Деревянные купеческие усадьбы павловского посада. Типичный купеческий дом рубежа XIX-XX веков Старый купеческий дом

В Муроме, как и в любом другом купеческом городе, сохранились гражданские здания XVIII-XIX вв., в основном, это - усадьбы и особняки муромских купцов и купчих. К сожалению, многие старинные здания были уничтожены, поскольку после больших пожаров рубежа XVIII-XIX вв. город был полностью перестроен.

КРАСНОАРМЕЙСКАЯ УЛИЦА

От усадьбы Ермакова можно пройтись по Успенской улице (современная ул. Красноармейская). Улица небольшая, с двух сторон ее замыкают церковные строения: с одной стороны Благовещенский и Троицкий монастырь, с другой – Успенская (Георгиевская) церковь, построенная в 1792 г. на средства купца Дмитрия Ивановича Лихонина. Это одна из немногих улиц современного Мурома, которая в какой-то мере сохранила настроение и внешний облик уездного города нач. XX в. Здесь и одноэтажные домики деревенского вида «в три окна», и двухэтажные с деревянным верхом и каменным низом. Такие полукаменные дома были очень удобны и для проживания, и для ведения своего дела или промысла. Рядом расположен Штапский овраг (или Успенский - по названию храма).
Среди рядовой застройки на Красноармейской улице (бывшая Успенская) выделяются богатые каменные особняки. Один из них (ул. Красноармейская, д. 25) принадлежал потомственному почетному гражданину Федору Васильевичу Суздальцеву. Этот красивый двухэтажный дом с колоннами до сих пор является украшением всей улицы. Федор Васильевич купил его в 1846 г. Домов подобного типа в Муроме практически не осталось. К сожалению, здание требует реставрации.
Хозяин дома Ф.В. Суздальцев занимался торговлей полотнами и хлебом, имел полотняное заведение. В 1848 г. был выбран бургомистром в магистрат, а затем и городским головою (с 1857 по 1859 гг.). Должность городского головы занимали его отец Василий Тимофеевич и старший брат Иван.

Ул. Красноармейская, д. 25. Дом купца Зворыкина, XIX в.

Ул. Красноармейская, д. 27. Дом купца Зворыкина, XIX в. (в муниципальной собственности).

ПЕРВОМАЙСКАЯ УЛИЦА

Современная первомайская улица Мурома протянулась с севера на юг на два с лишним километра. Свое начало она берет от древнего административного центра города - кремля над Окой. Параллельно ей расположена одна из центральных артели города - ул. Ленина.

В XVII в., уже после того как город давным-давно потерял значение военного форпоста и кремль пришел в запустение, на северо-западной стороне его была построена Николо-Зарядская церковь. От нее и улица называлась Никольской.
Много веков прошумело над улицей, но ветры времени мало изменили ее облик. И тем легче мысленно представить события давно минувших лет, свидетелем которых стала старая улица.

Каких-то сто лет назад, на Первомайской лишь отдельные кварталы когда-то были покрыты булыжником. На дороге, да и на тротуарах увязали в грязи не только прохожие, но и лошади с повозками. Но вот уже как несколько десятилетий проезжая часть улицы оделась в асфальт. Со временем менялся внешний облик. На юге некоторые крохотные деревянные дома пали под натиском строителей. К середине улицы от реки тянулся глубокий овраг. По дну его пролегали почтовые тракты из Москвы на Нижний Новгород и в Сибирь. По Никольской они выходили на Московскую и за город к Москве.
В октябре 1790 г. по этой улице везли в сибирскую ссылку А.Н. Радищева. Обесчещенный, больной, закованный в кандалы, он видел вокруг себя жизнь, подтверждавшую его правоту. В 1826 г. по этой же скорбной дороге ехали к мужьям жены декабристов, сосланных в Сибирь, на каторгу. Княжеские кареты провезли Е.И. Трубецкую, М.Н. Волконскую, А.Г. Муравьеву. По той же дороге отправился в ссылку, разлученный с родными и невестой 23-летний .

В нескольких местах кварталы улицы отступают вглубь. Вот на пересечении с улицей Комсомольской еще с тех давних пор, когда здесь стояла одна из водоразборных будок, построенных вместе с водопроводом в сер. XIX в., образовался пустырь, В 60-х гг. нашего столетия его пытались превратить в молодежный парк, но не получилось. Изменилось это место и стало одним из примечательных уголков города после того, как приняли решение установить здесь бюст дважды Героя Социалистического Труда Ростислава Аполлосовича Белякова.

Дом Зворыкиных

Адрес: ул. Первомайская, д. 4
Дом Зворыкиных - это главное здание муромского историко-художественного музея. Трехэтажный особняк с мезонином XIX в. - один из самх больших и красивых домов в городе. Здесь родился и провел юность ученый с мировым именем, "отец телевидения", (1889-1982 гг.). В особняке Зворыкиных в Муроме установлена мемориальная доска, а перед его родным домом расположен памятник. Долгое время в доме Зворыкиных находилась экспозиции по истории и культуре Мурома. Сейчас здание закрыто в связи с предстоящей реконструкции.


Дом Зворыкиных

Здание бывшей городской думы

Адрес: ул. Первомайская, д. 6
Художественная галерея - это еще одно примечательное здание. Находится рядом с домом Зворыкиных и занимает двухэтажное здание начала XIX в. (1815 г.), принадлежавшее ранее Городской думе.
В экспозиции художественной галереи представлены лучшие художественные коллекции музея. В основе собрания русского и заподноевропейского искусства XVII - XIX вв. лежит коллекция графов Уваровых из их карачаровского имения "Красная Гора" (ул. Кирова). В галерее посетители смогут увидеть фамильные портреты, коллекционную мебель, фарфор, а также полотна русских и заподноевропейских мастеров, находится в .


Художественная галерея


Дом купцов Лихониных, 1816 г. ул. Первомайская, д. 14


Дом купца Вощинина, 1846 г. ул. Первомайская, д. 22


Здание торговой лавки купца Мяздрикова. XX в. ул. Первомайская, д. 5


Здание магазина служащей Войтас, XX в. ул. Первомайская, д. 11


Дом купца Киселева, XVII-XIX вв. ул. Первомайская, д. 23


Дом мещанина Серебренникова XX в. ул. Первомайская, д. 31


Палатка купца Мяздрикова, XIX в. ул. Первомайская, д. 37


Дом купца Киселева, 1860 г. ул. Первомайская, д. 39

Дом Шведовых-Каратыгиных



На бывшей Благовещенской улице (ныне ул. Тимирязева, д. 3) стоит один из интереснейших домов города. Брошенный на произвол судьбы и всеми забытый, он производит удручающее впечатление, зияя пустыми глазницами разбитых окон. Старожилы называют его "Дом Каратыгина". Однако в краеведческой литературе бывший особняк купцов Каратыгиных упоминается только с провозглашением Советской власти. Единицы знают, что в 1875 г. в нем располагалось . О судьбе дома и его владельцах долгое время ничего не было известно. Архивные изыскания показали, что Дом Каратыгиных имеет очень интересную историю.

Первоначально дом принадлежал купцу первой гильдии Григорию Александровичу Шведову. Г.А. Шведов родился в 1804 г. Сначала он жил во Владимире, а потом в Оренбурге. Накопив капитал, в 1831 г. вступил в купцы второй гильдии г. Симбирска. Через четыре года Г.А. Шведов стал купцом первой гильдии В 1835 г. вместе с семейством купец перебрался в Ставрополь, а еще через два года - в Муром. 17 мая 1837 г. став муромским купцом, Г.А. Шведов приобретает в 16 квартале на Благовещенской улице участок земли и возводит красавец дом. Внизу, в овраге, находилась полотняная фабрика, купленная 29 сентября 1836 г. Через три года фабрика Шведова считалась одной из лучших в городе. О ее владельце краевед А.А. Титов восторженно писал: "Купец Г.А. Шведов, вновь устроив фабрику в лучшем виде, по своему капиталу и познанию в делах химии и механике обещает хороших успехов по этой мануфактурной промышленности". Также известно, что Г.А. Шведов занимался переработкой свеклы и производством сахара. 13 мая 1843 г. Сенат возвел Г.А. Шведова и его семейство в потомственное почетное гражданство. Семья купца первой гильдии была большой: супруга Елена Ивановна и пятеро детей - Петр (р. 1829 г.), Михаил (р. 1832 г.), Елена (р. 1834 г.) Николай (р. 1837 г.), Анна (р. 1841 г.) и Иван (р. 1844 г.). После смерти отца братья Шведовы не смогли самостоятельно вести торговые операции. Постепенно они разорились. 7 декабря 1862 г. родовое имение Шведовых перешло к купцу третьей гильдии Максиму Афанасьевичу Каратыгину.
См.


Дом Шведовых-Каратыгиных

Дом Журавлевых


Ул. Воровского, д. 2. . 1970–1975 гг.

Несколько лет он стоял беспризорный - с разбитыми окнами и заколоченными дверьми, брошенный на произвол судьбы.

ТОРГОВЫЕ РЯДЫ


Торговые ряды
Площадь 1100-летия Мурома, д. 2

Торговые ряды в Муроме были построены в 1816 г. Это довольно простое, классическое сооружение, при этом не лишенное величественности, которую ему придают арки и массивные колонны дорического ордера. Под рядами устроены глубокие подвалы со сводчатыми перекрытиями, где хранилось зерно. Качество постройки торговых рядов такого, что они сумели выдержать почти 200 лет практически без ремонта. Колоритные Торговые ряды неоднократно появляются в различных фильмах. Но быть декорациями в кино − отнюдь не единственная и не главная их функция. Здесь по-прежнему идет торговля, а за рядами расположился большой городской рынок.
В этом здании расположены следующие объекты: Центральная библиотека, Кафе "Баринъ".

УЛИЦА МОСКОВСКАЯ

Улица Московская - центральная улица Мурома. Сформировалась в нач. XIX в. после утверждения нового плана города.



Ул. Московская, д. 13

Выставочный центр расположен в двухэтажном особняке купцов Голубевых XIX в., замыкающий первый квартал улицы Московской. В залах Центра проводятся временные выставки, а в двух больших верхних залах развернута выставка, посвященная истории города. Здесь можно увидеть как бытовые вещи, так и сакральные предметы - иконы, церковную утварь.
См. .


Ул. Московская, д. 11


Ул. Московская, д. 9


Ул. Московская д. 7


Ул. Московская, д. 5







Дом купцов Вощининых.
Ул. Московская, д. 2. Бывший "Детский мир"


Ул. Московская, д. 4


Дом купцов Зворыкиных. Дом мещанки Константиновой (XIX в.)
Ул. Московская, д. 33

Старое здание полиции. «В год 1743 магистрат города Мурома учредил первую во Владимирской губернии полицмейстерскую контору, положившую начало службе охраны общественного порядка».

Примерно на этом месте начинались массовые беспорядки 30 июня 1961 г.
Ныне - здание УВД округа Муром.

Дом купца И.В. Корщикова

Адрес: ул. Московская, д. 26
В 1886 г. газета "Современные известия", комментировавшая ход следствия, писала, что муромский купец И.В. Корщиков имел очень темную репутацию. Бывший нищий села Карачарово вдруг стал богатеть. Ходили разговоры о сбыте фальшивых денег. Еще в нач/ 1880-х гг. он купил в Муроме два каменных дома - на Рождественской улице (не сохранился) и на Московской (№ 26).
В 1885 г. вчерашний крестьянин стал купцом. Известно, что первоначально И.В. Корщиков занимался винным откупом (одна из самых доходных в России статей предпринимательства). В 1890-е гг. купец И.В. Корщиков и его сын Иван владели каменной лавкой в Гостином дворе. Накопив капитал на винной деле, к концу 90-х гг. Корщиковы занялись не менее выгодной хлебной торговлей. После смерти главы семьи (а умер он в 1905 г.) торговыми делами стал заправлять Михаил Корщиков. В 1911 г. ему принадлежало девять хлебных лавок. .
.


в мкр. Вербовский.




Copyright © 2016 Любовь безусловная

Три уникальных деревянных усадьбы располагаются недалеко друг от друга на ул. Первого мая (бывшей ул. Купеческая). Здания построены в 1830 - 1861 годах и сохраняют ампирные черты типовых "образцовых" проектов провинциального городского жилья I половины XIX века.

Особый интерес представляют биографии местных купцов - текстильных фабрикантов, - строителей и последующих владельцев этих памятников архитектуры.
Усадьба священника (ул. Первого мая, 3)
Усадьба священника соседней Воскресенской церкви представляет собой характерный образец застройки Павловского Посада 1850-1860-х гг.


Деревянное здание с редкой полнотой сохранило черты провинциального городского жилья своего времени. К дому, выходящими окнами на улицу примыкает тёсовый забор с воротами и калиткой. Хозяйственный двор замыкает бревенчатая связь кладовых и сараев, отделяя его от территории сада.
Одноэтажный с мезонином рубленый жилой дом и вместительные холодные сени поставлены на высоком подполье, а смежный с сенями прируб для кухни - на кирпичном полуподвале. Основной объём здания в своей типологии, внутренней планировке и отдельных деталях сохраняет отзвуки архитектуры ампира.

План дома священника.
Основываясь на пропорциях плана, симметрии лицевого фасада, увенчанного крутым щипцом мезонина, - можно прийти к выводу, что строительство дома производилось по одному из "образцовых" проектов типового строительства начала XIX века.
Тёсовая обшивка фасадов, имитирующая мелкий ленточный руст, фигурные наличники окон и большинство оконных заполнений относятся к 1900-м годам.
Из прежних художественных форм уцелели карниз мезонина с мутулами, восьмистекольная рама и строгие оконные обрамления с декоративным замком на боковом дворовом фасаде, наружная дверь с ампирным рисунком филенок.

Структура здания, выраженная в трёхчастной схеме плана, наличие подпола, боковой вход и преобладане высоты жилого переднего сруба сближает памятник с крестьянским жильём.
Внутри дом носит следы позднейших перепланировок.

Из элементов интерьера от старого времени сохранилась изразцовая печь и лестница в сенях, ограждённая точёными перилами.
Усадьба Р.Л. Щепетильникова (ул. Первого мая, 7)
Усадьба представляет собой образец богатого купеческого владения середины XIX века. Комплекс усадьбы представлен главным домом и длинным рядом дворовых построек. В прошлом в глубине участка находился сад.

Фотографии 2009 г. - 2013 г..
Большой двухэтажный купеческий дом поставлен на красной линии бывшей "Купеческой" улицы, выходя на него семиоконным фасадом. Первый этаж здания сложен из кирпича на белокаменном цоколе и оштукатурен. Деревянный второй этаж обшит тёсом "под руст".
Жилой дом был сооружён по "образцовому" проекту первой половины XIX в. в 1861 году и сохраняет черты ампирной постройки.

План первого этажа дома Щепетильникова.
В былые времена средняя часть лицевого фасада была завершена треугольным деревянным фронтоном, ныне утраченным. На первом этаже среднюю часть здания подчёркивают арочные формы нижних оконных проёмов.

Плоскости стен украшены строгими ленточными наличниками с верхней полкой и рельефными каменным замками, уцелевшими над окнами второстепенных фасадов.
Определённое изящество вносит в архитектуру дома псевдоготический мотив стрельчатой перемычки, присутствующий в трехчастных окнах второго этажа, выходящих на двор.
Деревянная тыльная часть здания со следами позднейших переделок вмещает в себя лестницу, холодные сени с чуланами и квартиры, устроенные в новейшее время. Со стороны двора дом увеличен пристройкой середины ХХ века.

Верхний, парадный этаж несколько выше первого. План основного старейшего объёма здания не понёс существенных утрат. Помещения соединены по принципу круговой анфилады. По главному фасаду расположен центральный зал с двумя фланкирующими его угловыми помещениями. Стены обтянуты карнизами. В интерьере сохранились белые изразцовые печи и массивные двупольные двери с усложненным рисунком филёнок.
Одноэтажные бревенчатые с открытым срубом хозяйственные постройки образуют несколько связей из ряда изолированных помещений под общей кровлей.

Дом построил ратман Павловского Посада в 1848, 1849, 1852 годах, Богородский купец III гильдии, владелец фабрики шёлковых и хлопчато-бумажных материй "при селе Вохне", выделывавшей нанку и "ластик", старообрядец Родион Леонтьевич Щепетильников (ок. 1777-1852). Родион Леонтьевич был женат на Анне Егоровне (1778-до1846), подарившей мужу детей: Якова (род. 1803), Степана (род. 1805), Наталью (1809), Савелия (род. 1815), Матрону (род. 1817).
Фабрика Щепетильникова располагалась на левом берегу р. Вохонки, севернее моста в конце ул. Дзержинского (Широковской) [см. карту ].

После Родиона дом унаследовал купец III гильдии, владелец ткацкой и красильной фабрики в Павловском Посаде, Яков Родионович Щепетильников (1803-?), женатый на бывшей крестьянке села Павлово (Вохна) Пелагее Петровне (1811-?). По материалам 1857 г. у него были дети: сыновья Андрон (Андрей) (1830-?) и Егор (1836-?) и дочери Авдотья и Наталья (1833-?). В 1857 году указывалось, что свой дом он унаследовал от отца . Таким образом, указание дома у Е.Н. Подъяпольской как "усадьба Я.Р. Щепетильникова" - нуждается в коррекции.

Затем дом перешёл во владение Андрона (Андрея) Яковлевича , владевшего родовым предприятием в 1888 году и женатого на Настасье (Анастасии) Сидоровне, урождённой Кузнецовой (1833-?), от которой он имел шестерых сыновей: Василия (род. 1853), Ивана (род. 1855), Петра (род. 1856), Степана, Матвея и Константина. Интересно, что Анастасия Сидоровна Щепетильникова-Кузнецова приходилась старшей сестрой одному из крупнейших промышленников и предпринимателей России конца XIX-нач. XX вв. - Матвею Сидоровичу Кузнецову (1846-1911), владельцу известного "Товарищества производства фарфоровых и фаянсовых изделий М.С. Кузнецова" . После смерти Сидора Терентьевича Кузнецова (1806-1864) его фарфоровые фабрики переходили по наследству к его единственному сыну - Матвею, которому тогда было всего 18 лет. По некоторым сведениям, А.Я. Щепетильников исполнял обязанности одного из его опекунов . К 1890 г. Анастасия Сидоровна была владелицей хлопчато-бумажной фабрики в Павловском посаде с 40 рабочими, которой управлял её сын Пётр Андреевич.
Впоследствии дом перешёл старшему сыну А.Я. Щепетильникова - Василию Андреевичу Щепетильникову - купцу, городскому уполномоченному Павловского Посада (в 1914-1918 гг.), члену попечительского совета женской прогимназии Павловского Посада (1907) и городской общественной больницы (1911-1918 гг.), попечителю старообрядческой церкви св. Великомученика Дмитрия Солунского в Павловском Посаде (1915 г.) . В 1917 г. родовой дом Щепетильниковых с землёй оценивался в 6529 рублей.

Усадьба Н.Ф. Фролова (ул. Первого мая, 6)
Деревянная усадьба занимает удлинённый участок, выходящий на высокий левый берег Вохонки. Добраться до неё довольно сложно, так как она включена в окружённый общим забором квартал жилых зданий.

Фотография 2009 г.
Усадьба была основана купеческой семьёй Фроловых в первой половине XIX века. Усадьба не связана с городской средой и, имея ориентацию на речную долину, стоит особняком.
Дом поставлен в середине участка, в саду, террасами спускающемся к реке. Глубокий двор ограничен бревенчатой хозяйственной постройкой.


План дома Фроловых.
Деревянный одноэтажный жилой дом был возведён в стиле ампир в 1830-1840 годах. Он поставлен на кирпичном цоколе и обшит тёсом. Главный фасад, обращённый к реке, украшен террасой и завершён светёлкой. Боковые фасады завершены мезонинами. Вход в здание со двора лежит через холодные сени, к которым примыкает позднейшая кухонная пристройка с открытым срубом.

Черты ампира, отчётливо выраженные в объёмно-плановой композиции здания, в наружной его обработке довольно сдержанны. Характерны формы светёлки и мезонинов: группировка и абрис окон, разорванные внизу фронтоны, рустовка углов "в разбежку". Со стороны сада дом украшен выемчатой резьбой досок-прибоин с декоративными мотивами классицизма. Терраса, нарядно убранная точёными столбиками и пропильной резьбой, перестраивалась в начале ХХ века.

Планировка дома, по словам авторов "Памятников архитектуры Московской области", "варьирует распространённую схему особняков послепожарной Москвы, но была частично изменена при квартирном расселении. Центром композиции плана здания служит небольшой внутренний коридор, объединяющий смежные помещения по принципу кольцевой анфилады. Парадные комнаты с более высокими окнами обращены в сад.
В доме сохранились белые изразцовые печи нескольких типов, ампирные двустворчатые и однопольные двери, тянутые карнизы. Гостиную украшает плафон. В одной из жилых комнат- лежанка.
Однокомнатные симметричные мезонины по бокам здания занимает жильё. Одно из помещений с кафельной печью перекрывает ложный коробовый свод (молитвенная комната?).

Правый от гл. входа мезонин.
По всей видимости, дом был возведён на средства Павлово-Посадского купца III гильдии (в 1854 г.), вышедшего в купечество из местных крестьян, Никиты Фаддеевича Фролова (1803-до 1870?). После него дом принадлежал двум его сыновьям - Никите и Демьяну. Старший - Никита Никитич Фролов (1820-?), указывался как владелец местного красильно-бумажного заведения в 1870 и 1880 годах, а в 1877 г. исполнял обязанности гласного Городской Думы. Его жена - Аксинья Парфёновна (урождённая Малышева;1826-?), с 1880 г. по духовному завещанию своего отца, Парфёна Семёновича Малышева, унаследовала его двухэтажную деревянную ткацкую фабрику с красильней на Крутобережной улице. Аксинья Парфёновна родила мужу сыновей: Василия (род. 1841; ж. Марья Митрофановна (род. 1845), дети - Ольга, Анна, Митрофан, Александр, Иван), Ивана (род. 1854; ж. Аграфена Алексеевна (род. 1857), дети - Татьяна, Мария, Екатерина, Анна, Василий), Сергея (род. 1860; ж. Евдокия Тихоновна, дети - Анна, Наталья, Надежда, Мария, Антонина), Павла (род. 1862) и Фёдора (род. 1867).
Купец II гильдии Демьян Никитич Фролов (1832-1902), женатый на Наталье Ивановне, с 1877 по 1885 г. два срока был гласным Городской думы Павловского Посада, а в 1882 г. временно исполнял обязанности городского головы. В начале ХХ в. домом владели наследники Никиты Никитича...

В одном квартале с усадьбой растёт вот такой удивительный старинный дуб.

А. Послыхалин, 2013. При использовании материала обязательна ссылка на .

1. Галкина Е., Мусина Р. Кузнецовы. Династия. Семейное дело. М. 2005. С. 21; 30, 142, 337, 341.
2. Жукова Е. В. Старый Павловский Посад. М. 1994. с. 35-36, 100.
3. Щепетильниковы: Ситнов В. Обыватели Павловского Посада до 1917 г. Павловский Посад, 2012, с. 121.
4. Подъяпольская Е.Н., Смирнова Г.К. Памятники архитектуры Московской области. Вып. 4. М., 2009, № 199, с. 267-268.
5. Фроловы: Ситнов В. Обыватели Павловского Посада до 1917 г. Павловский Посад, 2012, с. 106-107.

Эта экспозиция была создана под руководством главного хранителя Павловского дворца-музея А.М.Кучумова в 1976 году. На основе литературных и документальных источников, произведений живописи, рисунков и фотографий были воссозданы типичные интерьеры той эпохи. В 2000 году экспозиция открылась вновь, с изменениями и дополнениями. Переходя из зала в зал, словно перемещаешься в машине времени, перед глазами проходит целое столетие. Через интерьер, то, как обустраивали жилое пространство наши предки, лучше понимаешь психологию и философию людей того времени, их мироощущение и мировосприятие.

17 залов разделены на 3 смысловых блока:

  • русская дворянская усадьба 1800-1830-х годов,
  • столичный аристократический особняк 1830-1860-х годов,
  • городская квартира 1860-1890-х годов.

Интерьеры 1800-1830-х годов

В начале XIX века типичным жилищем знати был усадебный дом или городской особняк. Здесь, как правило, жила большая семья и многочисленная прислуга. Парадные залы обычно располагались на втором этаже и представляли собой анфиладу гостиных, будуар и спальню. Жилые помещения размещались на третьем этаже или антресолях и имели низкие потолки. Прислуга жила на первом этаже, здесь также находились служебные помещения. Если дом был двухэтажный, то жилые комнаты, как правило, были на первом этаже и шли параллельно служебным помещениям.

Конец XVIII – начало XIX века – время господства классицизма, который предполагает четкий ритм и единый стиль размещения предметов мебели и искусства. Мебель обычно изготавливалась из красного дерева и украшалась накладками из чеканной золоченой бронзы или полос латуни. Из Франции и других европейских стран в Россию проник интерес к античности. Поэтому в интерьере этого времени мы увидим античные статуи и соответствующий декор. Под влиянием Наполеона в моду входит ампир, созданный архитекторами Ш.Персье и П.Фонтеном, с его духом роскошных императорских резиденций времен Римской империи. Мебель в стиле ампир делалась из карельской березы и тополя, часто окрашивалась в зеленый цвет – под старую бронзу, с позолоченными резными деталями. Часы, светильники делались из позолоченной бронзы. Стены комнат часто окрашивались в чистые цвета – зеленый, серый, синий, лиловый. Иногда они оклеивались бумажными обоями или имитировали бумажные обои, гладкие или полосатые, с орнаментом.

Анфиладу комнат в экспозиции открывает (конец XVIII – начало XIX века). В таком помещении мог находиться дежурный камердинер. Мебель красного дерева с накладками из латуни выполнена в стиле «жакоб».

Образцом для Портретной (1805-1810-е годы) стала соответствующая комната в усадьбе графа А.А.Аракчеева в Грузино. К сожалению, сама усадьба была полностью уничтожена в годы Великой Отечественной войны. Портретная оформлена в стиле раннего русского ампира, стены расписаны под полосатые обои.

Кабинет (1810-е годы) был обязательным атрибутом дворянской усадьбы. В представленном в экспозиции интерьере мебельный гарнитур сделан из карельской березы, письменный стол и кресло – из тополевого дерева. Окраска стен имитирует бумажные обои.

Столовая (1810-1820-е годы) – также выполнена в стиле ампир.

Спальня (1820-е годы) функционально разделена на зоны: собственно спальню и будуар. В углу находится киот. Кровать закрыта ширмой. В будуаре хозяйка могла заниматься своими делами – рукодельничать, вести переписку.

Будуар (1820-е годы) располагался рядом со спальней. Если позволяли условия, это была отдельная комната, в которой хозяйка дома занималась своими делами.

Прообразом Гостиной (1830-е годы) послужила гостиная П.В.Нащекина, друга А.С.Пушкина, с картины Н.Подклюшникова.

Кабинет молодого человека (1830-е годы) создан по мотивам пушкинского «Евгения Онегина» (интересно сравнить его с , которая стала прообразом дома Лариных из этого романа). Здесь видно стремление к удобству и комфорту, активно используются декоративные ткани. Постепенно исчезает лаконичность, присущая ампиру.

Интерьеры 1840-1860-х годов

40-е – 60-е годы XIX столетия – время господства романтизма. В это время пользуется популярностью историзм: псевдоготика, второе рококо, неогрек, мавританский, позднее – псевдорусский стили. В целом, историзм господствовал вплоть до конца XIX века. Интерьеры этого времени характеризуются стремлением к роскоши. В комнатах обилие предметов мебели, украшений и безделушек. Мебель делали преимущественно из ореха, розового, сахарданового дерева. Окна и двери закрывали тяжелые драпировки, столы покрывали скатертями. На полы стелили восточные ковры.

В это время становятся популярными рыцарские романы В.Скотта. Во многом под их влиянием возводятся усадьбы и дачи в готическом стиле (я уже писала об одной из них – ). В домах также устраивались готические кабинеты и гостиные. Готика выражалась в витражах на окнах, ширмах, экранах, в декоративных элементах отделки комнат. Для украшения активно использовалась бронза.

Конец 40-начало 50-х годов XIX века отмечены появлением «второго рококо», иначе называемого «а-ля Помпадур». Оно выразилось в подражании искусству Франции середины XVIII столетия. В стиле рококо были возведены многие усадьбы (например, погибающая ныне Николо-Прозорово под Москвой). Мебель изготовлялась в стиле Людовика XV: гарнитуры из розового дерева с бронзовыми украшениями, вставки из фарфора с росписью в виде букетов цветов и галантных сцен. В целом, комната походила на драгоценную шкатулку. Особенно это было характерно для помещений женской половины. Комнаты на мужской половине были более лаконичны, но также не лишены изящества. Часто они были отделаны в «восточном» и «мавританском» стиле. В моду вошли диваны-оттоманки, стены украшало оружие, на полах лежали персидские или турецкие ковры. В помещении также могли находиться кальяны, курильницы. Хозяин дома облачался в восточный халат.

Примером вышесказанного служит Гостиная (1840-е годы). Мебель в ней выполнена из ореха, в декоративной отделке прослеживаются готические мотивы.

Следующее помещение – Желтая гостиная (1840-е годы). Гарнитур, представленный в ней, был сделан для одной из гостиных Зимнего дворца в Санкт-Петербурге, предположительно, по рисункам архитектора А.Брюллова.

Туалетная молодой девушки (1840-1850-е годы) выполнена в стиле «ореховое рококо». Подобная комната могла быть как в столичном особняке, так и в провинциальной усадьбе.

В Кабинете-будуаре (1850-е годы) в стиле «второе рококо» представлена дорогая мебель «а-ля Помпадур», фанерованная розовым деревом, с вставками из золоченой бронзы и расписного фарфора.

Спальня молодой девушки (1850-1860-е годы) поражает своей пышностью, она также является образцом «второго рококо».

Интерьеры 1870-1900-х годов

Этот период характеризуется сглаживанием различий между дворянским и буржуазным интерьерами. Многие старые дворянские фамилии постепенно беднели, уступая влияние промышленникам, финансистам, людям умственного труда. Оформление интерьера в этот период начинает определяться финансовыми возможностями и вкусом владельца. Технический прогресс и развитие промышленности способствовали появлению новых материалов. Так, появилось машинное кружево, окна стали украшать тюлевыми занавесками. В это время появляются диваны новых форм: круглые, двусторонние, совмещенные с этажерками, полочками, жардиньерками т.п. Появляется мягкая мебель.

В 1870-е годы под влиянием Всемирной выставки в Париже 1867 году в моду входит стиль Людовика XVI. Второе рождение переживает стиль «буль», названный так по имени А.Ш.Буля, работавшего при Людовике XIV – мебель декорировалась черепахой, перламутром, бронзой. Комнаты этого периода украшаются фарфором русских и европейских заводов. Стены украшали многочисленные фотографии в ореховых рамках.

Основным типом жилища становится квартира в доходном доме. Ее оформление характеризовалось часто смешением стилей, сочетанием несочетаемых вещей лишь по общности цвета, фактуры и т.п. В целом, интерьер этого времени (как и архитектура в целом) носил эклектический характер. Комнаты подчас более напоминали выставочный зал, нежели жилое помещение.

Входит в моду псевдорусский стиль. Во многом этому способствовал архитектурный журнал «Зодчий». Загородные дачи часто строились в этом стиле (например, подмосковное ). Если же семья жила в квартире, в псевдорусском стиле могла быть отделана одна из комнат, как правило, столовая. Стены и потолок обшивались панелями из бука или дуба, покрывались резьбой. Часто в столовой стоял массивный буфет. В декоративном оформлении использовались мотивы крестьянских вышивок.

В конце 1890-х годов складывается стиль модерн (от фр. moderne — современный), выражающийся в отказе от подражания, прямых линий и углов. Модерн – это плавные изогнутые природные линии, новые технологии. Интерьер в стиле модерн отличается единством стиля, тщательным подбором предметов.

Малиновая гостиная (1860-1870-е годы) поражает своей пышностью и роскошью стиля Людовика XVI в сочетании со стремлением к удобству и комфорту.

Кабинет (1880-е годы) отличается эклектичностью. Здесь собраны разные, часто несочетаемые предметы. Подобный интерьер мог быть в доме престижного адвоката или финансиста.

Столовая (1880-1890-е годы) выполнена в русском стиле. Обязательным атрибутом было кресло «Дуга, топор и рукавицы» В.П.Шутова (1827-1887). После Всероссийской выставки в Петербурге в 1870 году они приобрели огромную популярность. Вскоре подобные предметы мебели с различными вариациями стали изготовлять и другие мастера.

Кленовая гостиная (1900-е годы) – прекрасный образец стиля модерн.

Таким образом, перед нашими глазами прошел весь XIX век: от ампира с его подражанием античной культуре в начале века, через увлечение стилями историзма в середине века, эклектики второй половины столетия и неповторимого, ни на что не похожего модерна на рубеже XIX-XX веков.

© , 2009-2019. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта сайт в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.


Так оплакивала знаменитая поэтесса ту уходящую полудеревянную Москву (а перед Первой Мировой 52% зданий в Первопрестольной были из дерева). Но несмотря на строительный бум 1900х-1910х и масштабную перестройку города на протяжении всего XX в., а теперь и начала XXI в., в Москве удивительным образом продолжают сохраняться деревянные дома.

Среди них и рядовая двухэтажная застройка, и нелепые хозпостройки-сараи, и настоящие шедевры деревянного зодчества - и всё это вполне может быть даже внутри Садового кольца. Всего же в столице осталось не > 200 деревянных зданий, причём в чистом виде и того меньше - чаще всего они оштукатурены "по камень".




2004

Деревянный сруб с башней (храм?) в Коломенском - по-моему, привезенный откуда-то с севера
(сейчас там многие экспонаты деревянного зодчества перемещаются в другую часть парка - может, и этот переехал)

2005

Деревенский дом неподалёку от Крутицкого подворья:

С виду каменный, но вероятно оштукатуренный деревянный особняк на Новой Басманной
(правее - Басманная полицейская часть, здание 1780х)

Деревянная галерея и лестница с внутренной стороны одной из башен Данилова монастыря:

Наш второй, деревянный "Кремль" - Русское подворье и Вернисаж в Измайлове
Панорама с острова (и какой сейчас век? :)

Красивейший недостроенный в июне 2005 терем внутри подворья
(если не сгорел, то сейчас достроен)

Резное крыльцо там же:

Одна из башен "Кремля-2" со двора:

"Свистать всех наверх!"
Кафе "Бригантина" на территории Измайловского вернисажа:

Останкинский дворец-музей (1792-1798) в усадьбе Шереметевых напротив ТВ-башни:

Его "собрат" в усадьбе Кусково (1769-1775):

Ничем не примечательные "дачи" в Царицинском парке
(видимо, снесены в результате недавней большой реконструкции в Царицине):

Типичный образец послепожарной (после 1812) застройки Москвы - вишнёвый домик недалеко от Третьяковки:

Интересный ампирный особняк А.Арсеньевой (1834) на Большой Ордынке:

2006

Бревенчатая изба недалеко от МИДа:
(UPD - всё, весной 2008 дом снесён)

Ворота ("воссозданы" в 1951-1954) сгоревшего дома Поливанова (1822-1823) в Денежном переулке, на Арбате:

Нелепая пристройка в проулках на Садовом кольце, недалеко от Красных ворот:

Дом с резными наличниками в Б.Саввинском переулке:

Длинный коричневый дом начала XX в.
в переулках Плющихи и (у)местный там ("3 тополя...") июньский пух:

Мой самый любимый деревянный дом в Москве, один из красивейших и старейших в городе -
одноэтажный особнячок Г.А.Палибина (1818), там же на Плющихе:

т.н. "Погодинская изба" - дом профессора МГУ М.П.Погодина на Девичьем поле (1856):
недавно на памятнике архитектуры нынешние владельцы здания вставили стеклопакеты, идиоты

Двухэтажная Каланчёвка
полудеревянный дом и полуголые роллеры:

"Малые архитектурные формы" во дворах Каланчёвки:

Приплюснутый "сарай" в Нескушном саду:

"Резной" зелёный дом в переулках Мясницкой:

Старые домики купеческой Таганки:

Наполовину деревянный дом XIX в. на Рогожке
(говорят, обречён - на его месте планируется гараж-стоянка):

"Мой дядя самых честных правил..."
домик дяди Пушкина на Старой Басманной, у Разгуляя (1810е-1820е) и новый "доходный" дом за ним (1999):

Обшитый сайдингом дом в переулках Нового Арбата:

Дом-музей на М.Молчановке - здесь у своей бабули жил Миша Лермонтов во время учёбы в Университете:

"Архитектурный" хаос по-московски - в Колымажном переулке на Волхонке, напротив ХХС:
сталинская башня, свежий элитный и дореволюционный доходный дом и храм XVIII в. с деревянными пристройками:

Жилой дом Крашенинниковых, построенный в начале XIX века на Кожевнической улице, признали объектом культурного наследия регионального значения. Памятник архитектуры представляет собой каменное трехэтажное здание с подвалом.

«Его история начинается в 1800 году, когда семья московских купцов Крашенинниковых подала прошение о возведении нескольких строений на участке Кожевнической улицы, в том числе каменного двухэтажного дома. Однако при пожаре 1812 года застройка усадьбы сильно пострадала и была восстановлена лишь к 1817 году. С этого времени фасад дома и сохранился до наших дней», — рассказал руководитель столичного .

Изменения начались с 1896 года при купце 1-й гильдии Николае Растеряеве. Он переделал главное здание владения и со стороны двора возвел двухэтажную каменную пристройку. Растеряев занял постройками лудильного завода всю бывшую территорию сада. В 1908 году он образовал фабрично-торговое товарищество «Николай Сергеевич Растеряев». Здесь было железно-лудильное производство, где выпускались свинцовые трубы.

По оценочной описи 1914 года, строение занимали заводская контора, квартиры мастера, управляющего и служащих. А с 1930-х годов на территории бывшей усадьбы открыли авторемонтное предприятие «Аремкуз» Главмостранса.

Алексей Емельянов отметил, что дом Крашенинниковых сохранил только внешний облик. Интерьеры и оформление первого и второго этажей были полностью утрачены, так как здание переходило от владельца к владельцу на протяжении десятков лет. Его назначение менялось не единожды — в зависимости от желаний собственников. Сегодня в здании остались свойственные для городских построек того времени элементы: оконные и дверные проемы, цоколь, треугольные декоративные сандрики над окнами второго этажа и междуэтажный профилированный карниз.

Статус объекта культурного наследия регионального значения обеспечивает жилому дому Крашенинниковых охрану государства. Его запрещено сносить, а исторический облик здания не может быть нарушен, любые работы (ремонтные или реставрационные) проводятся только под контролем и после согласования с Департаментом культурного наследия.

Кожевническая улица — это древняя улица города, расположенная в районах Замоскворечье и Даниловский. Считается, что еще в XIV веке здесь была татарская слободка кожевников, где промывали в реке шкуры лошадей и выделывали из них кожу для различных изделий. В XV веке к югу оттуда, рядом с Симоновым монастырем, на высоком берегу Москвы-реки ногайские татары торговали лошадьми. Доподлинно известно, что постоянно мастера-кожевники здесь обосновались с XVI века, место для них было выбрано на низменном правом берегу, ниже по течению реки, — специально, чтобы отходы производства не загрязняли город. Этот район долгое время развивался как центр кожевенного производства, а в XIX веке здесь начали появляться крупные промышленные предприятия.

В Москве ведется постоянная работа по сохранению и восстановлению памятников архитектуры, список объектов культурного наследия регулярно растет. Только за последние семь лет охранный статус получили 695 памятников. Из них 370 — это выявленные объекты культурного наследия, а 325 — объекты культурного наследия как федерального, так и регионального значения.

Недавно список объектов культурного наследия также пополнил , расположенный в Старокирочном переулке. Памятниками архитектуры стали двухэтажное главное здание усадьбы, сторожка и каменная ограда с воротами.

Охранный статус также получил , в котором в 1899-1900 годах жил и работал писатель Антон Чехов. В июне его признали выявленным объектом культурного наследия. Четырехэтажное каменное здание расположено в Дегтярном переулке.