8 задание егэ русский. Алгоритмы выполнения заданий егэ по русскому языку

Восьмое задание ЕГЭ по Русскому проверяет навыки выпускников в области правильного написания слов. За его правильное выполнение можно получить один первичный балл. В задании нужно найти слово, в котором пропущена определенная гласная – или проверяемая, или непроверяемая, или чередующаяся. Для этого нужно хорошо разбираться в правописании корней с проверяемыми безударными гласными, чередующимися гласными, а также словарных слов, верный вариант написания которых нужно запомнить. Для облегчения повторения данной темы мы приводим теорию, основанную на материалах восьмого задания ЕГЭ.

Теория к заданию №8 ЕГЭ по русскому языку

  • проверяемая безударная гласная

Это – самый легкий вариант; для ее определения нужно подобрать такую форму слова, в которой гласная окажется под ударением. Например, «примирять», «хвастун», «зачерствевший» проверяются словами «мир», «хвастаться», «чёрствый». Иногда по слову без гласной сложно определить его значение, например «ув…дать» можно понять и как «увидать», и как «увядать». Это учтено при разработке заданий экзамена: подобные слова приводятся в контекстном словосочетании.

Корней с чередованием в русском языке не так много, можно их просто запомнить. В данной таблице приведены чередующиеся гласные в корне слова и правила их употребления. Однако нужно запомнить отсутствующие в ней исключения: притвориться, озарять, сочетать, уровень, поровну, ровесник, скачкообразный.

  • непроверяемая безударная гласная

Приводим таблицу, слова из которой чаще всего встречаются на экзамене.

А авангард, авантюра, адвокат, альманах, аннотация, аномалия, антагонизм, апартаменты, аплодисменты, апелляция
Б багаж, бойкот
В вакансия, великолепный, ветеринар, винегрет
Г габариты, гарнизон, горизонт
Д дезертир, декларация, дефицит, дилетант, директива, досконально
И игнорировать, иждивенец, интеллигентный, инквизиция
К кавычки, каламбур, календарь, каморка, карнавал, катастрофа, коварный, колдовать, комбинезон, компетентный, компоновать, компромисс, конституционный, конфорка, корифей, косметология, критерий
Л лелеять
М меридиан, меценат, мотивация
Н наваждение, ностальгия
О оригинальный
П палисадник, панорама, парадокс, пессимист, поролон, предварительный, привередливый, привилегия, примитивный, приоритет, пьедестал
Р реабилитация, регламент, резиденция, репетиция, реставрировать
С семинар, сертификат, сиреневый, стипендия, стремиться, суверенитет
У утрамбовать
Ф факультет, филармония, фестиваль
Ш шоколад, шовинизм, шоссе, шествовать
Э экипаж, экспонат, эксперимент, экскаватор, элемент, эксплуатация, экстремальный, экспедиция, эрудиция

Алгоритм выполнения задания

  1. Внимательно читаем задание, вспоминаем правило (чередование гласных в корне слова, проверяемые гласные в корне слова, непроверяемые гласные в корне слова).
  2. Вставляем пропущенные гласные в каждое приведенное в задании слово, определяем правило, на котором основано написание каждого слова.
  3. Находим нужное слово, записываем его, вставляя пропущенную букву. Записываем ответ.

Разбор типовых вариантов задания №8 ЕГЭ по русскому языку

Восьмое задание демонстрационного варианта 2018

  1. м..ценат
  2. см..риться
  3. г..ристая (местность)
  4. взр..стить
  5. комп..нент
Алгоритм выполнения:
  1. меценат смириться – проверяемая гласная в корне слова (смИрный); гористая (местность) – проверяемая гласная в корне слова (гОры); компонент
  2. Взрастить – слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня (корни раст – рос). Пишем на месте пропуска букву А , так как после нее идут согласные СТ .

Ответ: взрастить

Первый вариант задания

Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

  1. эксп…диция
  2. водор…сли
  3. к…лендарь
  4. к…шачий
  5. пост…лить
Алгоритм выполнения:
  1. Безударная проверяемая гласная – гласная, которую можно проверить, изменив слово и поставив ее под ударение: горА – гОры .
  2. Вставляем пропущенные гласные в каждое приведенное в задании слово: экспедиция, календарь – нужно запомнить (непроверяемая гласная в корне слова); водоросли, постелить – имеют чередующуюся гласную в корне.
  3. Кошачий – слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная. Подбираем проверочное слово, где гласная окажется под ударением: кОшка .

Ответ: кошачий

Второй вариант задания

Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

  1. в..рсистый
  2. ав..нтюра
  3. г..ревать
  4. прин..мать
  5. адв..кат
Алгоритм выполнения:
  1. Корни с чередованием гласных: бер – бир, кас – кос, лаг – лож и др.
  2. Вставляем пропущенные гласные в каждое приведенное в задании слово: ворсистый – проверочная гласная – проверочное слово вОрс ; авантюра – непроверяемая гласная в корне слова (нужно запомнить написание); горевать – проверяемая гласная в корне слова (гОре). Чередование «гор/гар» встречается в таких словах, как «загар, горелый, гореть, пригорать, огарок ». Адвокат – непроверяемая гласная в корне слова (нужно запомнить).
  3. Принимать – слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня (чередование ня/ним) : принять – принимать .

Ответ: принимать

Третий вариант задания

Определите слово, в котором пропущена безударная непроверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

  1. оп..сание
  2. л…леять
  3. вытв..рять
  4. развл..чение
  5. выч..слять
Алгоритм выполнения:
  1. Непроверяемая гласная в корне слова – гласная, правописание которой нужно запомнить (например: винегрет ).
  2. Вставляем пропущенные гласные в каждое приведенное в задании слово: описание – проверяемая гласная в корне слова (проверочное слово пИшем ); вытворять – чередующаяся гласная в корне слова (творчество – утварь); развлечение – проверяемая гласная, проверочное слово развлЕчься ; вычислять – проверяемая гласная в корне слова, проверочное слово чИсла .
  3. Лелеять – слово с непроверяемой гласной в корне, его правописание нужно запомнить.

Урок посвящен разбору задания 8 ЕГЭ по информатике


8-я тема — «Программирование алгоритмов с циклами» — характеризуется, как задания базового уровня сложности, время выполнения – примерно 3 минуты, максимальный балл — 1

Алгоритмические структуры с циклами

В 8 задании ЕГЭ используются алгоритмические структуры с циклами. Рассмотрим их на примере языка Паскаль.

  • Для знакомства и повторения цикла While , .
  • Для знакомства и повторения цикла For , .

Сумма арифметической прогрессии

Формула для вычисления n -ого элемента арифметической прогрессии:

a n = a 1 + d(n-1)

n членов арифметической прогрессии:

  • a i
  • d – шаг (разность) последовательности.

Сумма геометрической прогрессии

Свойство геометрической прогрессии:

b n 2 = b n+1 * q n-1

Формула для вычисления знаменателя геометрической прогрессии:

\[ q = \frac {b_{n+1}}{b_n} \]

Формула для вычисления n -ого элемента геометрической прогрессии:

b n = b 1 * q n-1

Формула для вычисления знаменателя геометрической прогрессии:

Формула для вычисления суммы первых n членов геометрической прогрессии:

\[ S_{n} = \frac {b_1-b_{n}*q}{1-q} \]

\[ S_{n} = b_{1} * \frac {1-q^n}{1-q} \]

  • b i – i-ый элемент последовательности,
  • q – знаменатель последовательности.

Решение заданий 8 ЕГЭ по информатике

ЕГЭ по информатике 2017 задание ФИПИ вариант 15 (Крылов С.С., Чуркина Т.Е.):

1 2 3 4 5 var k, s: integer ; begin s: = 512 ; k: = 0 ; while s

var k,s:integer; begin s:=512; k:=0; while s


✍ Решение:
  • В цикле k увеличивается на единицу (k — счетчик ). Соответственно, k будет равно количеству итераций (повторов) цикла. После завершения работы цикла k выводится на экран, т.е. это и есть результат работы программы.
  • В цикле s увеличивается на 64 . Для простоты расчетов возьмем начальное s не 512 , а 0 . Тогда условие цикла поменяется на s < 1536 (2048 — 512 = 1536):
s:=0; k:=0; while s < 1536 do begin ...
  • Цикл будет выполняться пока s<1536 , а s увеличивается на 64 , отсюда следует что итераций цикла (шагов) будет:
1536 / 64 = 24
  • Соответственно, k = 24 .

Результат: 24

Для более детального разбора предлагаем посмотреть видео решения данного 8 задания ЕГЭ по информатике:

10 Тренировочных вариантов экзаменационных работ для подготовки к ЕГЭ по информатике 2017, задание 8, вариант 1 (Ушаков Д.М.):

Определите, что будет напечатано в результате выполнения следующего фрагмента программы:

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 var k, s: integer ; begin k: = 1024 ; s: = 50 ; while s> 30 do begin s: = s- 4 ; k: = k div 2 ; end ; write (k) end .

var k,s: integer; begin k:=1024; s:=50; while s>30 do begin s:=s-4; k:=k div 2; end; write(k) end.


✍ Решение:

Результат: 32

Подробное решение смотрите на видео:

ЕГЭ 8.3:

При каком наименьшем целом введенном числе d после выполнения программы будет напечатано число 192 ?

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 var k, s, d: integer ; begin readln (d) ; s: = 0 ; k: = 0 ; while k < 200 do begin s: = s+ 64 ; k: = k+ d; end ; write (s) ; end .

var k,s,d: integer; begin readln (d); s:=0; k:=0; while k < 200 do begin s:=s+64; k:=k+d; end; write(s); end.


✍ Решение:

Рассмотрим алгоритм программы:

  • Цикл зависит от переменной k , которая каждую итерацию цикла увеличивается на значение d (вводимое). Цикл закончит «работу», когда k сравняется с 200 или превысит его (k >= 200 ).
  • Результатом программы является вывод значения переменной s . В цикле s увеличивается на 64 .
  • Так как по заданию необходимо, чтобы вывелось число 192 , то число повторов цикла определим так:
64 * x = 192 число повторов: x = 192 / 64 = 3
  • Так как в цикле k увеличивается на значение d , а повторов цикла 3 (при этом цикл завершается при k>=200 ), составим уравнение:
3 * d = 200 d = 200/3 ~ 66,66
  • Поскольку число получилось нецелое, то проверим и 66 и 67 . Если мы возьмем 66 , то:
66 + 66 + 66 = 198 (< 200)

т.е. цикл после трех прохождений еще продолжит работу, что нам не подходит.

  • Для 67 :
67 + 67 + 67 = 201 (>200)
  • Данное число 67 нас устраивает, оно наименьшее из возможных, что и требуется по заданию.

Результат: 67

Разбор задания смотрите на видео:

ЕГЭ по информатике задание 8.4 (источник: вариант 3, К. Поляков)

Определите, что будет напечатано в результате работы следующего фрагмента программы:

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 var k, s: integer ; begin s: = 3 ; k: = 1 ; while k < 25 do begin s: = s+ k; k: = k+ 2 ; end ; write (s) ; end .

var k, s: integer; begin s:=3; k:=1; while k < 25 do begin s:=s+k; k:=k+2; end; write(s); end.


✍ Решение:

Разберем листинг программы:

  • Результатом программы является вывод значения s .
  • В цикле s меняется, увеличиваясь на k , при начальном значении s = 3 .
  • Цикл зависит от k . Выполнение цикла завершится при k >= 25 . Начальное значение k = 1 .
  • В цикле k постоянно увеличивается на 2 -> значит, можно найти количество итераций цикла.
  • Количество итераций цикла равно:
n = 25 / 2 ~ 12

(т.к. k изначально равнялось 1 , то в последнее, 12-е прохождение цикла, k = 25 ; условие цикла ложно)

  • В s накапливается сумма арифметической прогрессии, последовательность элементов которой удобней начать с 0 (а не с 3 , как в программе). Поэтому представим, что в начале программы s = 0 . Но при этом не забудем, что в конце необходимо будет к результату прибавить 3!
s:=0 ; k:=1; while k < 25 do begin ...
  • Тогда арифметическая прогрессия будет выглядеть:
1 + 3 + 5 + 7 ... количество членов прогрессии - 12, т.к. 12 итераций цикла
  • Существует формула вычисления суммы арифметической прогрессии:

s = ((2 * a1 + d * (n — 1)) / 2) * n

где a1 — первый член прогрессии,
d — разность,
n — количество членов прогрессии (в нашем случае — кол-во итераций цикла)

  • Подставим значения в формулу:
(2 * 1 + 2 * 11) / 2 * 12 = 144
  • Не забудем, что мы к результату должны прибавить 3 :
144+3 = 147
  • Это и есть значение s , которое выводится в результате работы программы.

Результат: 147

Решение данного задания ЕГЭ по информатике видео:

ЕГЭ по информатике задание 8.5 (источник: вариант 36, К. Поляков)

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 var s, n: integer ; begin s : = 0 ; n : = 0 ; while 2 * s* s < 123 do begin s : = s + 1 ; n : = n + 2 end ; writeln (n) end .

var s, n: integer; begin s:= 0; n:= 0; while 2*s*s < 123 do begin s:= s + 1; n:= n + 2 end; writeln(n) end.


✍ Решение:

Разберем листинг программы:

  • В цикле переменная s постоянно увеличивается на единицу (работает как счетчик), а переменная n в цикле увеличивается на 2 .
  • В результате работы программы на экран выводится значение n .
  • Цикл зависит от s , причем работа цикла завершится когда 2 * s 2 >= 123 .
  • Необходимо определить количество прохождений цикла (итераций цикла): для этого определим такое наименьшее возможное s , чтобы 2 * s 2 >= 123 :
1 шаг: s = 2*1 2 =2 2 шаг: s = 2*2 2 =8 3 шаг: s = 2*3 2 =18 ... 7 шаг: s = 2*7 2 =98 (меньше 123, т.е. цикл еще работает) 8 шаг: s = 2*8 2 =128 (больше 123, цикл не работает!)

Либо просто нужно было бы найти такое наименьшее возможное четное число >= 123, которое при делении на 2 возвращало бы вычисляемый корень числа:

S=124/2 = √62 - не подходит! s=126/2 = √63 - не подходит! s=128/2 = √64 = 8 - подходит!

  • Таким образом, программа выполнит 8 итераций цикла.
  • Определим n , которая увеличивается каждый шаг цикла на 2 , значит:
n = 2 * 8 = 16

Результат: 16

Видео данного задания ЕГЭ доступно здесь:

ЕГЭ по информатике задание 8.6 (источник: вариант 37, К. Поляков со ссылкой на О.В. Гасанова)

Запишите через запятую наименьшее и наибольшее значение числа d , которое нужно ввести, чтобы после выполнения программы было напечатано 153 ?

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 var n, s, d: integer ; begin readln (d) ; n : = 33 ; s : = 4 ; while s < = 1725 do begin s : = s + d; n : = n + 8 end ; write (n) end .

var n, s, d: integer; begin readln(d); n:= 33; s:= 4; while s <= 1725 do begin s:= s + d; n:= n + 8 end; write(n) end.


✍ Решение:

Разберем листинг программы:

  • Цикл программы зависит от значения переменной s , которая в цикле постоянно увеличивается на значение d (d вводится пользователем в начале программы).
  • Кроме того, в цикле переменная n увеличивается на 8 . Значение переменной n выводится на экран в конце программы, т.е. по заданию n к концу программы должно n = 153 .
  • Необходимо определить количество итераций цикла (прохождений). Так как начальное значение n = 33 , а в конце оно должно стать 153 , в цикле увеличиваясь на 8 , то сколько раз 8 «поместится» в 120 (153 — 33)? :
120 / 8 = 15 раз (количество итераций цикла)
  • Как мы определили, цикл зависит от s , которая в начале программы s = 4 . Для простоты работы примем, что s = 0 , тогда изменим и условие цикла: вместо s <= 1725 сделаем s <= 1721 (1725-1721)
... s:= 0; while s <= 1721 do begin ...
  • Найдем d . Так как цикл выполняется 15 раз, то необходимо найти такое целое число, которое при умножении на 15 возвращало бы число большее 1721 :
1721 / 15 = 114,733 - не целое, не подходит 1722 / 15 = 114,8 - не целое, не подходит... берем кратное 5: 1725 / 15 = 115 - целое, подходит!
  • 115 — это наименьшее d при котором n станет равным 153 (за 15 шагов цикла).
  • Найдем наибольшее d . Для этого надо найти такое число, которое соответствует неравенствам:
14 * d <= 1721 при этом: 15 * d > 1721
  • Найдем:
14 * 122 = 1708 (<=1721) 15 * 122 = 1830 (>1721)
  • Наибольшее d=122

Результат: 115, 122

Смотрите видео данного 8 задания ЕГЭ:

8 задание. Демоверсия ЕГЭ 2018 информатика:

Запишите число, которое будет напечатано в результате выполнения следующей программы.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 var s, n: integer ; begin s : = 260 ; n : = 0 ; while s > 0 do begin s : = s - 15 ; n : = n + 2 end ; writeln (n) end .

var s, n: integer; begin s:= 260; n:= 0; while s > 0 do begin s:= s - 15; n:= n + 2 end; writeln(n) end.


✍ Решение:
    Рассмотрим алгоритм:
  • Цикл зависит от значения переменной s , которая изначально равна 260 . В цикле переменная s постоянно меняет свое значение, уменьшаясь на 15 .
  • Цикл завершит свою работу когда s <= 0 . Значит, необходимо посчитать сколько чисел 15 «войдет» в число 260 , иными словами:
260 / 15 ~ 17,333...
  • Эта цифра должна соответствовать количеству шагов (итераций) цикла. Так как условие цикла строгое — s > 0 , то увеличим полученное число на единицу:
17 + 1 = 18 итераций цикла Проверим: 17 * 15 = 255 (< 260) 18 * 15 = 270 (> 260)
  • Проверим на более простом примере. Допустим, изначально s=32 . Два прохождения цикла даст нам s = 32/15 = 2,133.. . Число 2 больше 0 , соответственно, цикл будет работать еще третий раз.
  • В результате работы программа распечатывает значение переменной n (искомый результат). В цикле переменная n , изначально равная 0 , увеличивается на 2 . Так как цикл включает 18 итераций, то имеем:
n = 18 * 2 = 36

Результат: 36

Подробное решение данного 8 задания из демоверсии ЕГЭ 2018 года смотрите на видео:

Решение 8 задания ЕГЭ по информатике (контрольный вариант № 2 экзаменационной работы 2018 года, С.С. Крылов, Д.М. Ушаков):

Определите, что будет напечатано в результате выполнения программы:

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 var s, i: integer ; begin i : = 1 ; s : = 105 ; while s > 5 do begin s : = s - 2 ; i : = i + 1 end ; writeln (i) end .

var s, i: integer; begin i:= 1; s:= 105; while s > 5 do begin s:= s - 2; i:= i + 1 end; writeln(i) end.


✍ Решение:
  • Рассмотрим алгоритм. Цикл зависит от переменной s , которая уменьшается каждую итерацию цикла на 2 .
  • В цикле также присутствует счетчик — переменная i , которая увеличится на единицу ровно столько раз, сколько итераций (проходов) цикла. Т.е. в результате выполнения программы распечатается значение, равное количеству итераций цикла.
  • Поскольку условие цикла зависит от s , нам необходимо посчитать, сколько раз сможет s уменьшиться на 2 в цикле. Для удобства подсчета изменим условие цикла на while s > 0 ; так как мы s уменьшили на 5 , соответственно, изменим и 4-ю строку на s:=100 (105-5):
... s:= 100; while s > 0 do begin ...
  • Для того чтобы посчитать, сколько раз выполнится цикл, необходимо 100 разделить на 2 , т.к. s каждый шаг цикла уменьшается на 2: 100 / 2 = 50 -> количество итераций цикла
  • В 3-й строке видим, что начальным значением i является 1 , т.е. в первую итерацию цикла i = 2 . Значит, нам необходимо к результату (50) прибавить 1 .
  • 50 + 1 = 51
  • Это значение и будет выведено на экран.

Результат: 51

Решение 8 задания ЕГЭ по информатике 2018 (диагностический вариант экзаменационной работы 2018 года, С.С. Крылов, Д.М. Ушаков, Тренажер ЕГЭ):

Определите значение переменной c после выполнения следующего фрагмента программы. Ответ запишите в виде целого числа.

1 2 3 4 5 6 7 a: =- 5 ; c: = 1024 ; while a< > 0 do begin c: = c div 2 ; a: = a+ 1 end ;

a:=-5; c:=1024; while a<>0 do begin c:=c div 2; a:=a+1 end;1000 do begin s : = s + n; n : = n * 2 end ; write (s) end .

var n, s: integer; begin n:= 1; s:= 0; while n <= 1000 do begin s:= s + n; n:= n * 2 end; write(s) end.


✍ Решение:

    Рассмотрим алгоритм:

  • Условие цикла зависит от переменной n , которая изменяется в цикле согласно получению степеней двойки:
1 2 4 8 16 32 64 128 256 512 1024
  • Когда переменная n принимает значение 1024 (11-й шаг цикла), условие цикла становится ложным и цикл перестает работать. На экран выводится значение s.
  • Переменная s — это сумма элементов геометрической прогрессии, т.к. в ней аккумулируются значения n

    Запишите число, которое будет напечатано в результате выполнения следующей программы:

    Паскаль:

    1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 var s, n: integer ; begin s : = 522 ; n : = 400 ; while s - n > 0 do begin s : = s - 20 ; n : = n - 15 end ; write (s) end .

    var s, n: integer; begin s:= 522; n:= 400; while s - n > 0 do begin s:= s - 20; n:= n - 15 end; write(s) end.


    ✍ Решение:
    • В алгоритме присутствует цикл. Для того, чтобы разобраться в алгоритме, выполним трассировку начальных итераций цикла:
    • Видим, что в условии разница между значениями составляет 5 :
    122 - 117 = 5 117 - 112 = 5 ...
  • Таким образом, чтобы определить количество итераций (шагов) цикла, необходимо значение условия цикла, полученное в первой итерации, разделить на 5 :
  • 122 / 5 = 24,4 24 * 5 = 120 (120 + 2 = 122)

    Это значит, что на 24-й итерации цикла переменные s и n получили такие значения, после которых условие еще осталось истинным: 2 > 0. На 25-м шаге выполняется это условие:

  • В конце выполнения 25-й итерации, получаем условие для 26-й итерации:
  • 25 * 5 = 125 (125 - 3 = 122)
  • Значит, всего в цикле присутствует 25 итераций , в каждой из которых s уменьшается на 20 . Посчитаем, на сколько уменьшится значение s в общем:
  • 25 * 20 = 500 (за 25 итераций) 522 - 500 = 22 (вычитаем из исходных данных)

    Результат: 22

    Предлагаем посмотреть видео решения задания:

    ЕГЭ. Русский язык. Как легко выполнить задание № 8?

    Задание № 8 имеет 3 варианта.

    1 вариант задания № 8

    Алгоритм ответа:

      Исключите все слова с чередующейся гласной в корне. Как их определить, читайте ниже (в данном примере это слова заМЕР еть и наКЛОН иться)

      Исключите все слова с непроверяемой гласной в корне. Как их найти, читайте ниже.(В данном примере это слово ФЕ ДЕРАЛЬНЫЙ)

      Не путайте букву, пропущенную в корне, с буквой, пропущенной в суффиксе (в данном примере это НЕПРАВИ ЛЬНО)

      Обязательно проверьте гласную в корне, в которой, по вашему мнению, есть безударная проверяемая(прими рять –мИ р).

      Трудно. Не путайте чередующуюся гласную с проверяемой. Главное отличие чередующегося корня - это то, что у такого корня есть всегда пара с другой буквой , причём это однокоренные слова, поэтому значение корня у них примерно одинаковое.

    Сравните:

    уМИР ать- уМЕР еть – это пара слов с разными буквами в корне, в них смысл корня примерно одинаковый.

    НО !!! прМИР ять друзей - данный корень со значением «мир» никогда не будет писаться с гласной Е.

      Трудно. Правильно находите корень. Например, в слове НАСЛАЖД АТЬСЯ корень не лаж (вы тогда спокойно могли бы написать ЛОЖ), а СЛАЖД , поэтому никакого корня с чередованием здесь нет. Это проверяемая гласная в корне слов- СЛАДК ий.

      ОТВЕТ в данном примере: примИрять врагов.

      Ответ записывайте только тогда, когда вы смогли подобрать слово, в котором данная буква стоит под ударением. Правильно найденное слово, но написанное с ошибкой,- это неверный ответ !

    2 вариант задания № 8

    Алгоритм ответа:

      Исключите все слова с чередующейся гласной в корне (возРАСТ ,расСТЕЛ ить)

      Исключите слова с проверяемой гласной в корне (дрО бить – дрО бь. развЕ вающийся флаг- вЕ ет)

      Помните, что чаще всего слова с непроверяемой гласной - это иноязычные слова, то есть их значение нужно объяснять, оно может быть непонятно (кО нституционный).Однако бывают слова и не иноязычного происхождения (опрЕ делить)

      Ответ: кОнституционный

    3 вариант задания № 8

    Алгоритм ответа:

      Исключите слова с проверяемой гласной в корне (встрЕ чая- встрЕ ча)

      Исключите все слова с непроверяемой гласной в корне (аплО дировать, артИ ллерия, дИ ректор)

      Чередующиеся корни запоминайте зрительно, просто выучите их и помните, что у них всегда есть пара , значение корня в них примерно одинаковое (соБИР ать- соБЕР ёт)

      В задании необходимо не только найти данное слов, но и ВЕРНО его написать. Поэтому учите правила , запоминайте исключения.

      Ответ: собИрать

    Запомните корни с чередованием:

    Без ударения - О

    гар-гор

    клан-клон

    твар-твор

    Без ударения - А

    зар-зор

    плав-плов

    Зависит от последующей буквы в корне

    раст-ращ-рос

    лаг-лож

    скак-скоч

    Зависит от суффикса А, стоящего после корня

    кас+А - кос

    Зависит от значения

    равн-ровн

    мак-мок

    Завис т от суффикса А.

    Если после корня суффикс А, то в корне пишется И

    бер-бир

    дер-дир

    мер-мир

    пер- при

    тер-тир

    бест-блист

    стел-стил

    жег-жиг

    чет-чит

    Буквы в корне им

    (занять- занИмать)

    ин

    (начать- начИнать)

    Запомните исключения и пишите их правильно

    Разберём примеры

    Пример 1

    Образец рассуждения

      Нахожу проверяемые корни : опИ сание- опИ шет, развлЕ чение- рзвлЕ чь, вычИ слять- чИ сла

      Нахожу чередующиеся корни: вытвОр ять

      Ответ: лЕ леять

    Пример 2

    Образец рассуждения

      Нахожу проверяемые корни (в данном варианте их нет)

      Нахожу непроверяемые корни (экО лгия, гИ мназист,сИ мпатия, этИ кетка)

      Нахожу чередующиеся корни (начИ нающий)

    Пример 3

    Опре­де­ли­те слово, в ко­то­ром про­пу­ще­на без­удар­ная про­ве­ря­е­мая глас­ная корня. Вы­пи­ши­те это слово, вста­вив про­пу­щен­ную букву.

    изгот..вле­ние

    ф..ло­ло­гия

    расст..лать

    предл..жение E-mail

    Их написание подчиняется разным закономерностям. Прочитай правила, рассмотри примеры.

    Для верного выполнения задания требуется уметь определять, к какому из этих трёх случаев относятся примеры в твоём варианте КИМа.

    Задание предусматривает знание того, как пишутся слова. Для правильного ответа нужно уметь безошибочно идентифицировать орфограмму. Это действие похоже на прохождение паспортного контроля на границе: пограничник взглянул на тебя, посмотрел на фото в паспорте, и путь свободен. Перед тобой 5 слов и формулировка задания. Сначала пойми, что нужно искать.

    Если задание на проверяемые гласные, это одно, если на чередующиеся, то другое.

    Вспомним, что есть что.

    Проверяемые безударные гласные в корне: коза´, козёл — ко´зы

    В безударном положении в корне слова пишется та же гласная, что и под ударением.

    Почему пишем букву о , а не а в словах: коз а , коз ёл ? Потому что — ко´ з ы !

    Как проверить?

    Подобрать то же самое слово, но в другой форме: коза´ , козёл - ко´ зы (мн.ч.) или родственное слово, то есть слово с тем же корнем: коза´ , козёл - ко´ зий, ко´ злик .

    Не путай:

    Ошибочно подбирать в качестве проверочных слов:

    • слова с другим значением: частота — чисто, чистота — часто
    • слова с чередованием гласных в корне: загорать — загар, заря — зори
    • глаголы другого вида: опоздать — опаздывать, усвоить — усваивать

    Непроверяемые безударные гласные в корне: соба´ ка, карака´ тица, камо´ рка

    Это самое глупое из всех правил, потому что это вообще не правило! Почему? Потому что нет действия, которое помогло бы принять решение, какую букву писать. Единственное, что можно сделать, это найти нужное слово в словаре. Так советуют все учебники. Но словаря может не оказаться под рукой. Значит, такие слова нужно заучивать. Чем больше таких слов ты будешь знать, тем лучше. Постепенно у тебя разовьётся интуиция, и слова с непроверяемыми гласными не будут создавать трудности. Итак, несмотря на кажущуюся глупость, это правило очень полезно!

    Если не удаётся отнести слово к словам с чередующимися гласными в корнях и подобрать проверочные слова (изменив форму слова или поискав однокоренные слова), то перед тобой слово с непроверяемой гласной.

    Примечание:

    После успешной сдачи ЕГЭ можно вернуться к совету №1. Для жизни не повредит.

    Чередующиеся гласные в корне

    Чередование гласных в корнях русских слов — системное явление. Корней с чередующимися гласными много, но в школьной практике изучают обязательный список. В него входят 20 корней, которые представлены ниже. Их нужно запомнить и твёрдо знать весь список. Это поможет избежать множества досадных ошибок.
    Иногда меня спрашивают в письмах: «А почему вы не даёте корень -лог- ? Ведь на самом деле чередование не -лаг-//-лож-, а -лаг-//-лог-//-лож-
    Всё просто. Я предлагаю тот вариант, который представлен в большинстве школьных учебников. Единый экзамен готовится ФИПИ, который обещает, что различия в программах не окажут влияния на результат экзамена. До сих пор эта установка соблюдалась. А -лог - пусть вас не волнует: он бывает только под ударением! Подлог, залог, предлог и прочие. А в заданиях у вас будут только слова с безударными корнями. Поэтому я считаю, что не стоит отвлекать вас на этот и другие подобные случаи.

    Тем, кто хочет узнать не коротенький, школьный список, состоящий из 20 корней, а полный список всех корней с чередующимися гласными, рекомендую самый авторитетный источник: «Полный академический справочник » под редакцией В. Лопатина.

    А здесь мы вспомним то, что все вы изучали в школе.

    1. Чередование гласных в корнях бер//бир , пер//пир , мер//мир , жег//жиг , тер//тир , дер//дир , чет//чит , блест//блист , стел//стил : стереть-стирать

    Если в слове с корнями: -бер- //-бир- , -пер- //-пир- , -жег- //-жиг- , -мер- //-мир- , -тер- //-тир- , -дер- //-дир- , -чет- //-чит- , - блест- //-блист- , -стел- //-стил-

    есть суффикс а , пиши в корне и : убир а ть , блист а ть ,
    нет суффикса а , пиши е: бер ёт , блест еть .

    2.Чередование гласных в корнях кос//кас : коснуться — касаться

    Если в слове

    • есть суффикс а , пиши в корне а : кас а ться , кас а ние ,
    • нет суффикса а , пиши о: кос нуться , прикос новение

    3.Чередование гласных в корнях мок//мак : вымок — макать

    Если в словах с корнями -мок- //-мак- значение:

    «пропускать жидкость, впитывать жидкость», то пиши о: вымок под дождем ,
    «погружать в жидкость», пиши а: мак ать .

    4. Чередование гласных в корнях ровн//равн : выровнять —уравнять

    Если в словах с корнями -ровн- //-равн- значение:

    «ровный, гладкий», пиши о: выровн ять дорогу , заровн ять ямки ,
    «равенство», пиши а: уравн ять в правах , равн осторонний .

    5. Чередование гласных в корнях гор//гар , твор//твар , клон//клан : блин подгоре´ л

    Если корни -гар- //-гор- , -твар- //-твор- , -клан- //-клон-

    без ударения, пиши о : гор и´ т , клон и´ лся , твор и´ ть ,
    под ударением, пиши, как слышишь: зага´ р , кла´ н яться , тво´ р чество , тва´ рь .

    Исключение:
    при´ гарь

    6. Чередование гласных в корнях зор//зар : заря´

    Если корни -зар- //-зор-

    без ударения, пиши а: заря´ , зарни´ цы
    под ударением, пиши, как слышишь: зо´ ри.

    Исключение: зорева´ ть

    7. Чередование гласных в корнях плов//плав : поплаво´ к- пловцы´ (искл.)

    Если корни -плав- //-плов-

    без ударения, пиши а: поплаво´ к ,
    под ударением пиши, как слышишь: пла´ вать , пла´ вание , заплы´ в .

    Исключение: пловцы´ , плове´ ц, пловчи´ ха, плывуны´

    8. Чередование гласных в корнях рос//раст//ращ , лаг//лож , скак//скоч : выросло растение , слагаемое — сложение , скакать — выскочка

    Если в корне согласные:

    • с, пиши о : росла ,
      ст или щ , то а : расти , выращенный ,
    • ж , пиши о : предложение ,
      г , то а : слагаемое ,
    • ч , пиши о : выскочка ,
      к , то а : скакалка .

    Исключение: росто´ к, ростово´ й, ростовщи´ к, вы´ рост, подростко´ вый (наряду с литературной нормой подро´ стковый )и их производные: росточек,ростовщичий и др.

    Типичные случаи нарушения синтаксических норм

    1. Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

      благодаря (кому) другу
      вопреки (чему) ожиданию
      согласно (чему?) расписанию

      по приездЕ в Казань
      по истечениИ срока
      по прибытиИ домой

      • Запомните, что предлоги БЛАГОДАРЯ,СОГЛАСНО, ВОПРЕКИ употребляются только с дательным падежом:
      • Предлог «ПО» управляет предложным падежом.
    2. Нарушение согласования
    3. Ошибка в построении сложного предложения, которые бывают трех видов:
      • сложносочиненные (состоят из равноправных частей)
      • сложноподчиненные (состоят из главной и придаточных частей)
      • сложные предложения с разными видами связей
    4. Нарушение в построении предложения с обособленным определением
    5. Неправильное употребление им. числительного
      Чтобы найти ошибку, нужно знать правила склонения числительных :
      • У сложных числительных склоняются обе части слова, а у порядковых числительных изменяется только последнее слово;
      • Числительное «оба» употребляется только с существительными, имеющими форму единственного числа;
      • Числительные «двое», «трое» и др. не употребляются с существительными женского рода и со словами, обозначающих взрослых животных.
    6. Неправильное употребление местоимения.
    7. ​Неправильное построение предложения с косвенной речью.
    8. Ошибка в построении предложения с однородными членами
      Чтобы найти ошибку, нужно уметь находить однородные члены в предложении, а также знать основные правила:
      • Нельзя объединять в однородный ряд глаголы и существительные, полные и краткие формы прилагательных и причастий, причастный или деепричастный оборот и придаточное предложение, родовые и видовые понятия, а также далекие по смыслу понятия.
      • Нельзя употреблять общее зависимое слово при однородных членах, требующих разного управления. Эта ошибка также называется «Нарушение управления при однородных членах предложения».
      • Двойные союзы не должны быть искаженными, а также необходимо соблюдать верный порядок слов при использовании двойных союзов.
      • Не должно быть избыточного использования союзов.
    9. Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением.
    10. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым.
      Чтобы найти ошибку, нужно уметь определять подлежащее и сказуемое в предложении, а также знать основные правила :
      • Сказуемое должно быть согласовано с подлежащим, а не со второстепенными членами предложения.
      • Если подлежащим является существительное мужского рода, обозначающее должность или профессию, то род сказуемого определяется из контекста. Если присутствует указание на женский пол, сказуемое должно быть женского рода, в противном случае – мужского.
      • Если подлежащим является сложносокращенное слово, род сказуемого определяется главным словом из словосочетания.
      • Местоимение «кто» употребляется с глаголом в единственном числе и мужском роде.
      • Обособленный оборот не влияет на форму сказуемого.
      • Если числительное является подлежащим и оканчивается на один, то сказуемое должно быть в единственном числе.
    11. Нарушение в построении предложения с причастным оборотом.
      Чтобы найти ошибку, нужно уметь находить в предложении причастный оборот, а также знать основные правила:
      • Причастный оборот должен быть согласован с определяемым словом;
      • Причастный оборот не должен быть удален от определяемого слова;
      • Причастный оборот не должен разбиваться на части определяемым словом.