Как фотографировать водопады. Как фотографировать водопады и прочие сюжеты с водой

Вода – это жизненная сила. Никто и ничто не может существовать без воды, она повсюду – опасна и прекрасна одновременно. И нам, как фотографам, было бы просто безумием игнорировать это, казалось бы, обыденное, однако настоящее чудо природы. В этой статье мы поговорим о том, как снимать воду в движении, как сделать снимок «живым» и создать тот самый эффект магической размытости бегущей воды.

Фотографируем текущую воду: Выбор места съемки

Для начала подумайте, в каком контексте вы хотели бы запечатлеть воду. Вариантов масса, все зависит от ваших возможностей и местоположения. Если вы хотите передать на снимке энергию и драматизм бегущей воды – снимайте водопады, если хотите работать с чем-то более простым и предсказуемым – в вашем распоряжении городские фонтаны. Если вам больше по душе что-то более просторное и масштабное – отправляйтесь на береговую линию, а более интересное и творческое изображение создадут бегущие реки.

В каждом из упомянутых состояний вода своеобразна, и хотя предмет съемки у нас остается один, каждый из них имеет свои технические особенности съемки. Какие именно, мы обсудим ниже.

Фотографируем текущую воду: Основные правила

До того, как мы перейдем к техническим деталям, вспомним основы любой ландшафтной съемки. Надо понимать, что ваши фотографии не будут выглядеть потрясающе только потому, что на них есть вода – вы должны убедиться, что все элементы кадра, такие как композиция, хорошо продуманы. Поэтому для начала выберите точку съемки, изучите объект, характер и направление движения воды, определите наиболее выгодный ракурс. Чтобы определить зрительные центры кадра воспользуйтесь классическим «правилом третeй».

Фотографируем текущую воду: Технические хитрости

Теперь поговорим о настройках камеры. На самом деле ключевым параметром в съемке движения воды является выдержка. Именно длительная выдержка придает снимкам ту самую магическую размытость бегущей воды и превращает вполне обычные пейзажи в настоящие шедевры.

Итак: для начала установите камеру на штатив. Чем устойчивее будет камера, тем лучше. В идеале можно использовать таймер спуска затвора или тросик, чтобы избежать малейшего сотрясания фотоаппарата.

В настройках выберите съемку с «приоритетом выдержки». Выставите значение выдержки от 1/10 секунды и более. С настройками экспозиции придется поэкспериментировать. Чтобы компенсировать поступающее количество света на матрицу (из-за высокой выдержки) выставите низкое значение диафрагмы (f7 и далее, зависит от возможностей вашей оптики). Также стоит поставить минимальное значение ISO.

Лучший вариант - использовать фильтры нейтральной плотности (Neutral Density filter). Они позволяют уменьшить количество поступающего света без изменения таких параметров изображения, как контрастность и цветность. Фактически, они позволяют вам снимать днем на «ночных» значениях экспозиции.

После того, как вы закончили с настройками, приступайте к съемке!

Фотографируем текущую воду: Не ограничивайте себя

Не ограничивайте свое фото-видение и не забывайте, что вода существует не только в природных водоемах. Она окружает нас всюду: это брызги и капли, небольшие струйки воды. Чтобы правильно сфотографировать воду, попробуйте сначала понаблюдать и понять, как вода реагирует на различные физические явления

В то время как при съемке больших водоемов момент съемки движения воды зависел от длинной выдержки, чтобы показать размытость движения, то съемка небольшого количества воды, подразумевает под собой «заморозку» действия. То есть нужна будет очень короткая выдержка и высокая скорость съемки. Чтобы схватить момент движения можно использовать режим «непрерывной» съемки.

Фотографируем текущую воду: Пойти и сделать

Надеемся, что в нашей статье вы нашли для себя несколько полезных советов и теперь сможете самостоятельно приступить к съемке. Если вы соберетесь снимать природные водоемы, планируйте на это много времени. Скорее всего, с первого раза у вас не получится сделать все идеально, но не бойтесь экспериментов, работайте над собой и вы будете не раз за это вознаграждены. И помните, чтобы сделать свой идеальный кадр бегущей воды не обязательно отправляться в дальнюю поездку, оглянитесь вокруг: брызги, капли, струйки воды и дождевые лужи – вода повсюду, повсюду бесконечное поле для экспериментов.

Христиан Хойберг - норвежский фотограф-путешественник, специализирующийся на пейзажах. Его страсть к исследованиям дала возможность сфотографировать много красивых и уникальных мест. Христиан с удовольствием делится своими знаниями и обучает фотографов всех уровней.

Как он сам говорит, с самого начала карьеры его привлекала вода. Будь то океан или водопад. Вода очаровывала. В представленном уроке Христиан Хойберг делится своими приёмами съёмки водопадов.

Оборудование

Съёмка водопадов может быть сложной. Вы во время съёмки оказываетесь в реке, в множестве брызг, поэтому и вы, и оборудование можете промокнуть. Мало сделать пару снимков и уйти. Для того чтобы захватить красоту, оборудование должно быть особым.

Прочный штатив

Техника длительной экспозиции очень популярна при фотографировании водопадов. Удерживать камеру неподвижно несколько секунд без штатива невозможно. Его применение гарантирует резкое изображение водопада.

Обратите внимание на слово «крепкий». Причина, по которой я акцентирую на этом внимание, проста: вы часто будете находиться в сильном потоке. Дешёвый лёгкий штатив быстро опрокинется.

Фильтры

Они очень помогут вам. Используйте фильтр для уменьшения бликов и отражений, либо для размытия воды. Поляризатор отлично работает для удаления нежелательного блеска и увеличения времени выдержки. Использование ND-фильтра также отлично подходит для фотографирования водопадов. Он позволит получить более высокую выдержку, но она не уберёт блеск воды.

Аксессуары

Штатив и фильтры - определяющие инструменты, но есть некоторые аксессуары, которые облегчат задачу и сделают изображение более чётким.

Пульт спуска затвора. Он уменьшает количество вибраций камеры. Повышение чёткость при его использовании очень заметно.

Ткань из микрофибры. Проблема съёмки водопадов - брызги воды. Они будут вне зависимости от того где вы располагаетесь. Мелкая водяная пыль будет всюду, даже если это мало заметно. Использование тряпочки из микрофибры позволит вам держать линзу сухой, без капель и грязи. Это облегчит постобработку, поскольку вам не придётся тратить времени на удаление брызг.

Воздуходувка. Большинство людей используют её для чистки фотоаппарата, но это не все её положительные свойства. Ещё одна проблема съёмки водопадов - конденсат. Объектив или фильтр может покрываться росой так, что вы почти ничего не сможете увидеть на изображении. Воздуходувка вместе с салфеткой устранят эту проблему.

Дождевик. Он может потребоваться не каждый раз, но периодически он бывает важен. Он не защитит стекло, но позволит оставаться сухой самой камере. Без дождевика есть риск вернуться домой с неработающей камерой.

Методы

Нет чётких правил. То, что для одного красиво, может казаться некрасивым для другого. Описанное ниже используйте не как руководство, а как советы.

Поиск точки съёмки

Изменение точки съёмки может кардинально изменить изображение. Выбор обусловлен местоположением и пейзажем. Автор данных советов предпочитает низкую перспективу, поскольку это даёт лучший передний план.

Обойдите район вокруг водопада, поищите композицию и перспективу. Когда вы найдёте место съёмки, которое вам нравится, попробуйте опустить камеру до уровня земли, поднимите до уровня глаз и выше. Эти действия помогут вам сделать выбор.

На изображении ниже камера была в 10 см от воды. Использование такой низкой перспективы помогло в полной мере показать поток на переднем плане. Это поменяло изображение и сделало хорошую композицию.

Другая фотография, сделанная в Орегоне, имеет гораздо более высокую перспективу. В данном случае камера была на высоте 1-1.5 м над землёй. Из-за отсутствия интересных передних планов и плотной композиции более высокая точка съёмки работала лучше.

Используя элементы вокруг, в данном случае кусты, вы можете заполнить рамку фотографии интересными темами.

Стремление к низкой драматичной перспективе является общей ошибкой. Это хорошо, но не всегда. В первую очередь для этого должен быть интересный передний план. Обратите внимание на изображение ниже. Что под водопадом? Кроме камней ничего. Если бы там была вода, то передний план бы удался, но этого нет.

Заполняйте рамку тем, что вы считаете прекрасным. Для этого снимите камеру со штатива и посмотрите на композицию с разных сторон. Возможно, более высокая перспектива заполнит рамку лучше, чем низкая.

Выдержка

Вы все видели изображения с белым шелковистым потоком. Как это возможно?

Обратим ещё раз внимание на оборудование: штатив, пульт дистанционного управления, поляризационные и ND-фильтры. Это можно сделать и без фильтров, если вы фотографируете во время сумерек или на рассвете, но часто фильтры бывают не лишними, при ярком свете. Эта техника невозможна без штатива.

Эффекта шелковистой воды можно добиться, применяя длительную выдержку. В зависимости от ожидаемого результата этот показатель может быть от нескольких секунд до нескольких часов. Установка выдержки в 1 секунду может стать сложной задачей днём, даже если вы снимаете с диафрагмой 22.

Чтобы этой проблемы избежать, вы можете применять фильтры для уменьшения количества света, не жертвуя при этом диафрагмой. Ранее уже было сказано о CPL и мягком ND-фильтре.

Выдержка зависит от скорости воды и желаемого эффекта. На фото выше скорость затвора была 0.4 секунды, чтобы получить мягкий эффект.

У использования длительной выдержки есть ещё одна проблема. Фотографируя реку, вы замечаете, что кусты и деревья тоже получаются смазанными из-за ветра. Исправить это сложно, но можно. Вот несколько советов:

  • Дождитесь момента, когда ветер стихнет.
  • Измените скорость затвора. Попытайтесь увеличить скорость затвора. Правда, вы можете потерять шелковистый эффект, поэтому делайте выбор: идеальный размытый водопад с нечёткими деревьями вокруг или резкое окружение и не идеальный водопад.
  • Захват нескольких экспозиций. Метод более совершенный, но требует навыков в работе с. Вы берёте одну экспозицию, где хорошо получился водопад, затем делаете ещё одну фотографию с более высокой скоростью затвора, которая делаёт чёткой окружающую среду. Затем во время постобработки смешиваете изображения и получаете идеальный снимок.

Выбирайте время суток

Как и в любой другой пейзажной фотографии, свет здесь очень важен для получения хорошего снимка. Многие фотографы работают только на рассвете или в сумерках. Также и с водопадами.

Свет, бесспорно, лучше во время захода или заката из-за низкого положения солнца относительно горизонта. Свет в это время особенно мягкий. При фотографировании днём, вы заметите, что вода сильно бликует, а может вообще иметь металлический вид. Окружающая среда тоже влияет на внешний вид воды, делая её менее привлекательной. Когда солнце низко, проблема не столь заметна. С этой точки зрения восход или закат идеальное время для съёмки.

Всё же можно фотографировать водопады и в полдень. Погода при этом должна быть облачной. Свет солнца будет не таким ярким и жёстким, количество бликов тоже уменьшится.

Безопасность аппаратуры

Ранее мы уже упоминали, что часто съёмка водопадов заставляет быть в центре реки, где много брызг. Это ведёт к намоканию камеры. Вот несколько советов, которые помогут сохранить вашу камеру и избежать пятен на фотографии.

Ткань из микрофибры была уже упомянута. Вам придётся вытирать линзы после каждого снимка.

При создании этого снимка пришлось постоянно вытирать объектив, поскольку автор стоял среди брызг, а ветер нёс капли воды прямо на фотоаппарат.

В любом случае использование специальной защитной экипировки продлит срок службы камеры.

Заключение

Подведём итог. Важно использование правильного оборудования. Крепкий штатив - наиболее важная деталь, обеспечивающая устойчивость камере и уменьшающая вибрации. Пульт дистанционного управления также поможет убрать вибрации. Воздуходувка приведёт объектив в порядок и даст чёткое изображение и упростит постобработку.

Используйте фильтры или фотографируйте с маленькой диафрагмой, чтобы увеличить скорость затвора и получить шелковистую воду. Рекомендуем фильтры CPL или ND Filter.

Лучшее время для съёмки водопадов - восход или закат, но неплохие фотографии получатся и в пасмурную погоду. Полуденное солнце же уничтожит изображение.

Есть разные способы, как можно взглянуть на воду, например, как на увлекательный фон из голливудских фильмов, мечтательный лесной ручей... или, может быть, как на элемент, полный движения. Узнайте, как фотографировать воду и каким законам фотографии она подчиняется. Пусть наши шесть советов для фотографирования воды помогут совершенствовать ваш творческий путь

Преимущество аквафото заключается в том, что водные пейзажи - вокруг нас. И практически каждая форма воды может хорошо выглядеть на снимках. Можно даже найти отличные места для съемки непосредственно возле своего дома. И если вдруг вам покажется, что "чего-то" недостает, можно отправиться дальше по воде…

Фотосъемка "Большой" воды

Большие поверхности воды, такие как пруды, озера и моря, могут выглядеть очень впечатляюще в кадре. Посмотрите на водную гладь на закате, вас удивит увиденное.


Canon 5D Mark IV, Canon EF 16-35 / 2.8 III, 1/13 S, F / 18, ISO 100, фокусное расстояние 16 мм

Полученное изображение напрямую зависит от экспозиции. В верхнем примере выдержка составляет 1/13 с, но картина резко изменится когда изменится экспозиция. Поэтому, если вы планируете использовать градиентный фильтр, или ND-фильтр, сильно зажимаете диафрагму для получения большей глубины резкости, вам придется использовать , чтобы минимизировать содрогание камеры и иметь возможность снять воду при большой выдержке. Обратите внимание, что движение воды будет размываться, и картина будет иметь более сказочный вид.


То же самое место. Снято Canon 5D Mark IV, Canon EF 16-35 / 2.8 III, 2,5 S, F / 22, ISO 100, фокусное расстояние 24 мм

Водная фотография - не повод снимать только на закате. Вы также можете фотографировать в течение всего дня. А еще можете снимать большие водные просторы, например, море. Чтобы ваша фотография не получилась скучной включите в пейзаж береговую линию.


Canon 5D Mark II, Canon EF 16-35 / 2.8 II, 1/80 S, F / 7,1, ISO 100, фокусное расстояние 16 мм

Как фотографировать поверхностные отражения

Интересно смотрятся на поверхности воды береговые линии. Деревья, постройки, вершины гор - все, что отражается в воде, добавляет снимку своеобразную историю.


Canon 5D Mark III, Canon EF 16-35 / 2.8 II, 1/60 S, F / 11, ISO 100, фокусное расстояние 35 мм

Обратите внимание, что делать такие снимки можно только при очень спокойной воде. Изучите "поведение погоды" в конкретной местности. Фотография выше была сделана ранним утром, весь остальной день дул сильный ветер и вершина горы Маттерхорн была видна только однажды.

Проще получить хорошее изображение, если объекты съемки находятся очень близко к небольшой водяной поверхности, где не бывает больших волн, например. Лучшими кандидатами для создания водной фотографии являются маленькие садовые бассейны или небольшие парковые озера.


Canon 5D Mark II, Canon EF 16-35 / 2.8 II 1/320 сек, F / 5.6, ISO 100, фокусное расстояние 20 мм

Еще один нюанс о котором нужно помнить при съемке отражений: в то время как для пейзажной фотографии рекомендуется размещать линию горизонта довольно высоко или наоборот низко, при фотографировании с поверхностью воды лучше всего располагать горизонт посередине. Таким образом, за счет симметрии, получится передать величественность и фотография действительно засияет. Но вам не обязательно придерживаться этой рекомендации любой ценой; с достаточно спокойной поверхностью воды можно даже сделать замечательные снимки, как показано ниже.


Canon 350D, Macro-Revuenon 24/4, 1/40 s, probably f/8, ISO 100, фокусное расстояние 24 mm

Как снимать воду против света

Фотографии в контражуре требуют специальных навыков съемки. Если вам повезет, то свет не будет слишком интенсивным, и ваша камера сможет захватить картину в полном динамическом диапазоне. В крайнем случае, солнце будет слишком "огненным" на картинке. И поскольку оно также отражается от зеркальной водяной поверхности, большая часть изображения будет слишком яркой.

Если эта проблема будет критичной, есть действенный способ решить ее. Сделайте несколько одинаковых снимков с различными настройками экспозиции. Для этого будет полезна встроенная функция фотокамеры под названием "Exposure bracketing " (или аналогичная). Когда вы ее активируете, то камера сделает серию снимков с разными показателями при нажатии кнопки спуска затвора. Далее совместите результат в одну фотографию при постобработке.


Canon 5D Mark IV, Canon EF 16-35 / 2.8 III, от 1/160 до 1/1250 S, F / 11, ISO 100, фокусное расстояние 23 мм

Фотографирование воды с помощью поляризационного фильтра

Вы также можете использовать другой трюк для съемки отражений - использовать . Поворачивайте его до тех пор, пока исчезнут все ненужные отражения и вы не получите идеальную водную поверхность. Чтобы получить представление о различии снимков с использованием поляризационного фильтра и без него, посмотрите на пару фотографий ниже.


Без поляризационного фильтра. Canon 5D Mark IV, Canon EF 24-70 / 2.8 II, 1/80 с, F / 8, ISO 400, фокусное расстояние 25 мм


С помощью поляризационного фильтра. Canon 5D Mark IV, Canon EF 24-70 / 2.8 II, 1/80 с, F / 8, ISO 400, фокусное расстояние 25 мм

Между тем, не стоит стремиться всегда полностью избавляться от отражений. В конце концов, они делают воду... водой.

Как фотографировать воду в фонтанах

Вода в городе довольно фотогенична. Поскольку фонтаны обычно маленького размера, их можно легко обойти и сфотографировать под разными углами. Так можно сделать много разных изображений всего за несколько секунд.


Canon 40D, Canon EF-S 10-22 / 3.5-4.5, 1/30 S, F / 8, ISO 100, фокусное расстояние 10 мм


Canon 40D, Canon EF-S 10-22 / 3.5-4.5, 1/160 S, F / 8, ISO 100, фокусное расстояние 10 мм

Если фонтан украшен скульптурами, можно подобрать угол съемки, когда они отражаются в воде. Это даст еще несколько вариантов композиции.

Canon 40D, Canon EF-S 10-22 / 3.5-4.5, 1/80 S, F / 8, ISO 100, фокусное расстояние 10 мм

Эксперименты со скоростью срабатывания затвора помогают оживить композицию снимка. Обратите внимание, что невысокая скорость затвора не заморозит движения воды, капли будут размытыми. Если вы действительно хотите остановить поток в кадре, используйте очень короткие выдержки.


Струя воды крупным планом. Canon 5D Mark II, Canon EF 24-105 / 4, 1/640 S, F / 4, ISO 200, фокусное расстояние 105 мм

Фонтаны, сфотографированные в ночное время - еще один особый случай. Снять достойно красоту воды в данном случае вам поможет использование штатива и длинные выдержки срабатывания затвора камеры. Это, к тому же, отличный способ получить кадр без туристов. Длительная выдержка срабатывает, как "антипипл-фильтр".


Canon 350D, Canon EF-S 18-55 / 3.5-5.6, 10,0 S, F / 22, ISO 100, фокусное расстояние 18 мм

Фотографирование воды в потоках и реках

Текущая вода может служить прекрасной возможность оживить изображение при съемке ландшафта. Большую часть кадра может занимать сам пейзаж, а ручей внести динамику в композицию.

Обратите внимание на форму водотока. Когда это просто прямая линия, вы можете получить хороший кадр, но он не будет привлекательным, если, конечно, прямая как стрела вода не служит динамическим указателем и не ведет взгляд зрителя к важным объектам съемки. Ищите повороты и вписывайте их в изображение. Одним из распространенных примеров являются ручьи в лесу, которые образуют S-образную кривую.

Canon 5D Mark III, Canon EF 16-35 / 2.8 II, 2.0 S, F / 22, ISO 100, фокусное расстояние 16 мм

Пробуйте

Возьмите фотографии из этой за основу. Отправляйтесь к ближайшему водоему и снимайте. Местность, которая находится рядом с вами, может быть очень перспективной в плане получения интересных фотографий с водной поверхностью. Пробуйте!

Canon 5D Mark III, Canon EF 70-200 / 2.8 IS II, 1,0 с, F / 16, ISO 100, фокусное расстояние 200 мм

Самый высокий водопад в мире – это Анхель, расположенный в Южной Америке, а точнее, в лесах Венесуэлы. Его высота составляет 979 метров – почти километр! Сделать хорошее фото такого водопада сложно уже из-за его высоты, и для многих фотографов такая попытка стала бы настоящим вызовом их мастерству. Для того, чтобы добиться нужного результата, понадобится не только подходящий объектив (вероятно, широкоугольный). Не менее важно занять правильную позицию для съемки.

Конечно, не каждый поедет в Венесуэлу, чтобы снять самый высокий в мире водопад. Но съемка любых водопадов – интересное и увлекательное занятие, особенно, если делать это правильно. А видеть результаты своих трудов в печатном виде на бумаге – вдвойне приятно.

Итак, вот десять советов, которые помогут научиться делать эффектные снимки водопадов:

1 . Чем выше, тем эффектнее . Даже если вы не планируете путешествие в Южную Америку, вы можете найти водопады, которые выглядят грандиозно именно из-за большой высоты. Особенно повезло тем, кто живет в Норвегии или имеет возможность побывать там (в Норвегии находятся семь из двадцати высочайших водопадов мира).

2 . Обращайте внимание на погодные условия . Конечно, вряд ли вы выйдете из дома с фотоаппаратом в руках, если погода не располагает к съемке. Но важно убедиться, что в том месте, куда вы собираетесь поехать, в данный момент нет осадков. В сезон дождей или снега многие водопады превращаются в бесформенные потоки воды.

3 . Планируйте свое путешествие . Постарайтесь заранее изучить местность и определить, какое время суток будет наиболее благоприятным для съемки. Хотя раннее утро и послеобеденное время считаются оптимальными в плане освещения, они могут оказаться не идеальными для съемки конкретного водопада. Выясните, в какое время суток водопад освещен лучше всего, а также, с какой стороны будет падать свет.

4 . Меняйте перспективу . Обычно фотографы стараются снять водопад целиком, снизу вверх. Однако, проявив немного творчества, вы можете получить очень необычный результат. Например, попробуйте забраться наверх или проникнуть под водопад. Конечно, в этом случае придется защищать фотоаппарат от брызг, но зачастую результат стоит дополнительных усилий и риска. Иногда на лодке можно заплыть за падающие струи воды и попытаться сделать снимок с «изнанки».

5 . Композиция меняет фотографию . Пробуйте менять фокусное расстояние, снимать с разных позиций, чтобы добиться более интересных результатов. Добавляйте в кадр другие объекты: деревья, скалы. Ключевым фактором может стать и выбор фотоаппарата и/или объектива. Опять же, пробуйте менять , чтобы понять разницу.

6 . Используйте фильтр . Водопад – это всегда резкие перепады цвета и освещения. Для усиления глубины цветового диапазона может подойти (ND). Полезным может стать и .

7 . Меняйте выдержку . Самые эффектные снимки часто получаются либо при очень длинной, либо при очень короткой . придает смягчающий эффект. Короткая позволяет запечатлеть отдельные капли воды в воздухе. Попробуйте и то, и другое. Вы должны знать .

8 . Используйте штатив . Неподвижное положение камеры очень важно, особенно, при длинной выдержке, если вы хотите получить ровное и слегка приглушенное изображение, а не мутное и смазанное. Также при длинной выдержке попробуйте использовать функцию автоспуска или дистанционный спуск затвора.

9 . Корректируйте баланс белого . Конечно, вы можете выбрать одну из предустановленных в фотоаппарате настроек или сцен, например, «облака» или «солнечная погода», однако, использование фильтра может изменить то, как камера отреагирует на заданные настройки. Одним из способов решения этой проблемы станет – тогда вы сможете откорректировать при пост-обработке на компьютере, например, в .

10 . Используйте брекетинг . Большинство фотоаппаратов поддерживает выдержки до трех ступеней. Данная функция позволяет охватить весь диапазон значений освещенности в одном снимке. Для этого потребуется объединить три снимка в один во время пост-обработки. Также некоторые фотоаппараты поддерживают режим , позволяющий объединить три снимка, сделанные с разной выдержкой, мгновенно и без использования компьютера.

Неважно, какой водопад вы собираетесь фотографировать, - делайте как можно больше снимков, меняйте объективы, пробуйте разные настройки камеры. Ведь самое большое разочарование наступает тогда, когда вы приходите домой, садитесь за компьютер, чтобы просмотреть готовые снимки, и вдруг понимаете, что совсем незначительные изменения могли бы повлечь значительно лучшие результаты.

Водопады являются интересным, но одновременно и сложным объектом для фотосъемки. Во-первых, водопады прекрасны, во-вторых, часто они находятся в местах с довольно сложным освещением, и, в-третьих, они очень динамичны, т.к. находятся в постоянном движении. Существует множество советов по фотосъемке водопадов, основные из них довольно просты:

1. Работайте с движением.

Фотографируя движущийся объект, вы можете делать это двумя способами. Во-первых, вы можете «заморозить» движение при помощи высокой выдержки, либо наоборот, используя длинную выдержку, которая размоет движущийся предмет, в нашем случае воду. Большинство фотографов используют второй вариант, и делают размытой воду, в этом случае вам будет нужна цифровая камера и штатив. Также не помешает поляризационный фильтр, если он у вас есть.

2. Как фотографировать водопад.

Сделайте контрольный снимок. Перед тем как начать экспериментировать – включите автоматический режим, убедитесь, что выключена вспышка и сфотографируйте водопад. Сделав кадр, обратите внимание на значение выдержки, которую выберет камера в автоматическом режиме. Скорее всего камера установит выдержку, при которой вода будет выглядеть застывшей. Контрольное фото буде отправной точкой для сравнения результатов, которые вы получите и основой для выбора выдержки.

Режим приоритета выдержки. Переключите камеру в режим приоритета выдержки. Чтобы получить красиво размытую воду постарайтесь использовать скорость выдержки от одной до двух секунд.

Штатив. При съемке водопадов необходимо, чтобы камера была абсолютно неподвижно пока затвор фотоаппарата открыт, добиться этого можно при помощи штатива. Звучит просто: установить фотоаппарат на штатив, установить режим приоритета выдержки, поставить выдержку в 1-2 секунды и сделать снимок. Но, к сожалению, в большинстве случаев все на много сложнее. Проблема с увеличением скорости выдержки заключается в том, что в камеру попадает большее количество света, и даже в довольно темный и пасмурный день вы увидите, что снимок получился передержанным (несмотря даже на то, что в режиме приоритета выдержки, камера установит минимальную диафрагму, чтобы компенсировать длинную выдержку).

Существует еще несколько советов, которые помогут сократить количество света, попадающего в камеру, чтобы улучшить уровень экспозиции.

Время съемки. Выберите правильное время дня, и у вас будет больше возможностей для использования более долгой выдержки. Самое удачное время это время около заката и рассвета. Также съемку предпочтительнее проводить в пасмурные дни, а не в солнечные.

Фильтры. Также поможет использование фильтров, которые ограничат попадание света в камеру. Существует множество фильтров, но я предпочитаю использовать поляризационный, который не только ограничивает попадание ненужного света, но и помогает улучшить снимки (уменьшая блики и отражения, которыми изобилует водопад). Еще один из фильтров, который может быть полезен – нейтральный светофильтр, помогающий сократить количество света – почти как солнцезащитные очки.

Режим приоритета диафрагмы. Если проблема с выдержкой осталась даже при съемке в более темное время и при использовании фильтров, тогда попробуйте переключиться в режим приоритета диафрагмы, и выберите наименьшее значение диафрагмы. На большинстве камер это значение f22 или f36. Результатом выбора будет то, что камера автоматически выберет наиболее долгую выдержку для данной диафрагмы. Возможно, это будут не 2 секунды, но в любом случае выдержка будет дольше, чем на вашем контрольном снимке, в результате вода будет более размыта. Также использование меньшей диафрагмы позволит добиться большей глубины резкости, и большая часть водопада будет в фокусе.

Низкое значение ISO. Выбирая меньшее значение ISO, вы уменьшите чувствительность камеры к свету, и позволит затвору камеры дольше оставаться открытым. Также это позволит избежать ненужных шумов и зерна и получить больше интересных деталей.

Правильная выдержка, конечно же, важна при съемке водопадов, но есть и не менее важные моменты.

Брекетинг снимков. При съемке водопадов важно делать серию кадров с разной выдержкой и диафрагмой. При этом можно получить разные виды одной и той же сцены с разной четкостью воды, глубиной резкости и уровнем цвета.

Композиция. Водопады можно фотографировать с разных углов и разными способами, от широкоугольных снимков, показывающих всю красоту водопадов, до обрезанных снимков, сосредоточенных на маленьких отрезках. Также обращайте внимание на то, как течет вода. Где-то это множественные потоки, где-то брызги, где-то одинокий поток. Пробуйте различные точки съемки водопада и экспериментируйте с тем, как будут выглядеть разные части при разных выдержках.

5. Не слишком увлекайтесь размытием воды в кадре.

Трудно устоять перед шелковистым и гладким потоком воды, но не делайте это единственным объектом съемки. Попробуйте съемку с ультра короткой выдержкой. Этот метод съемки особенно эффективен для съемки бурлящих водопадов с большим количеством брызг. Также при большей выдержке будет необходимо использовать большую диафрагму, которая приведет к более низкой глубине резкости и придаст больше интереса вашим снимкам.

После прочтения теории переходите к практике и экспериментируйте, улучшая тем самым свои фотоснимки.