мешок замените новым. Также не забудьте проверить положение регулятора мощности — возможно, он сбился. Верните его в нужное положение.

Пылесос не собирает мелкий мусор

В этом случае ремонт пылесоса «Самсунг» своими руками будет заключаться в тщательном осмотре щетки. Убедитесь, что положение её достаточно низкое для контакта с полом — если это не так, выдвиньте ее до упора. Осмотрите саму щетку — вероятно, ее ворсинки слишком стерлись, и их придется заменить.

Включите пылесос и осмотрите щетку в рабочем состоянии — если она не крутится или вращается слабо, придется потрудиться. В первом случае, вероятно, заклинило подшипники. Разберите ее и проверьте, не накрутились ли на концевики нитки или волосы, уберите их. Во втором случае возможно ослабление ремня щетки — разберите ее и поменяйте деталь на подходящую к вашей модели. Обратите внимание: хотя запчасти для пылесосов «Самсунг» очень часто взаимозаменяемы для разных модификаций, лучше всего выбирать подходящие именно для вашей модели.

Агрегат совсем не включается

Если вы включили агрегат в розетку, а ничего не происходит, то ремонт пылесоса «Самсунг» (своими руками, конечно) нужно начинать с тщательного осмотра электрической части аппарата. Сначала убедитесь, что исправна сама розетка — для этого включите в нее другой, заведомо исправный прибор. Если все в порядке — осмотрите шнур пылесоса, ищите потертости, трещины, изломы или другие повреждения. Разберите вилку и внимательно осмотрите места соединения со шнуром. При помощи контрольки или электрического тестера «прозвоните» провод — вероятно, он перегорел.

Если все вышеперечисленные действия результата не дали, значит, виноваты щетки или сгорел двигатель. Эта часть ремонта уже относится к категории более сложных.

Во время работы чувствуется запах

Причиной такой поломки может быть шланг (для Samsung это рядовой случай): между витками гофры частенько застревает грязь и мусор, который со временем начинает издавать неприятный запах. Хорошенько промойте шланг струей воды, желательно под напором и с применением моющего средства. После этого обязательно хорошенько высушите гофру до того, как начнете пользоваться ею снова.

Еще одним источником неприятного запаха может быть ремень. Проверьте его натяжение, при необходимости подтяните или замените новым. резины исчезнет.

Пылесос вибрирует и шумит

Бывает так, что при нормальной, казалось бы, работе слышится сильный шум и наблюдается биение агрегата. В таком случае ремонт пылесоса «Самсунг» (своими руками здесь не всегда удается управиться, но попытаться все-таки стоит) будет заключаться в следующем:


Разбираем пылесос

Теперь мы подошли к самой важной и сложной поломке — ремонт двигателя пылесоса «Самсунг». Чтобы в этом убедиться, нужно разобрать пылесос. Осторожно снимите все защитные детали корпуса и отыщите сам двигатель. Теперь очень аккуратно, соблюдая все меры предосторожности, включите пылесос. Если причина поломки кроется в моторе, то, скорее всего, вы увидите сноп искр, исходящий от двигателя. Причин тому может быть несколько:

  • износ щеток;
  • межвитковое замыкание в обмотке;

Итак, по порядку. Для замены графитных щеток прежде всего необходимо открутить и снять пластмассовые колпачки и вынуть пружинки. Вынимаем сами щетки и вставляем новые. Далее производим все действия в обратном порядке — вставляем пружинки, закручиваем колпачки. Чтобы щетки работали исправно, их нужно притереть. Сделать это можно, протянув мелкую шкурку между щеткой и коллектором. При этом абразив наждачки должен быть повернут в сторону щетки и как бы немного счесать ее.

Если все проделанные манипуляции не привели к успеху, и искрение двигателя при включении продолжается, значит, двигатель замкнуло. Произвести самостоятельный пылесоса «Самсунг» (да и любого другого тоже) в домашних условиях не получится, придется нести в сервис.

Еще одна причина поломки двигателя, которую можно попытаться устранить в домашних условиях, — замена подшипника. Проверить, нужно ли это делать, очень легко. Возьмите двигатель в руку и легонько покачайте его за якорь: если вы заметили, что вал шатается из стороны в сторону, то замены подшипника не избежать. Для этого нужно снять щетки и открутить винты, стягивающие корпус. После этого снимите крышки мотора одну за другой, помогая себе маленьким молоточком и отверткой. Выполняйте эту процедуру очень аккуратно, иначе вы рискуете повредить обмотку. Осторожно, помогая себе инструментами, снимите подшипники (лучше оба сразу) с вала якоря. Крайне осторожно, при помощи молоточка и трубки подходящего диаметра насадите на свои места новые подшипники и соберите двигатель.

Один маленький совет: перед тем как решиться на разборку двигателя, зарисуйте схему соединения проводов. Поверьте, это очень пригодится.

Заключение

Как видите, ремонт любого бытового пылесоса может оказаться делом очень даже несложным. Главное — помнить, что запчасти для пылесосов «Самсунг» или техники других фирм-производителей должны быть качественными. А если вы хоть немного сомневаетесь в своих силах, лучше все же доверить ремонт техники профессионалам.

Ремонт пылесоса своими руками часто оправдан экономически. С одной стороны, напр., новый мотор-вентилятор (см. далее) для недорого Samsung’a или LG можно купить менее чем за 1500 руб., а перемотка сгоревшего обойдется более чем в 3000; замена подшипников от – 1200. Т.е., выгоднее оказывается заменить своими руками весь сборочный узел, не вникая в таинства техники. А негодный по схеме «Сколько хотите?» – «Сколько дадите» охотно возьмут на запчасти мастера-индивидуалы. С другой, очень многие неисправности пылесосов, за устранение которых в сервисе насчитают от 500, буквально за минуты устранимы в домашних условиях.

Цель настоящей статьи – рассказать читателям, что и как можно починить в пылесосе самостоятельно, как по внешним признакам определить место и характер неполадки, как туда добраться, и что и как нужно там сделать, чтобы пылесос ожил. И чего нельзя делать, чтобы не стало еще хуже. За основу возьмем ремонт пылесоса Samsung – они от неаккуратного пользования ломаются чаще других. Но если ваш другой марки, не беда – все пылесосы устроены в общем одинаково и методики их ремонта большей частью совпадают.

Примечание: не касаемся, во-первых, пылесосов-роботов – они «в уме» сбрасывают гарантию и блокируют управляющую электронику, если перед вскрытием не был введен код доступа. Также не касаемся мощных напольных пылесосов с внешним пылесборником или вертикальным циклоном. Бытовые модели тех и других в продаже еще есть, но спрос на них неуклонно падает – не оправдывают себя в эксплуатации.

Почему так много?

Если рассмотреть шильдики старых «Ракет», «Юпитеров» и подобных им «оттуда», то обнаружится, что потребляли старые от сети по 350-450 Вт, а современные пылесосы берут по 1200-2000 Вт. Происки проклятых буржуинов после развала СССР? Нет, все тут честно, дело совсем в другом.

Более 30 лет тому назад медики заметили, что горничные в отелях, уборщики театральных залов и другие люди, постоянно пользующиеся пылесосами, заболевают силикозом почти так же часто, как шахтеры. Оказалось – обычная пыль в пылесборнике дробится, выделяя очень вредные частицы размером 1-10 мкм (микрон). Сквозь ткань пылесборника микропыль проходит беспрепятственно и вздымается в воздух, а при вытряхивании мешка ее концентрация перепрыгивает все мыслимые пределы, и так держится часами.

Пылесосы стали делать с 2-3 ступенчатой очисткой воздуха, но на продувку микрофильров понадобилась дополнительная мощность мотора. А покупатели все как один желали, чтобы пылесосы стали тише, легче и меньше. Т.е., более мощный мотор пришлось делать компактнее и снабжать менее эффективным малошумным вентилятором. Двигатель пылесоса уже не мог работать без принудительного охлаждения, и его мощность пришлось еще увеличить для обдува самого себя. Так и сложились теперешние пределы потребляемой мощности бытовых пылесосов.

Роль фильтров и шланга

Пыльный воздух вреден мощному малогабаритному электромотору ничуть не менее, чем микропыль человеческим легким. Как следствие, все без исключения современные пылесосы строятся по схеме с полнопоточным охлаждением мотора очищенным воздухом. Если старый пылесос с забитым мешком просто плохо тянул, то современный с засорившимися фильтрами через несколько мин после запуска перейдет на пониженную мощность, или будет выключен аварийным термостатом, или сгорит, если нет защитной автоматики (самые дешевые) либо она заглушена (есть такие умельцы). Поэтому, прежде чем разобрать пылесос, как описано далее, проверьте все фильтры и, при необходимости замените или промойте и перезаправьте, см. далее. А также – шланг, тоже см. далее. Симптомы неисправностей из-за поломки шланга могут совпадать с гораздо более серьезными.

Устройство пылесоса

Подавляющее большинство моделей пылесосов построено по 3-м конструктивным типам:

  1. C сухим пылесборником-мешком;
  2. C аквафильтром (с воздушно-водяным туманным фильтром);
  3. C несменным пылесборником-циклоном.

Любой из пылесосов указанных типов может снабжаться насадками (щетками) для влажной и сухой уборки. У насадок случаются свои характерные неисправности, с которыми мы также разберемся далее.

С мешком

В пылесосе с сухим пылесборником (слева на рис.) воздух проходит сначала через мешок-пылеулавливатель, затем через фильтр тонкой очистки и отсек мотор-вентилятора. Т. наз. HEPA-фильтр задерживает частицы размером порядка 1 мкм. HEPA-фильтр работает только под напором, а пылинки менее 3-5 мкм на работу и долговечность мотора не влияют, поэтому HEPA-фильтр ставят после мотор-вентилятора, который в данном случае работает и как компрессор.

Пылесосы с сухим пылесборником наименее склонны к поломкам, но главный их недостаток – одноразовые фильтры. Пылесборник выполняется из пропиленового или силиконового волокна и регенерации не подлежит – наполнившийся мешок выбрасывают и заменяют новым. Если попытаться его почистить, промыть или к прежней горловине пришить тканевый от старого пылесоса, образование микропыли усиливается настолько, что тонкий и HEPA-фильтр мгновенно засоряются. Если же и с ними подобным образом «схимичить», скоро оказывается, что необходим ремонт мотора, дорогой и/или сложный.

Фильтр тонкой очистки и HEPA-фильтр восстановлению также не подлежат, но в отдельных случаях это все-таки возможно, см. далее. Характерный признак засорившихся фильтров – пылесос плохо тянет, сильно гудит (без лязга и дребезга), греется. Если есть автоматика – спустя 1-15 мин после включения переходит на пониженную мощность или останавливается. Напр., свыше 65% обращений в гарантийный сервис с недорогими пылесосами LG по поводу такой «поломки» вызваны засорившимся HEPA-фильтром. Пользователю показывают, где мелким шрифтом напечатано, что это случай негарантийный и дружелюбно объясняют, сколько следует заплатить. Между тем замена фильтра в пылесосе LG совершенно ерундовое дело, см. след. видео.

Видео: ремонт выключающегося пылесоса заменой фильтра (на примере LG)

С аквафильтром

В пылесосах в аквафильтром (в центре на рис. в начале раздела) фильтрация 2-ступенчатая; фактически – одноступенчатая. Поток входящего воздуха взбивает воду в пылесборнике в туман, сразу поглощающий всю пыль. Туманный вихрь крутится под передним козырьком пылесборника и пыль оседает на дно. Далее туман с остатками микропыли проходит через туманный фильтр, работающий и как HEPA-фильтр, чистый воздух без капельной влаги охлаждает мотор и выводится наружу. Электричества пылесос с аквафильтром потребляет на 20-25% меньше, чем «сухой с мешком» той же производительности по воздуху и с таким же вакуумом.

Если аквафильтр пылесоса своевременно опорожнять, промывать и заполнять до метки (или по норме в инструкции) чистой (лучше – дистиллированной) водой, то туманный фильтр служит без замены до 2-2,5 гарантийных сроков. Если же в пылесборник наливать водопроводную воду на глазок, то засоряется задолго до окончания первого. Симптомы – такие же как, в пред. случае; замена в сервисе также платная. Самостоятельная замена – открыть крышку пылесоса, отжать защелки крышки фильтра, вынуть старый, поставить новый. Засорившийся туманный фильтр восстановлению не подлежит.

Примечание: туманный фильтр пылесоса с аквафильтром почти всегда мгновенно выходит из строя, если пылесос опрокинулся и на туманный фильтр попала жидкая влага. То же случается от перезалива воды в пылесборник.

Гораздо серьезнее другая болезнь пылесосов с аквафильтром – их мотор обдувается воздухом, насыщенным парами воды. В среднем гарантийная замена мотор-вентилятора с подгоревшими обмотками в пылесосах с аквафильтром производится вдвое чаще, чем в прочих, в расчете на одно изделие; особо этим грешат пылесосы Samsung серий VC/VCD. Признаки того, что обмотки мотора «завитковали» (короткое замыкание, КЗ, между витками) – пылесос сильно гудит, плохо тянет, греется. Не выходит на полную мощность; возможно выбивание пробок или защитного автомата. Проверяем мотор на витковое КЗ след. образом (методика подходит и для пылесосов других типов):

  • Включаем пылесос на короткое время без шланга и с сухим аквафильтром. Слышны лязг, стук – нужно сначала проверить крыльчатку и подшипники мотора, см. далее.
  • Работает ровно, но тянет слабо – прикрываем ладонью входное отверстие (гнездо для шланга). Если крыльчатку затянуло пылью, но мотор исправен, звук его должен существенно измениться. Остался прежним или изменение мало заметно – постоянное витковое КЗ.
  • Мотор вроде исправен – убираем ладонь и ждем 5-10 мин (не более!). Тяга упала, пошел нагрев; возможно, вышибло пробки – перемежающееся витковое КЗ от нагрева.
  • Ищем в интернете или любым другим способом, сколько стоит новый компрессор (мотор-вентилятор) для данной модели пылесоса на замену.
  • Справляемся в сервисе или у мастеров – такая-то модель, подозрение на витковое в моторе, во что обойдется переборка с перемоткой?
  • Решаем, отдавать в ремонт или заменить компрессор своими руками, см. далее.

Примечание: также о ремонте пылесоса Samsung VC6015V на 1500W можно посмотреть ролик ниже:

Видео: разборка и ремонт пылесоса с аквафильтром (на примере Samsung VC6015V)

С циклоном

Пылесос с пылесборником-циклоном можно узнать по прозрачному «стакану» спереди, см. рис. справа. Мастера так и говорят между собой: ну вот, еще со стаканом принесли. Что случается в общем не чаще, чем с «сухими мешками». Это справедливости ради.

Главное достоинство пылесосов с циклоном – меньше одноразовых фильтров, которые нужно покупать и покупать, и емкостей с водой, которые нужно аккуратно заправлять и нельзя опрокидывать. Казалось бы, и мотор может быть послабее; на вид сопротивление потоку воздуха минимальное. Но – нет. Поскольку размеры и конфигурация циклона пылесоса далеки от оптимальных исходя из физических свойств воздуха, мотор, наоборот, нужен на те же 20-25% мощнее, чем для «сухого с мешком».

В бытовых циклонных пылесосах применяется почти исключительно двойное циклонирование (справа на рис. со схемами выше); в торговых наименованиях таких присутствует обозначение twin. Наполнившийся пылесборник вытряхивают; промывка не нужна. Очищенный воздух далее идет в моторный отсек и, через HEPA-фильтр наружу. Поскольку образование микропыли в циклоне минимально, HEPA-фильтр циклонного пылесоса служит гораздо дольше.

Болезнь циклонных пылесосов – сетчатый фильтр на выходе циклона; он защищает мотор-вентилятор от крупных частиц. В целом циклонные пылесосы отлично себя показывают в помещениях, где хозяйка (или горничная) ежедневно проходятся с пылесосом. Если же помещение убирается раз в неделю или реже, сетчатый фильтр быстро забивается. Симптомы – такие же, как от засорившегося HEPA-фильтра. А бывает, что очень мощный пылесос с циклоном, напр., Samsung на 1800W (Samsung SC8431 twin) в обычной комнате не выходит на полную мощность, пока вообще не удален сеточный фильтр, см. след. видео.

Видео: ремонт циклонного пылесоса с забитым сетчатым фильтром (на примере Samsung SC8431)

Удаление сеточного фильтра, безусловно, не полезно и ни для долговечности мотора, ни для чистоты воздуха и комнаты. Вдруг пылесос затянет брошку, значок, скрепку, любой мелкий твердый предмет – можно со спокойной душой отсчитывать деньги на новый мотор-вентилятор, т.к. от помятой крыльчатки мгновенно нарушается балансировка якоря мотора, см. далее. Samsung’и меньшей мощности с циклонами удаления сетки не требуют (она у них реже), но зато появляется другой характерный дефект – разбитый нижний подшипник. Впрочем, его замена много проще, дешевле и возможна самостоятельно, напр., см. сюжет, как отремонтировать Samsung на 1600W с такой неисправностью:

Видео: замена подшипника в циклонном пылесосе


Ремонт: от простого к сложному

Впрочем, случаи, в видео выше достаточно серьезные и не такие уж частые. К тому, что случается с мотором и что с ним возможно сделать, мы еще вернемся. Как и к смоточному барабану для сетевого шнура – он иногда дает внешние признаки, как от виткового КЗ и, чтобы добраться до барабана, тоже нужна полная разборка пылесоса. А пока займемся тем, что доступно снаружи без инструмента – фильтрами и шлангом. Чаще всего ремонт пылесоса к ним и сводится.

Фильтры

«Тонкий» и HEPA-фильтр пылесоса устроены похоже, см. рис. справа; разница только в фильтрующем элементе. Рамки того и другого разъемные (нужно подковырнуть в щель сбоку). HEPA-фильтр просто вынимается из гнезда за ручку. Чтобы вытащить фильтр тонкой очистки, обычно достаточно убрать мешок-пылесборник. Но в некоторых моделях фильтр тонкой очистки становится доступен лишь вместе с мотором, так что см. далее.

Откроем читателю секрет: на вкладыши фильтров пылесоса (кроме туманного) отлично подойдут фильтрующие элементы автофильтров. Более того, их делают одни и те же производители. С фильтром тонкой очистки хуже: для него нужен вкладыш моторного воздухофильтра, который отдельно не продается. А вот на самый дорогой и быстро засоряющийся HEPA-фильтр годится вкладыш салонного воздухофильтра любого внедорожника. Самые дешевые – УАЗовские, и они ничуть не хуже «крутой фирмы».

Одного салонного фильтра хватит на несколько HEPA, поэтому оригинальную упаковку нужно вскрывать, аккуратно отрезав край ножницами. Затем рамку HEPA-фильтра разнимают, грязный вкладыш выбрасывают. Рамку промывают, вытирают насухо. Из салонного фильтра вырезают кусок в размер рамки, а остаток суют обратно в пакет и обрез заклеивают скотчем, чтобы вкладыш не насосался пыли из воздуха. Отрезанный кусок кладут в рамку, проклеивают по контуру (лучше – из клеевого пистолета), рамку защелкивают – новый HEPA-фильтр готов.

Шланг

При порыве оболочки шланга пылесос ведет себя так же, как при засоре фильтров, крыльчатки или небольшом постоянном витковом КЗ: плохо тянет, меняется звук мотора, возможен перегрев. Обнаружить неисправность просто: нужно слегка потянуть шланг у обоймы штанги (трубы, на которую насаживается щетка) или присоединительного штуцера (штуковины, которой шланг вставляется в пылесос).

Чаще всего шланг рвется у штанги; в таком случае возможен ремонт подручными средствами и очень скорый, буквально не прерывая уборки:

Видео: быстрый ремонт порванного шланга пылесоса

Примечание: о ремонте шланга пылесоса с функциями уборки см. далее в соотв. разделе.

Гораздо реже шланг пылесоса рвется посередине. Восстановить его также возможно очень быстро, но нужна термоусаживаемая трубка (ТУТ). Усаживать ТУТ над пламенем не обязательно, можно прогреть воздухом от бытового фена на полной мощности. Как произвести ремонт шланга пылесоса с помощью термоусаживаемой трубки, см. след. видео.

Видео: ремонт шланга пылесоса термоусадкой

Разборка

Теперь возьмемся за ремонт посложнее, для которого пылесос надо разобрать. Это может быть необходимо, если описанные выше меры приняты, неполадки устранены, а внешние признаки неисправности остаются. Перед разборкой пылесоса необходимо:

  1. Отключить его от сети электропитания.
  2. Отсоединить шланг.
  3. В пылесосах с циклоном или аквафильтром вынуть и опорожнить пылесборник.

Внутреннее устройство пылесоса детальнее показано слева на рис.:

Разборка пылесоса осуществляется в след. порядке:

  • Откинуть крышку, поз. 1 на рис.
  • Освободить защелки или вывернуть винты, крепящие к корпусу шарнир крышки, и снять крышку, если шарнир спереди.
  • Если крышка откидывается назад, вынуть HEPA-фильтр, поз. 2.
  • Вывернуть винты под HEPA-фильтром.
  • Приподнять ручку для переноски. Если под ней виден винт, вывернуть его.
  • Если крепежные винты верхней половины корпуса видны сверху (красная стрелка на поз. 2), вывернуть их.
  • Если крепежных винтов сверху не видно, перевернуть пылесос и осмотреть снизу. Возможно, винты, скрепляющие половины корпуса, скрыты под откидной технологической крышкой, поз. 3.
  • Снять верхнюю крышку корпуса. Теперь будет доступ к мотору, барабану со шнуром и, возможно, к фильтру тонкой очистки, поз. 4.
  • В некоторых моделях пылесосов после разъема корпуса обнаруживаются еще 2 винта и защелка. Вывинтив винты и отжав защелку, можно извлечь лоток с мотором и барабаном, поз. 5.
  • Мотор-вентилятор крепится в отсеке длинными винтами (показаны стрелками на поз. А).
  • Головки винтов не крутить, они сидят на резьбе и в моторе! Нужно отвинтить гайки на шпильках, тогда мотор вынется, поз. 6.
  • Вероятен вариант крепления мотора, когда вместо гаек на резьбовых шпильках сзади него видны головки винтов. Это значит, что кожух крыльчатки сидит на тугой посадке, см. далее. В таком случае вывинчиваем винты и вынимаем мотор-вентилятор.
  • Вынув разъем питания мотора из гнезда, получаем полный доступ к барабану сетевого шнура, поз. 7.

Мотор: что можно сделать

Электродвигатели пылесосов ради компактности выполняются коллекторными с последовательным возбуждением: бесшумный и экономичный асинхронный движок на 1,5-2 кВт будет больше всего пылесоса и потянет не несколько десятков кило. Чтобы получить приемлемый КПД коллекторного мотора (на переменном токе, вообще говоря, для электрических машин из рук вон плохой), более-менее приличную производительность крыльчатки и уменьшить шумность пылесоса, его мотор рассчитывают высокую скорость вращения, более 10 000 об/мин. В таком случае огромное значение приобретает балансировка ротора (который в коллекторном моторе называется якорем) вместе с крыльчаткой. Если, допустим, полезть «не по делу» в компрессор и чуть-чуть помять крыльчатку (или надломить лопасть пластиковой) – вы «попали» на новый компрессор. Или, допустим, пылесос тарахтел, но тянул. Потом и тянуть перестал. Разбираем, смотрим – разбиты гнезда подшипников в корпусе. Опять «попадалово» на то же самое. Поэтому непреложные правила, которым надо следовать, вдруг пылесос барахлит и есть подозрение на механику, таковы:

  1. Вдруг в работе пылесоса появились гул, вибрация, лязг, стук, иные резкие посторонние звуки – не тянуть с ремонтом, дороже обойдется.
  2. Если пылесос греется и, особенно, попахивает горелой изоляцией – немедленно выключить и см. пред. пункт.
  3. Прежде чем добираться до мотора, тщательно проверить все возможные источники неполадок, описанные выше, и барабан сетевого шнура, см. далее.
  4. Убедиться, что напряжение в розетках соответствует указанному в паспорте или на шильдике пылесоса. Его бытовая норма – 185-245 В, но мощные коллекторные двигатели переменного тока не терпят колебаний напряжения питания в столь больших пределах; для них норма (если производитель не указывает иного) – 195-235 В.
  5. Не зная броду, не лезь в воду – беритесь за электромеханику, лишь точно зная, что и как там будете делать и к чему это приведет.

Внутреннее устройство мотор-вентилятора пылесоса показано на поз. 1 рис. ниже, а на поз. 2 и 3 – варианты его исполнения. Поз. 2 – крепление короткими винтами сзади и кожух крыльчатки на тугой посадке (см. также выше) применяется преим. в современных пылесосах; весь поток воздуха омывает мотор. Поз. 3 – кожух с уплотнением крепится винтами-шпильками, это старый, но еще довольно распространенный вариант. В таком случае проблем нет: вывинчиваем винты, поддеваем кожух отверткой (он прикипел на уплотнении), и кожух сам отваливается.

Если кожух на тугой посадке, очень-очень осторожно, не торопясь, потихоньку обстукиваем его выступающий назад бортик, пока кожух не сползет. Лучше будет подложить стальную полоску толщиной 3-4 мм: она, не ослабляя удара, распределит его силу по большей длине бортика. Сборка, кстати, в обратном порядке, только обстукиваем горловину. Если ее нет, значит, узел собирается на специальном стенде. Тогда – стоп! Дальше сами не лезем.

Но, допустим, кожух снят и мы видим крыльчатку, поз. 5. Помята или побита – новый компрессор, ничего не поделаешь. На такой скорости вращения, если в крыльчатку канцелярская кнопка попадет, гнезда подшипников разболтаются обязательно; что это значит, см. выше.

Ладно, крыльчатка цела. Выворачиваем крепежные винты щеткодержателей (показаны красными стрелками на рис. справа) и вынимаем щеткодержатели со щетками (зеленые стрелки). Пока откладываем и проверяем крыльчатку: без щеток она должна вращаться свободно, легко, плавно и от резкого толчка пальцем делать несколько оборотов. Нет – см. ниже, а пока займемся щеточно-коллекторным узлом.

Проверяем огарки щеток, их должно остаться не менее чем по 1-1,5 см в длину и точно одинаковых. Если посредине торца щетки видна дырочка, а в ней какая-то медяшка, все, щетки изношены полностью. Меняются щетки только и только комплектными парами. Если одна изношена хотя бы на миллиметр больше другой, пара щеток меняется независимо от степени общего износа.

Чистим коллектор замшей, смоченной спиртом, и протираем насухо фланелью. Ни упаси боже тереть шкуркой! Ламели коллекторов моторов пылесосов делаются из омедненного алюминия. Слой меди тонкий: продрал наждачкой до белого – новый компрессор. То же, если на коллекторе обнаруживается кольцевая канавка, выгоревшая от кругового огня. Круговой огонь опоясывает коллектор, если пылесос долго гонять с засорившимися фильтрами.

Теперь допустим, что крыльчатка вращается туговато и/или не плавно, вроде как за что-то цепляется. Вообще-то снимается она пневмо- или гидросъемником, но сначала нужно отвинтить удерживающую крыльчатку гайку с левой резьбой. Засела она намертво: при каждом включении пылесоса инерция крыльчатки стремится затянуть гайку. Не имея навыков работы с механикой и электромеханикой, на этом лучше остановиться и честно сказать мастерам: сам не умею, а поломать совсем боюсь. Но для любителей, вполне владеющих инструментом, даем видео, как открутить гайку крыльчатки пылесоса:

Видео: откручивание гайки крыльчатки пылесоса



Если гайка поддалась, можно попробовать снять крыльчатку, осторожно поворачивая на валу вправо-влево руками. Вал можно зафиксировать капроновым шнуром: один его конец завязывают к каком-нибудь отверстии, туго-натуго обматывают вал под крыльчаткой шнуром, затем помощник все время тянет за свободный конец шнура, а вы пытаетесь сорвать крыльчатку. Но ни в коем случае не заклинивайте вал чем-то твердым! Силуминовый корпус мотора может треснуть, и тогда опять – новый компрессор. Кое-кто умудряется даже провернуть вал в якоре, что уму постижимо, но с большим трудом.

Хорошо, крыльчатка сползла. Зачем? Чтобы проверить подшипники. В зазоры между обоймами подшипников и их гнездами в корпусе капаем по 1-2 капли керосина или тормозной жидкости. Берем гвоздь, упираем его острие в лунку на хвостовике вала и пытаемся вытолкнуть якорь (см. рис. ниже) вперед. Если не прикипел намертво – выйдет, т.к. передний подшипник больше заднего. Можно слегка постучать легким молотком по шляпке гвоздя, но очень осторожно – силуминовый корпус может треснуть!

Проверяем вращение подшипников. Снять негодные будет трудно, т.к. на шейки вала они посажены с холодным нагягом, т.е. якорь перед установкой подшипников охлаждают. Можно попробовать прогреть подшипники бытовым феном и, пока горячие, столкнуть концами ножниц. Есть и другие способы, см., напр., как заменить подшипники мотора довольно популярного Samsung’а SC4325 в след. ролике:

Видео: замена подшипника пылесоса Samsung SC4325

Чего не надо

«Восстанавливать» разбитые подшипники литолом, фиолом и т.п. Не те обороты у движка, чтобы такой фокус прошел. Также не надо самостоятельно перематывать якорь, по причине той же скорости вращения. После перемотки обязательно нужна его динамическая балансировка. Не статическая в центрах! Если найдется специалист, перематывающий с гарантией, и возьмет за это дешевле нового компрессора – можно попробовать. А самому – не надо.

Барабан

В барабане сетевого шнура возможны механические и электрические неисправности. Механические – поломка рычага-фиксатора и пружины внутри. В том и другом случае шнур или не вытаскивается, или не затягивается обратно, полностью либо частично. Рычаг обычно плоский Г-образный; новый делается из кусочка металла, особой точности не нужно. Чтобы добраться до пружины (и контактов, см. ниже), нужно полностью смотать шнур и разобрать барабан; все крепежные винты снаружи. Обычно у пружины отламывается ус. Чтобы отогнуть новый, конец пружины отпускают, нагрев над огнем. При обратной сборке барабана пружину заводят на 2-3 оборота и проверяют ход шнура. Не вытягивается полностью – начальный завод нужно ослабить. Не втягивается весь – наоборот, усилить.

Сетевой шнур в барабане соединяется с монтажом пылесоса чаще всего скользящими контактами. Симптомы их неисправности – пылесос работает с перебоями или вовсе не включается. Возможно совпадение с признаками виткового КЗ: греется, плохо тянет, несет горелой изоляцией. Однако проверять контакты тестером бесполезно: не уловит перемежающегося точечного неконтакта.

Контакты барабана проверяются самодельным пробником из любого наушника и пальчиковой батарейки, хорошо знакомого радиолюбителям. Схему проверки см. на рис.:

Процедура такова:

  • Одним щупом (все равно каким) становятся на контактную площадку барабана (показано красными стрелками).
  • Другим щупом находят по щелчку в наушнике соответствующий штырек сетевой вилки.
  • Один человек слушает, что в наушнике, удерживая вилку у себя, а другой за петлю полностью вытягивает шнур и отпускает.

В наушнике все время должна быть мертвая тишина. Малейший шорох – барабан нужно перебирать, чистить, рихтовать или менять контакты. Ток через наушник всего несколько мА, а что будет, когда по цепи пойдут штатные 5-10 А?

Щетки-дворники

Неисправности пылесоса возможны также в активных наконечниках, т.е. выполняющих функции уборки. Как устроены и действуют основные их разновидности, показано на рис. ниже. В наконечнике для влажной уборки (слева на рис.) основной источник неисправностей – пользователь. Помпа, подающая моющее, не рассчитана на работу всухую. Если перед уборкой не заправить моющим пылесос, ее моторчик выйдет из строя. Помпа конструктивно неотъемлема от бака для моющего и ремонту не подлежит. Что касается трубок для подачи моющего и его распылителя, то они снаружи, прозрачны и засоры в них сразу видны. Для прочистки подающая трубка просто стягивается со штуцера на пылесосе и распылителя, а обратно также просто надевается. Замена также не представляет затруднений: любая пластиковая трубочка подходящего диаметра.

Чтобы увидеть устройство сухого (метущего) активного наконечника (справа на рис.), нужно снять сидящие на трении или защелках боковые крышки на шарнире наконечника (в центре на рис.) или непосредственно на боковинах щетки. Маломощный моторчик щетки в пылезащищенном исполнении выходит из строя очень редко. Несколько чаще провисает и сползает приводной ремень (зеленая стрелка справа на рис.) или изнашивается щетина метущего барабана; она должна выступать за нижнюю плоскость наконечника не менее чем на 8-9 мм. Восстановлению метущий барабан не подлежит, его меняют на новый. Достаточно часто встречается также обрыв проводов питания привода метущего барабана. Провода проходят внутри шланга; как их заменить в довольно широко распространенном пылесосе Samsung SC-6573, см. сюжет:

Видео: ремонт проводов в шланге с регулятором (Samsung SC-6573)

Напоследок об электронике

Надо сказать, что электросхемы пылесосов, кроме самых дорогих с микропроцессорами, особой сложностью не отличаются. Электрическая принципиальная схема пылесоса, которую можно считать близкой к типовой, приведена на рис. ниже. Напряжение сети в данном случае 110 В. Для напряжения 220 В сопротивление R1 увеличивают до 150 Ом и его мощность до 2 Вт. R5 берут 330 кОм, VR1 и VR2 по 470-510 кОм, R3 – 24 кОм 2 Вт. Рабочее напряжение всех конденсаторов – 630 В.

R3 задает максимальную мощность пылесоса, его можно менять в пределах 12-47 кОм. VR1 – оперативная регулировка мощности, а VR2 выставляется ее минимальное значение, и тут нужно быть осторожнее. Дело в том, что, если якорь мотора остановится, каждый полупериод напряжения сети через него потечет пусковой ток, равный 3-5 рабочего, и дорогой мощный симистор (TRIAC по схеме) сгорит. Поэтому при настройке схемы движок VR2 сначала ставят на минимальное сопротивление, потом от ЛАТРа дают напряжение 175 В и VR2 очень осторожно, без перерегулирования, уменьшают обороты мотора до 700-800 об/мин.

Термозащита в такой схеме осуществляется также несложно: параллельно C3 подключают терморезистор на 1-1,5 МОм (для напряжения сети 220 В) с обратно-логарифмической температурной характеристикой. Физически терморезистор должен находиться в тепловом контакте в корпусом мотора, но быть электрически от него изолирован. «Холодный» терморезистор (при комнатной температуре) на работу схемы не влияет, но при нагреве до 70-80 градусов его сопротивление упадет до 1-0,5 R3, C3 в течение полупериода станет заряжаться медленнее, маломощный симистор DIAC открываться и открывать TRIAC позднее, и мощность мотора снизится вдвое-вчетверо. Примерно таким же образом возможно доработать большинство пылесосов с регулировкой мощности, но без защитной автоматики.

(Пока оценок нет)

Пылесосы Самсунг являются широко распространенной маркой, отличающейся высоким качеством. Но любая техника склонна ломаться, и тогда появляется необходимость обратиться в сервисный центр. Ремонт пылесоса samsung вполне можно произвести самостоятельно, если, конечно, речь не идет о серьезных поломках, устранить которые под силу лишь специалисту.

Принцип работы пылесоса

Пылесосы снабжены воздушным насосом инерционного типа, называемым «улиткой». Насос, приводимый в действие щеточным электродвигателем, работает на всасывание воздуха, вместе с которым в устройство попадают пыль, мелкий мусор.

Всасывание воздуха происходит благодаря специальным насадкам, после прохождения через которые воздух с мусором оказывается в трубе, затем по шлангу попадает в пылесборник. Пылесборники могут быть нескольких видов:

  • мешки;
  • водяные;
  • циклоны.

Весь попадающий в пылесос мусор оседает на фильтре, который следует периодически чистить.

Схема пылесоса

В любом пылесосе имеются основные устройства:

  • сигнализатор заполнения пылесборника;
  • автоматического отключения двигателя при заполненном пылесборнике;
  • регулятор мощности электродвигателя;
  • автоматическая намотка шнура;
  • прессование мусора;
  • регулирование расхода воздуха.

Помимо этого в более новых моделях имеются специальные фильтры, в которых собирается весь мусор.

Чтобы двигатель работал без сбоев, в технике предусмотрена помехоподавляющая система, дроссели которой сглаживают высокочастотные сетевые пульсации. Плавной работе двигателя также способствует имеющийся конденсатор.

В любом пылесосе предусмотрен специальный отсек, в котором при ненадобности скрывается около трех метров сетевого кабеля.

Более дорогостоящие модели оснащены электронной системой управления, сенсорным регулятором мощности и переключателем режимов работы двигателя.

На рисунках представлены типовые схемы выключения пылесоса.

В большинстве моделей пылесосов стандартные электрические схемы

Схемы простых подключений

Слабо всасывается воздух

Бывает, что пылесос работает хорошо, но слабо всасывает воздух. Причин этому может быть несколько:

  • неправильно выбранная мощность. Если на пылесосе Самсунг предусмотрен регулятор мощности, то стоит проверить, не установлен ли он на минимальную мощность;
  • максимально заполненный мешок для сбора мусора и пыли. Если мешок переполнен, то его необходимо заменить. Предварительно пылесос отключите от электрической сети. Затем аккуратно снимите крышку, обеспечив доступ к мешку. Если его горловина не снабжена самозакрывающимся клапаном, то прикройте ее и лишь после этого вытащите мешок из пылесоса samsung и избавьтесь от него или освободите от мусора. Включать пылесос без пылесборного мешка не рекомендуется.

При установке нового мешка важно следить, чтобы его горловина плотно прилегала к горловине мешкодержателя. Если не придерживаться этого правила, то при работе может последовать перегрев электродвигателя.


  • забитый мусором шланг. Чтобы проверить шланг на засоренность, необходимо его отсоединить и осмотреть. Если в нем заметен засор, то прочистить его можно сняв насадку и распрямив шланг, предварительно включив пылесос. Полная тяга может помочь в прочистке затора;
  • засоренный воздуховод. Необходимо проверить гнездо соединения шланга спереди баллонной модели пылесоса или под крышкой вертикальной модели. Отключив пылесос samsung от электросети, отсоедините трубу и удалите мусор, если он имеется. Стоит проверить и воздуховод от щелочного валика к задней стороне отделения валика;
  • утечка воздуха из системы. Проверьте герметичность присоединения шланга с корпусом устройства. Если все нормально, то отсоедините шланг и изучите на наличие в гофре мелких трещинок. Стоит также осмотреть все уплотнители и если имеются те, которые потеряли форму, их необходимо заменить.

Не всегда плохое всасывание свидетельствует о серьезной поломке.

Виды поломок и способы их устранения

Виды неисправностей, устранение которых не требует разборки пылесоса Возможная причина неисправности Способы устранения неисправности
Трещины на деталях из пластмассы Ударные нагрузки, долгий срок эксплуатации Пластмасса восстанавливается путем сварки давлением или склеиванием с использованием полиуретанового ПУ-2, эпоксидных составов К-153 и ВК-9
Трещины или вмятины на корпусе из стали Ударные нагрузки Устранение осуществляется правкой изнутри, производить которую следует со средины вмятины и постепенно продвигаясь к ее краям. Можно использовать газовую сварку и с ее помощью устранить трещины. Этот процесс состоит из очистки проблемного места сжатым воздухом, обезжиривания бензином, и запаивания после полного высыхания. Для запаивания лучше всего использовать припой с флюсом или ПОС-61 с флюсом Ф38Н. По окончании запаивания место работы нужно обезжирить, загрунтовать и высушить.
Поломка муфт и зубьев шестеренок из пластмассы Долгий срок эксплуатации, высокие нагрузки Изношенные шестерни и муфту можно заменить или же попытаться восстановить, используя для этого напыление пластмассового порошка.
Пылесос не работает или работа происходит с перебоями Повреждение вилки или изоляции соединительного шнура, его обрыв, или выход из строя выключателя Нарушенный в вилке контакт можно самостоятельно заменить следующим образом:
  • вилка отделяется от соединительного шнура;
  • резиновая оболочка на проводе удаляется, провода разделяются и с них удаляется изоляция;
  • жилы провода зачищаются;
  • формируется колечко диаметром 3,8 мм;
  • кончики провода скручиваются и облудиваются;
  • вилка снова присоединяется к шнуру.

Чтобы проверить целостность соединительного шнура, необходимо вывернуть болты задней крышки и после ее снятия отвернуть центральный винт на панели автоматической уборки шнура. Барабан извлекается, шнур с него удаляется, а узел спиральной пружины отделяется. Теперь необходимо извлечь испорченный шнур, а к контактным кольцам припаять новый, не забыв перед этим пропустить его через вставку окошка на задней крышке. Все детали устанавливаются на место и механизм уборки шнура проверяется.

Если сломался выключатель, то его необходимо разобрать, предварительно отсоединив токоведущие провода. Выключатель перед установкой следует отремонтировать или заменить на новый.

Соединительный шнур не фиксируется Опоры механизма повреждены Барабан, цилиндрическая пружина рычага с втулкой, тормозной ролик, рычаг извлекаются после снятия задней крышки. После замены нужных деталей все устанавливается на место.
Соединительный шнур не вытягивается Проблемы с пружинным приводом После извлечения барабана узел спиральной пружины отделяется и заменяется на новый.
Проблемы с работой узла пружины барабана Повреждение пружины на оси крепления Барабан извлекается и разбирается, спиральная пружина ремонтируется или заменяется на новую
Поврежедение крышки и колес Поломка задней крышки и колес Задняя крышка снимается, извлекаются барабан и оба колеса, которые заменяются на новые
Сбои в работе, снижение всасывающей мощности Коррозия контактов соединительного шнура После снятия задней крышки, контакты защищаются с помощью шкурки №20. Таким же образом зачищаются контактные кольца барабана
Механизм не включается или постоянно выключается Колебания тока, поломка выключателя Сняв заднюю крышку, откручиваем диафрагму и вынимаем из корпуса. Далее снимаются центрирующую пружину
При покачивании пылесоса издается стук Поврежедение контактов, контактной колодки Откручиваются задняя стенка и диафрагма, после чего из колодки извлекается изолирующая втулка, снимаются контакты и монтажные провода, которые в случае необходимости заменяются на новые.
Техника не работает Выход из строя агрегата После снятия всех детей под задней крышкой, попытайтесь восстановить надежный контакт в соединениях, испорченные провода замените на новые. В случае пробитого конденсатора его нужно заменить на новый.
Проблемы с контактами в щеточно-коллекторном узле, поломка щеточной пружины Проверить щетку и пружины щеткодержателя и устранить выявленные дефекты. Окна щеткодержателя протереть техническом спиртом. Для зачистки щеток используется шкурка №25.
Недостаточное разрежение Перекос агрегата или износ амортизатора Дефектные детали подлежат замене
Снижение всасывающей способности Разгерметизация соединений, засорение шланга или фильтра Проверить плотность прилегания всех деталей пылесоса. В случае необходимости заменить фильтр тонкой очистки. Сняв двигатель, проверьте надежность крепления гайки турбинки.

В случае необходимости прочистите шланг и фильтр

Не работает индикатор запыленности Заклинило поршень или сломалась пружина После извлечения находящихся под передней крышкой кассеты с бумажным пылесборником, пылефильтра, декоративной решетки, открутить винт индикатора заполнения пылесборника. Все испорченные детали необходимо заменить, после чего все детали установить на место.
Плохое всасывание Проблемы со шлангом Проверить шланг на целостность и плотность крепления, порезы заклеить, засоры удалить, в случае необходимости заменить уплотнительное кольцо
Износ передней опоры Небрежное обращение Замена деформированной передней опоры
Проблемы с работой электродвигателя Обрыв провода Замена провода или тумблера
Неисправности, для которых потребуется разборка пылесоса
Скрежет в пылесосе во время работы Подвижные диски проворачиваются, касаясь при этом подвижных деталей Необходим ремонт или замена дефектных дисков.
Пылесос не работает В обмотке якоря и статора не наблюдается контакт Якорь и статор требуют ремонта или замены.
Нагрев электродвигателя с потерей всасывающей функции В обмотке якоря произошло межвитковое замыкание На секциях якорной обмотки могут иметься короткозамкнутые витки. Требуется ремонт якоря
Сила тока приближена к значению при коротком замыкании Обмотка якоря или статора укорочена Необходима проверка сопротивления обмоток якоря или статора и при необходимости их изоляция.
Возникновение запаха гари Возможно горит обмотка якоря или статора Замена или ремонт статора или якоря
Искренние в щеточно-коллекторном узле Короткое замыкание коллектора Ремонт коллектора, проверка на обрыв обмотки якоря
Пониженное разрежение и нестабильная работа техники Проблемы с щеткодержателями Очистка или замена щеткодержателей, очистка коллектора
Вибрация, скрежет, шум Проблема с шарикоподшипниками Замена шарикоподшипников
Вмятины на корпусе Неаккуратное обращение Декоративная отделка после извлечения внутренностей пылесоса

Наиболее частые проблемы, возникающие при эксплуатации пылесоса

В зависимости от проблемы, возникшей с работой пылесоса Самсунг, определяются виды работ, необходимые для ее устранения, причем сделать это возможно своими руками. Наиболее часто встречаются проблемы:

  • устройство не включается;
  • потеря мощности всасывания;
  • сильный шум во время работы;
  • посторонний запах.

Не собирается мелкий мусор

Иногда во время работы даже при хорошем всасывании пылесос недостаточно хорошо собирает мусор. Этому может быть несколько причин:

Неприятный запах во время работы пылесоса

Запах пригорелой резины может вызывать проскальзывания ремня. Нужно проверить натяжение ремня, и если он слабоват, то следует установить новый. Если при работе пылесоса samsung появляется неприятный запах, то это сигнал к тому, что следует немедленно заменить мешок для мусора и фильтры. Чтобы этого не случалось, следите за наполненностью мешка и перед его фиксацией кладите внутрь специальные освежители.

Не регулируются обороты двигателя

Зачастую причиной поломки может быть симистор, через который напряжение начинает проходить без всякого управления. Причиной данной поломки может стать выход из строя симистра или потеря контакта с платой одной из ножек данного элемента.

Чтобы убедиться в исправности регулятора оборотов, нужно слегка придавить его ручку. Также причина неисправности может быть в нарушении контакта в регуляторе, в результате чего его ползунок перестает контактировать с площадкой.

Пылесос не включается

Иногда случается, что пылесос не включается. С ним все в порядке, но при включении устройство не работает. Неисправность наверняка связана с электрическим питанием. Сломана розетка, шнур или вилка. Следует хорошо осмотреть все элементы цепи. Чаще всего поломку можно увидеть около вилки.

В результате того, что шнур подключения к сети у пылесоса подвижен, он очень уязвим, и часто на нем во время работы образуются места излома. Если же пылесос работает, но его обороты не регулируются, то это также проблема. Это наблюдается в случае пропадания контакта, что легко устраняется заменой ползункового резистора или симистора.

Проверить шнур питания

Проблемы с работой шнура

Бывают случаи, что при нажатии соответствующей кнопки, шнур не затягивается внутрь или же наоборот затягивание происходит в процессе эксплуатации механизма. В этом случае проблема может быть связана с поломкой смоточного барабана, на котором возможно лопнула пружина, ослабла или наоборот сильно натянулась.

Решить данную проблему очень просто. Достаточно осмотреть прижимной ролик или сняв барабан, отрегулировать натяжение барабана на необходимое.

Сильный шум и вибрация

Случается, что при нормальной работе пылесоса наблюдаются сильный шум и вибрация. Причиной проблем, которые можно устранить своими руками, могут быть:

  • поврежденный вентилятор. Наблюдается лишь в устаревших вертикальных моделях. Лучше доверить замену вентилятора специалисту;
  • изношенные подшипники валика. Причиной дребезжащего звука в ходе работы могут стать слишком изношенные подшипники. Чтобы их заменить, нужно взять валик и открутить один из его концевых колпачков, после чего достать из него вал из металла. Придерживая вал пассатижами, отвинтить следующий колпачок. Заменить пыльники, прокладки и подшипники.

Бывают случаи, когда при включении пылесоса выбиваются пробки на счетчике. Причиной этого явления может быть вышедшая из строя плата управления или дефект двигателя. Когда речь идет о моющем пылесосе, то нужно обращать внимание на помпу, подающую воду в шланг.

Дым, возгорание, короткое замыкание

Если вы заметили появление дыма, возгорание или произошло выбивание пробок во время работы пылесоса, то это может свидетельствовать о замыкании внутри самого агрегата. Нередко такое случается при использовании непредназначенных для этого моделей для уборки воды. В этом случае вам предстоит разобрать пылесос и хорошенько просушить все его детали. Если же вы не хотите заниматься разборкой, то будьте готовы, что в собранном состоянии техника будет сохнуть примерно месяц, что связано с тем, что внутренние элементы скрыты глубоко без доступа воздуха.

Если замыкание произошло без участия влаги, то скорее всего причина кроется в коллекторном узле, в который могла забиться графитовая пыль. В этом случае необходимо всего лишь очистить коллектор.

Причиной возникновения дыма может служить разрушение подшипников двигателя или воздушного насоса. Об этом будет свидетельствовать измененный звук пылесоса во время работы. Вы явно услышите характерный свист, постепенно перерастающий в скрежет. В этом случае велика вероятность заклинивания двигателя. Заменить испорченные подшипники самостоятельно непросто, поэтому советуем доверить эту процедуру специалистам.

Пылесос работает с перебоями и наблюдается искрение коллектора

Искрение пылесоса свидетельствует об износе угольных щеток, из-за чего уменьшается усилия пружин, прижимающих их к коллектору. Если такое искренние происходит часто, то это грозит постоянным перегревом и быстрым износом коллектора.

Но не все искрения так страшны, легко светящееся искрения по самой кромке щетки вполне допустимы и не должны вызывать особой тревоги. Изношенные щетки следует сразу же заменить, чтобы избежать более серьезных поломок.

Если же щетки находятся в нормальном состоянии, но искрение коллектора все же наблюдается, то причин тому может быть несколько:

  • межвитковое замывание в обмотке якоря;
  • межвитковое замывание в обмотке статора;

При подозрении на подобные поломки следует обратиться за помощью в сервисный центр.

Разбор корпуса

Конструкцию любого пылесоса нельзя назвать сложной, поэтому имея необходимый инструмент и запчасти можно произвести ремонт своими руками. Чтобы выявить причину нерабочего состояния устройства и устранить поломку для начала необходимо его разобрать, причем очень важно изначально знать с каким именно двигателем пылесоса самсунг вы имеете дело, так как между двигателями 1600w и 1800w есть некоторая разница.

С предварительно отключенного от электрической сети устройства аккуратно снимается корпус. После этого снимаются все фильтрующие элементы, мешающие осмотру двигателя. Отсоединяется электромонтаж, снимается пластиковый моторный корпус от станины. Нужно убрать из кожуха сам мотор и снять вентилятор. Гайка здесь имеет левую резьбу, поэтому важно крутить аккуратно.

Следующие действия основаны на конструкции. Следует все внимательно рассмотреть и снять необходимые детали, извлечь ротор. Если нужно, подшипники стягиваются. В процессе ремонта нужны разные вспомогательные инструменты, например, маленькие шарики, проходящие внутрь подшипников. Полезный совет – заплющить шарики с одной стороны.

Обратный монтаж после ремонта осуществляется аналогично, но в обратном порядке.

Вращение осуществляется быстрее, если держать якорь за подшипник. В процессе смазки нужно снять наружный пыльник. Новые детали устанавливаются этой же стороной.

Состав вертикально пылесоса

Схема разборки пылесоса


Сложность ремонта в зависимости от вида поломки

Сложность ремонта зависит от типа неисправностей.

Ремонтировать по электрической части легко. Зачастую необходимо лишь заменить перечисленные детали. Важно понимать, что следует приобретать лишь качественные лицензионные детали. На этом экономить нельзя, иначе ситуация повторится или осложнится. Если произошла перемотка статора или ротора электрического двигателя, необходимо учитывать несколько моментов:

  • сечение провода из меди;
  • число витков провода из меди.


В этом случае лучше произвести замену электродвигателя. Увидеть электрические поломки нелегко, возможно, понадобится время. При ремонте пылесоса важно помнить, что между двигателем для пылесоса самсунг 1600w и 1800w есть разница, что может повлиять на то, какой вид ремонта.


Если причину поломки сложно определить после первичного осмотра или она слишком сложная, то лучше обратиться к специалисту. Особенно это относится к тем моментам, когда проблема касается двигателей.

Как отремонтировать шланг от пылесоса

Если порвался шланг от пылесоса, то не спешите избавляться от техники, так как поломку несложно исправить.

Если разрыв произошел в месте крепления шланга к пылесосу, то место разрыва можно замотать скотчем или изолентой, хотя такой ремонт недолговечен. Можно попробовать обрезать испорченную часть, сделав шланг немного короче.

Если же разрыв произошел посредине, то эту проблему также можно устранить самостоятельно. Шланг пылесоса представляет собой спираль проволоки из стали с надетым сверху чехлом из ПВХ или ткани. Вооружившись плоскогубцами, кусачками, отверткой и кусочком медного провода можно приступать к работе.

Нарежьте из проволоки кусочки по 7-8 сантиметров. Их количество зависит от величины разрыва. Сделайте из них небольшие крючки, которые вставьте в проделанные на шланге в месте разрыва отверстия. После этого проволока выравнивается, как показано на фото, и стягивается витками между собой таким образом, чтобы не повредить изоляцию.

Лишние части удаляются кусачками, а скрутки загибаются, после чего острые края обрабатываются напильником. Сверху шов обматывается изолентой и такая заплатка позволит и дальше полноценно пользоваться пылесосом.

Ремонт и замена двигателя

Для примера рассмотрим модель пылесоса самсунг SC4475. Для работы понадобится крестовая отвертка, с помощью которой можно с легкостью открутить все болты. После того как болты откручены, следуйте инструкции:

  • осторожно снимите контейнер для сбора мусора и выньте фильтр, после чего можно с легкостью открутить крышку пылесоса;

  • сняв крышку вы увидите внутренности, которые скорее всего будут покрыты слоем пыли. Советуем все аккуратно очистить, так как запыление одной из микросхем может стать причиной поломки в будущем;

  • перед снятием микросхемы внимательно изучите расположение проводов, чтобы в последствии без труда все подсоединить снова. Фишки от платы отсоединяются, болт откручивается и плату можно снимать для очистки. Делать это лучше всего малярной кистью;

  • двигатель располагается в кожухе из пластика под микросхемой. В данной модели дорогостоящая модель двигателя, поэтому доверить его ремонт лучше специалистам;

  • перед тем, как собрать пылесос, промойте фильтры и корпус, после чего соберите все детали в обратной последовательности.

Как сделать НЕРА фильтр для пылесоса

В большинстве моделей современных пылесосов имеется Нера фильтр, который быстро выходит из строя, что влияет на силу всасывания и качество уборки. Если это произошло, не стоит спешить в магазин за новой деталью, а можно попробовать сделать ее самостоятельно.

Чтобы сделать НЕРА фильтр, вам потребуется старый фильтр и салонный фильтр для УАЗа. Дальнейший процесс будет состоять из следующих этапов:

  • с помощью отвертки выдавите бумажную составляющую фильтра, делая это в направлении от решетки из пластмассы;

  • оставшуюся пластмассовую деталь очистите от остатков клея;

  • возьмите автомобильный фильтр и при помощи резака сделайте его в соответствии с размерами фильтра пылесоса;

  • клеевым пистолетом промажьте периметр фильтр, чтобы не осталось воздушных отверстий;

  • подождите пока клей высохнет и можете пользоваться НЕРА фильтром.

Профилактика поломок

Чтобы техника прослужила максимально долго, за ней необходимо правильно ухаживать. Если говорить о пылесосах, то необходимо придерживаться некоторых простых правил:

  • своевременно заменяйте мешки для сбора мусора, мойте пылесборник;
  • очищайте турбощетки. Для примера, неправильный уход за турбощеткой может привести к ее поломке и тогда вам предстоит выложить около 1000 рублей за новую запчасть;
  • не забывайте регулярно проверять воздушный канал, чтобы в нем не было посторонних предметов, нарушающих работу техники. Проверить канал просто, достаточно приложить руку к всасывающему отверстию при включенном пылесосе, а затем приложите руку к отверстию самого пылесоса при отключенном шланге. Разница в силе всасывания будет свидетельствовать о том, что шланг нуждается в очистке;
  • не используйте пылесос для сбора острых предметов, воды и строительного мусора, если данная модель пылесоса для этого не предназначена;
  • не пользуйтесь поврежденной техникой. Поврежденный провод или корпус свидетельствуют о том, что техника требует ремонта;
  • если в модели пылесоса предусмотрен тканевый фильтр, то его ни в коему случае нельзя стирать, иначе он потеряет свою работоспособность;
  • раз в несколько лет смазывайте подшипники, раз в год проверяйте угольные щетки.

__________________________________________________